Верба — зачем освящать вербу?
Верба — зачем освящать вербу?
Зачем мы освящаем вербы? Что вообще означает и символизирует собой верба? Печально наблюдать, как торжество Евхаристии подменяется торжеством магизма. В день Вербного воскресения, храмы наполняются людьми, которые в большей части пришли не ко Христу, а к… вербе. Именно ветка вербы в этот день становится для большинства — центром праздника. Зачем задумываться над этим символом, зачем вслушиваться в молитвенный текст при освящении, зачем пытливо вдаваться в смысл праздника? Для околоцерковных людей все понятно — верба, она же как талисман, и удачу приносит, и бесов гоняет и чего только не делает, но самое главное дарит ощущение, что человек выполнил какой-то важный долг, за который ему чего-то там на небе зачтется… Впрочем, о народном представлении об освященной вербе можно увидеть на миллионах открыточках и СМСках, которые разлетаются сегодня, как конфетти.
Так зачем же освящается верба? Какой вообще смысл несет этот символ? Вербное воскресение — это праздник в котором мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим. Христа, едущего на осленке, встречают толпы народа. Они держат в руках ветви пальм и финиковых деревьев и восклицают — «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне!». Множество восклицавших людей видели своими глазами, как Христос воскресил Лазаря, многие другие поверили рассказам очевидцев и так же радовались встречая Христа. Еврейское — «Осанна» (Ошана) — это молитвенный возглас, который можно перевести, как «благослови Боже!». (Например, в 117 псалме в 25 стихе стоит еврейское Ошана, которое в переводе семидесяти переведено, как «о, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же»).
Сегодня, с радостью встречающие Христа люди, стоят с ветвями, радостно восклицают, а уже через несколько дней многие из этой толпы будут в неистовой ярости кричать — распни, распни Его!!!
В нашей широте не растут пальмы и финики. Поэтому церковная традиция воспоминания этого события, заменила пальмовые и финиковые ветви на вербные. Вообще, нужно напомнить, что Церковь находится в некотором смысле вне времени. Молитвенные тексты не говорят, что Христос восходил в Иерусалим или что-то делал 2000 лет назад. Но всегда — входит днесь, то есть сегодня, сейчас. И мы, собранные на Литургии вокруг Христовой Чаши, встречаем Его, вспоминая те события, вставая на место тех, кто кричал Осанна! С одной лишь разницей, что мы проследуем за Христом с этими ветвями до самой Голгофы и святого Воскресения, а не отречемся от Него, как это сделало большинство встречающих Его в Иерусалиме.
Вот в чем смысл вербы. Это символ нашей радости, любви и преданности Спасителю. Если говорить глубже, то символ чистоты нашей веры, символ не каменистой или заросшей тернием почвы, а той самой доброй земли на которую упало семя Сеятеля и дало стократные плоды. Но увы, сегодняшнее псевдоблагочестие все свело только к освящению веток. Верба перестала быть символом свидетельства нашей любви, она превратилась в какой-то непонятный оберег… Ведь главное то, не унести вербу из храма, а придти с ней! Об этом и тропарь праздника говорит —
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.»
То есть, прежде Твоего страдания, Ты удостоверил нас в Воскресении , воскресив Лазаря. Поэтому мы, как те иерусалимские дети, держа в руках символы победы (ветви вербы), Тебе, победителю смерти, восклицаем — осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!
Вот в чем главный смысл — именно прийти с вербой, засвидетельствовать свою любовь и преданность, а не просто унести вербу. То, что мы уносим ветви вербы домой и ставим их возле икон, является напоминанием нам о нашей преданности и любви ко Спасителю. И не более того!
Да и если так подумать, освящается то не верба, а люди принесшие вербу. В молитве на освящение вербы, священник произносит — «…Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем…«
То есть, Ты Сам, Владыка, в этот праздничный день, освяти (даруй благодать) и сохрани нас, пришедших и держащих эти ветви в руках, подобно тем людям, которые встречали Тебя и пели «Осанна«. Соблюди и сохрани нас, чтобы мы с песнями и духовными гимнами удостоились достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе.
То есть, чтобы нам не уподобиться своими грехами, тем людям, которые вначале кричали Осанна, держа ветви в руках, а потом неистово кричали — Распни Его! Здесь очень глубокое смирение, которое как бы говорит — Господи, я настолько поврежден грехом, что если хоть немного Твоя благодать отступит, я упаду ещё сильнее. Я настолько грешен, что если Ты не сохранишь и не соблюдешь меня, то не смотря на все мое желание спастись и быть с Тобой, я впаду в такие грехи, которые сами по себе будут вопить — распни, распни Его…
Страшно звучит, но именно своими грехами, как говорили отцы, мы продолжаем распинать Христа…
Но, думаю самое важное в этой веточке вербы увидеть главный смысл — куда и ради чего идет Спаситель. Увидеть, что все последующие события будут совершаться не просто абстрактно за весь мир, а увидеть конкретно себя, что Христос идет на страдания за всех и за тебя конкретно. Пережить сердцем, что Спаситель отдает Свою Жизнь за всех и за тебя лично…
Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»