Депрессия. «Я хуже всех» — самоукорение или самоедство?

"Я хуже всех" - самоукорение или самоедствоДепрессия. «Я хуже всех» — самоукорение или самоедство? Как одна ошибка в понимании этой фразы приводит душу в отчаяние и депрессию

Многие люди, осознав всю тяжесть своей греховной жизни, подвергают себя не просто самоукорению, а настоящему самоедству, после чего приходит депрессия. В один прекрасный момент они решают, что недостойны ничего хорошего и не имеют права ожидать каких — либо благ ни от людей, ни от Бога. Они окружают себя печально-таинственным ореолом,ежесекундно осознавая свое крайнее недостоинство. Такая негативная программа — вирус, добровольно внедренная в собственную жизнь, причиняет немало хлопот, тормозя духовное и социальное развитие человека и одаривая его массой комплексов.

Ведь, по мнению таких страдальцев, православному человеку любить себя даже неприлично как-то! Да и не за что особо, грехов-то не счесть. Подобная модель мышления практикуется многими верующими людьми, чаще всего новоначальными, не осознающими, что истинное ощущение недостоинства приходит лишь с духовным опытом. Отсутствие любви к себе часто сопряжено с отсутствием самоуважения. Подобная самоустановка отталкивает окружающих, которые подсознательно чувствуют, что у человека что-то внутри «не так». Люди реагируют на нас точно так же, как мы себя презентуем. Нет ничего удивительного в том, что человек не любящий себя, вскоре находит подтверждение своей никчемности в реакциях окружающих. Депрессия — это ее признаки.Транслируя сигнал о том, что они недостойны любви, такие люди подсознательно запрещают и другим это делать, выстраивая своеобразную «защиту».

Нередко причины нелюбви к себе таятся в детстве, когда родители излишне критиковали свое чадо и сравнивали с другими детьми. Повзрослев, такие люди с успехом реализовывают родительскую установку «все дети как дети, а ты хуже всех», находя ей подтверждение в своём поведении.

В нашу эпоху нравственной неразберихи, когда происходит грубое смешение идеалов добра и зла (а также подмены их друг другом) любовь к себе преподносится не как нормальное гармоничное восприятие себя, а как поклонение своей плоти и собственным капризам. Это другая крайность, не менее опасная, чем нелюбовь к себе. Господь говорит об этом: «Любящий душу свою погубит её» (Ин. 12:25).Неправильное отношение к себе тщательно пропагандируют СМИ, формируя массовое сознание таким образом, что любовь к себе в ее нормальном (умеренном) варианте подменяется эгоизмом и тщеславием. Но неправильная любовь к себе — это тоже большая вероятность того, что человек познакомится с тем, что такое депрессия.

Сегодня можно услышать различные призывы полюбить себя. Индустрия рекламы ежедневно сообщает нам, что себя нужно любить, холить и лелеять. Цель таких установок — сделать человека жертвой культуры потребления, идолом самому себе, а также убедить его в необходимости покупки тех или иных товаров или услуг, без которых невозможно счастье и благополучие. Человек, регулярно клюющий на подобные приманки, становится рабом материального мира и его продуктов. Самообожание становится преградой, которая отдаляет человека от Бога.

Святой Максим Исповедник писал: «Самолюбие есть страстное и безрассудное любление тела. Противоположны ему – любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти». Афонские старцы описывали деструктивную природу эгоизма: «Если тобою владеет себялюбие, ты делаешь не то, что полезно, но то, что приятно».

Почему православный христианин должен любить себя?

Согласно Евангельскому учению любить себя не только можно, но и нужно: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя” (Гал.5:14).

Разумная любовь к себе заключается в желании спасти свою душу, и это стремление вполне закономерно, Господь говорит об этом: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).

Господь призывает нас полюбить себя настоящего, такого, каким Он нас задумал. Мы же ошибочно принимаем за «себя» набор усвоенных социальных ролей и качеств, навязанных нам миром. Любовь к себе — это стремление прожить свою жизнь так, как это было предназначено Богом.

Нелюбовь к себе возникает потому,что человек не может реализовать тот внутренний идеал, который создал сам. Как правило, этот ложный идеал не совпадает с Божественным замыслом. Невозможность реализации этих внутренних лжеидеалов приводит к отрицанию своей истинной сущности, унынию.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Люди стыдятся сознаться, что они не веруют в высокое достоинство и предназначение свое, в то, что они – бесценный образ Божий, прелюбезный Богу, которому предуготовано и обещано бесконечно-великое блаженство на небесах – в единении с Богом. Как бедняк не верит, что он может сделаться богачем и весьма знатным человеком, — так многие христиане не веруют, что они будут обладать богатством будущих благ и будут спосаждены на небесах о Христе туне (даром). Мы дивимся, как без особенных заслуг с нашей стороны, ожидает нас такая высокая честь и слава, такое богатство. Мы самолюбивы, корыстолюбивы, скупы и не понимаем, как может существовать такая бесконечная Любовь, такой премудрый и бескорыстный Отец; — нам все еще как будто не верится, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16)».

Приняв и полюбив себя, человек приобретает уверенность и подает уже другой сигнал во внешнюю среду: я дарю любовь и принимаю её в свою жизнь. Полюбив себя, многие люди с радостью обнаруживают, что окружающие также меняют свое отношение к ним в лучшую сторону.

Татьяна Андреенкова