Нести свой Крест

Когда-то выражение «нести свой крест» было понятным. Но сейчас мы наблюдаем попытку разложить христианское мировоззрение и основные представления. Масса психологической литературы на разные лады производит насмешку над этим выражением. Разлагается представление о терпении. Про тех, кто старается следовать этой добродетели, говорят, что они «терпилы».

Но нести свой крест – не значит мириться со всем подряд. Если человек живет правильной христианской жизнью, на каком-то этапе у него возникает глубокий внутренний мир во всех обстоятельствах, даже самых сложных. Возникает некая радость, не завязанная на внешних обстоятельствах. Эта радость может быть и в тюрьме, и в окопе… и в благоденствии в том числе. К внутреннему миру и к этой радости человек становится способен, потому что душа его не разрывается страстями во все стороны. Это не значит крайний аскетизм. Такое состояние безстрастия, когда человек живёт – в браке или в монастыре взаимодействуя с людьми – на каждом шагу не будучи разрываем на части гневом, похотью, объедением. И в каком-то смысле этому способствует то, что он знает фразу «нести свой крест».

В трудных обстоятельствах, когда у человека бывают утрачены ориентиры – в душе поднимается смута, он не знает, что делать. Но если он знает про Крест Христов – он точно знает, что в этой ситуации ни при каких обстоятельствах он не имеет право быть хамом, падать ниже черты, за которую нельзя переступать. Этот некий идеал становится для человека путеводной звездой. «Сейчас я не знаю, как разобраться с этой ситуацией. Но пока я несу свой крест – Господь меня вразумит». Вырабатывается внутренняя стойкость, волевая сфера, которой так не хватает современным людям. Если человек и в ежедневной жизни мирен духом и радостен, то и когда приближается полоса больших испытаний он не теряет ориентации, не падает низко.

Те, кто этого никогда не знал, в то время пока социальная внешняя структура более-менее соответствует стандартам (еда, продовольствие, быт, безопасность – как-то могут оставаться в рамках). Но если эта структура разрушается вследствие голода, нестроений, отсутствия безопасности, а у человека никогда не было добродетели терпения – то в нём сразу начинают проявляться животные инстинкты, которые его губят, превращая человека в загнанное животное. Вследствие той ситуации, которая сейчас происходит, мы ещё увидим невиданное доселе падение человечества, когда благополучные, вроде бы цивилизованные страны явят миру ужасающие примеры расчеловечивания.

Чтобы душа и тело не пошли вразнос, нужен Крест Христов, который скрепляет наши силы, центрирует нас, делает цельными.

Многие наши воины в Афганистане приходили к таким выводам. Один участник тех действий рассказывал: хотя эта война происходила в атеистические годы, военнослужащие массово крестились, потому что не могли ничего противопоставить идеологической атаке с Той стороны. Тех солдат, шедших в атаку под воздействием наркотиков, со сниженным болевым порогом, не останавливала даже пуля – они шли дальше, крича свои религиозные лозунги.

Вид этой атаки деморализовал наших солдат, ломая психику. Как результат, многие пришли к тому, что они должны противопоставить Веру. Стали креститься, стали приобщаться к Православию. У них внутри появилось что-то, что можно назвать как угодно – стержень, ядро, опора. Мы называем это верой. То, что можно противопоставить любым нестроениям и ужасу, то, что помогает оставаться людьми.

иеромонах Прокопий (Пащенко)