Иконы на кружках, майках и тарелках?
Нехорошо изображать святых на чашках, блюдцах, тарелках. Должен сказать, что и отец Иоанн (Крестьянкин) удивлялся, зачем это делают. Такие злоупотребления были и в Византийской империи. В Равенне в базилике Сан-Витале есть мозаика, на которой император Юстиниан и императрица Феодора изображены с иконами на одежде. На мантии архиерея это традиционно, но на одежде императора – явное излишество, по сути – пренебрежение к святыне.
Святые изображения на посуде – такое же излишество. Воздерживаться надо от таких вещей.В Серафимо-Дивеевском монастыре это уже поняли – на кружке, которую мне недавно привезли оттуда в подарок, изображены два храма, но икон нет.
И уж совсем непонятно, для кого и для чего предназначены ковры с изображением икон. Трудно представить, что кто-то молится перед таким ковром. А вот что ковер может съесть моль, очевидно. Лучше быть умеренными и изображать святыни по правилам, принятым нами в борьбе с иконоборцами, а не ходить по улицам в одежде, разрисованной «иконами».
Надписи на майках меня тоже смущают. В христианское время не было принято носить на одежде Священное Писание. Проповедовать миру Христа надо любовью, кротостью, смирением, непоказным благочестием, а не кружками и майками.
Я даже в храмах видел блюдечки и тарелочки с изображением святых. Это, конечно, очень плохо. Во-первых, материал некачественный, портящийся и вообще может разбиться и пропасть. Во-вторых, недопустимо иметь в быту изображение святого как сувенир.
Икона – святыня, которая делается по определенным правилам, не только техническим, но и богословски осмысленным. А чашки и блюдца с изображениями святых делаются в коммерческих интересах, в которые, к сожалению, некоторые церковные организации позволяют себя вовлечь.
То же самое я могу сказать о коврах. Они также делаются из недолговечного, подверженного порче материала, который к тому же могут испортить различные насекомые. Святыни надо хранить, а тут ни о каком бережном хранении не может быть речи. Нельзя превращать святыню в ширпотреб! Икона – образ святого во Христе или Самого Спасителя. Тут немыслимы никакие фамильярности и упрощения.
И надписи на майках – никакое не миссионерство, а самая настоящая профанация, которая возбуждает гордость у одних и насмешку или негодование – у других. Нельзя так использовать тексты Священного Писания и святых отцов.
Нельзя святыню опускать до уровня сувениров
— Святоотеческих высказываний по этому поводу не было просто потому, что никому в голову не приходило: как это святыню можно использовать подобным образом.
Раз сейчас такая реальность появилась, то нужно отвечать на «запросы современности». Ответ по поводу допустимости помещать изображения святых на чашках, тарелках, магнитах и даже винных бутылках, прочих предметах быта однозначен: такого быть не должно.
Нельзя святыню опускать до уровня сувениров. Но сувениры – еще полбеды. Это часто становится карикатурой. Посмотрите: на матрешках, наряду с карикатурными изображениями президента, мы видим не менее карикатурное изображение Матери Божией.
Что касается цитат из Священного Писания, цитат святых, которых помещают на майки – здесь не все так однозначно. Но осторожность в любом случае терять не следует. Надо всмотреться в православную традицию, сравнить ее с протестантской. Все-таки подобные вещи ближе протестантизму…
Нужно смотреть, какие фрагменты теста помещаются, куда человек собирается надеть такую футболку? Копать картошку, мыть полы или веселиться на дискотеке в подобных одеяниях – это тоже может стать умалением Священного Писания, Слова Божия, изречений святых.
Думаю, нет ничего плохого, если путешествуя по святым местам, скажем, по Валааму, человек будет одет в футболку с надписью «Валаамские святые, молите Бога о нас». Но все-таки, повторяю, — это больше протестантская традиция, чуждая традиции православной.
Важно не терять внутренней духовной чуткости, бережности. Иначе можно дойти и почти до кощунства. Представьте, человек честно продает пирожки. И на нем (из самых лучших побуждений) надета футболка с надписью: « приимите, ядите, сие есть Тело Мое»…
Потеря целомудренного отношения и к образу, и к слову, которые мы сейчас наблюдаем, приводит к печальным духовным последствиям….
Я негативно отношусь к тарелочкам и чашкам с изображением святых, к брелкам с изображением святых и крестов, которые выпускаются в Греции и Сербии. А что такое ковер с ликом святого: икона или предмет дизайна? Катастрофично, когда святыня становится ширпотребом.
Думаю, во все времена кто-то профанировал священные образы или относился к ним как к амулетам. Это было и в Византийской империи, но сегодня при развитии легкой промышленности профанация святыни растиражирована. Я считаю, что святыня должна занимать сакральное пространство, которое никому нельзя попирать. Иначе мы очень скоро потеряем всякое представление о высоком и низком, о благоговении.
Это представление уже теряется в светском сознании, и храм становится площадкой для перформанса, икона – арт-объектом в актуальном искусстве. Мы обижаемся, но намного ли лучше использование иконы в качестве ковра на стене или брелка для ключей от машины? Логика одна – что к иконе можно относиться не как к святыне.
Ну а майку с надписями люди воспринимают просто как прикол. В Киеве популярный прикол — надпись на майке: «Дякую Тобі, Боже, що я не москаль» («Спасибо Тебе, Господи, что я не москаль»). Майка с надписью «Богородица, Путина прогони» немногим от нее отличается.
Когда же люди в миссионерских целях выпускают майку с цитатами из Священного Писания, наверное, они имеют благую цель – надеются, что самого человека, ее надевшего, эта майка вдохновит быть лучше, а другие прочитают то, что на ней написано, и кто-то из них задумается. Но ширпотреб доступен всем. Представьте, что в этой майке идет пьяный матершинник с бутылкой пива в руке. Никто не помешает ему ее надеть. И как будет выглядеть священный текст? Такие майки – тоже игра на понижение
Протоиерей Борис Михайлов
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Священник Андрей Давыдов
о.А.Уменинский