Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
Институт восприемников (крестные родители), или свидетелей и поручителей за веру крещаемого, обязанных наставлять его в правилах христианской жизни, существует с 1-го столетия христианской эры. Как свидетельствуют первые письменные упоминания о восприемниках, относящиеся ко 2-ому веку, восприемниками в первые века христианства чаще всего бывали диаконы, диаконисы, отшельники, девственницы и вообще лица, посвятившие себя служению Церкви, как способные наставлять крещаемых в истинах христианского веро- и нравоучения. По свидетельству «Апостольских Постановлений» (3, 16), в первые века христианства мужчину обычно воспринимал один диакон, а женщину — одна диакониса. С тех пор и установился в христианской Церкви порядок, в силу которого при крещении требовался только один крестный одного пола с крещаемым: при крещении лица мужеского пола — мужчина, а при крещении лица женского пола — женщина. По требованию Кормчей Книги (гл. 50, ч. 2), крещаемый, «исходя от спасительные бани, должен быть восприемлен от единого верного человека».
В древней Русской Церкви до XIV века при крещении полагался только один восприемник, и лишь с XIV в. устанавливается обычай приглашать двух восприемников — мужчину и женщину. Этот обычай Русской Церкви, с течением времени, получил права гражданства не только в силу прочно установившейся практики, но и позднейших указаний Св. Синода, хотя в принципе и до сего времени остаётся необходимость только одного восприемника: мужчины при мужчине и женщины при женщине. Наш Требник, по которому совершается Таинство Крещения, знает только одного восприемника, о милости, жизни, мире, здравии, спасении и оставлении грехов которого и совершается дважды моление на сугубой ектении — после чтения Евангелия и в конце «чина измовения во осьмой день».
Само собой понятно, что восприемником при крещении может быть лицо только православного вероисповедания и при том хорошо знающее, по крайней мере, главнейшие истины христианской веры и нравственности и сущность таинства крещения, а равным образом сущность обетов, которые произносятся им за крещаемого, и которые восприемник обязан передать и разъяснить крещаемому, когда он придёт в возраст. Вследствие этого, восприемниками не могут быть а) малолетние (восприемник не моложе 15 лет, а восприемница — 13 лет), б) совершенные невежды в вере, в) явные грешники и, вообще, лица, упавшие в общественном мнении по своей нравственной жизни, г) раскольники и д) иноверцы.
В крайнем случае, при невозможности, например, приискать православного восприемника, крещение может быть, совершено и без восприемника, как особого лица, которого на этот раз может заменить собой сам священник, совершающий крещение, или псаломщик или же их супруги, сообразно с полом крещаемого. Допускаемое в практике заочное восприемничество не имеет канонического основания, так как по церковному чиноположению восприемник обязан присутствовать при самом совершении таинства крещения, давать положенные ответы за крещаемого, читать за него Символ Веры, ходить с крещаемым вокруг купели и через то торжественно поручиться пред Богом и Церковью в том, что воспринятые им будут истинными христианами.
Необходимо только помнить, что родители ни в коем случае не могут быть восприемниками своих детей: в противном случае само супружество родителей должно быть расторгнуто применительно к 53 правилу VI Вселенского Собора, так как восприемничество создаёт духовное родство, признаваемое Церковью в этом правиле более важным, нежели «союз по телу».
Архиепископ Аверкий (Таушев)