Иисусова молитва
1. Иисусова молитва – не изолированное действие, но делание, органически вплетенное в жизнь христианина. На первом этапе мы ищем освобождения ума от помрачения. Молитвенные «подвиги» без должного опыта и подготовки небезопасны, могут привести к повреждению и прелести.
2. Во время молитвы человек ищет не состояний, не наслаждений, а покаяния. Человек, приступающий к молитве с покаянием, безопасным образом включается в делание. Практика молитвы в отрыве от идеи покаяния – дом, построенный на песке.
3. Во время молитвы важно сосредоточиться на словах самой молитвы, на имени Иисусовом, не принимая никаких мыслей (ни хороших, ни плохих). Данный навык помогает человеку выстоять во время бури искушений…
4. На первом этапе, с помощью Иисусовой молитвы, человек ищет избавления ума от помрачения. Гоняться за чем-то другим бедственно. Творя Иисусову молитву, человек побеждает не своим усилием – побеждает Господь, призываемый в молитве Иисусовой.
5. Концентрация, и внимание важны во время молитвы, но побеждают врага рода человеческого, действующего через страсти, не своим вниманием и концентрацией. Возможно, здесь уместен образ воина, который окружён врагами и вот он по рации связывается со своим командованием: он побеждает врагов не силой своего голоса, а за счёт того, что попросил о помощи – командование присылает к нему авиацию – авиация прилетает на выручку и побеждает врага. Люди, выделяющие в Иисусовой молитве только аспект внимания и концентрации, возможно воспринимают её как медитацию, ищут способа сосредоточиться, но остаются в итоге лишь наедине со своим умом. Как говорил преподобный Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисусовым». Он советовал бить супостатов [духов злобы] именем Иисусовым, потому как нет ни на небе, ни на земле более сильного против них оружия (передано своими словами). Иисусовой молитве можно учиться и мирянам, как это можно понять из наставлений преподобного Серафима Саровского.
6. Если кто-то когда-то слышал какие-либо предупреждения о прелести, то нужно понимать, что относятся эти предупреждения о ложных духовных состояниях к тем людям, которые в Иисусовой молитве ищут высших состояний и озарений. Отец Антоний (Голынский) в своей книге советует человеку искать в молитве покаяния и избавления ума от помрачения.
Один духовник советовал для того, чтобы навыкать Иисусовой молитве, если есть такая возможность, выделить полчаса и в эти полчаса перебирать чётки, не считая. Главной целью поставить – быть [умом и сердцем] вместе с Господом. В этот момент следует не принимать никаких мыслей: ни плохих, ни хороших.
Так, потихонечку, будет формироваться некий навык, который помогает человеку и в течение дня. Ведь порой человек может вспомнить о чем-то хорошем, а потом от хорошей мысли ассоциация перейдёт на какую-то другую тему. Вспомнит, например, как здорово было ему кататься на велосипеде, а потом вспомнит, что велосипед этот кто-то украл, прогневается – и вот уже молитва разрушается. Речь не идёт о том, чтобы не думать вовсе, а о том, чтобы в эти полчаса стараться быть с Господом, не переключаясь ни на какие мысли.
7. Иисусову молитву также удобно творить во время каких-то механических дел (мытьё посуды, уборка дома, даже и ходьба). Один духовник говорил, что во время ходьбы можно творить Иисусову молитву в такт шагу: один шаг – одно слово. Молитва, произносимая шепотом, или голосом не поспеет за частотой шага, поэтому на пути куда-то мы можем произносить молитву в уме. В уме также мы можем её произносить, если рядом кто-то есть. Если рядом никого нет, то ее можно произносить вслух для себя. Как говорил один афонский старец: «ухо слышит слова молитвы и потихоньку опускает эти молитвенные слова в сердце».
8. Схиархимандрит Серафим (Романцов) советовал во время Иисусовой молитвы держать внимание на губах. Кто-то этот совет может оспаривать, но нужно понимать, что у каждого человека есть своё мнение. Мысли могут скакать, могут отвлекать посторонние шумы, а человек потихонечку шевелит губами, сосредотачивается на них.
Но, как уже было сказано, речь здесь не только о сосредоточении. Если думать только о сосредоточении, то это скорее напоминает практику випассаны (йогической практики). Молитву от медитации отличает то, что в молитве происходит обращение человека к Богу.
9. Святитель Феофан Затворник определял молитву как возношение ума и сердца к Богу: «Молитва – это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца…»
Иеромонах Прокопий (Пащенко)