Эгоизм
Если внимательно посмотреть на архитектуру наших храмов, то мы заметим, что они похожи по своей форме на ковчег. Церковь — корабль, идущий по морю житейскому. В этом море всякое бывает: бури, штормы… Если человек оказался вне корабля, ему легко утонуть. В Церкви же, приходя и совершая молитву вместе, мы как бы подкрепляем друг друга, как говорит старец Ефрем, набираемся настоящего духовного мужества! А мужество сегодня необходимо… Мир проповедует эгоизм, своеволие. Бог принес в мир любовь и радость. Мы стремимся к счастью, но сворачиваем не там, и желаемое нами становится всё дальше. Если человек не имеет любви, он неминуемо испытывает горечь и скорбь. Если человек не имеет милосердия к немощным, его сердце сохнет, черствеет, по-тихоньку умирает. Если человек не имеет послушания, своеволие его мучает, как бы крутя на вертеле над огнем совести. Если человек видит лишь свои интересы, он перестает быть человеком. Господь хотел бы, чтобы мы были с Ним, чтобы мы научились настоящей радости. Не той, которая как морковка перед носом, а той, которая в сердце под надежной защитой. Господь хотел бы, чтобы мы радовались и радовали. Но несчастный эгоизм… Как он портит нам жизнь… Эгоизм победить враз невозможно, его надо точить, иссушать, подсекать. Мы можем сегодня постараться внимательно следить за собой, обнаружить признаки своеволия и отказаться от следования своему, может, сегодня возобновить послушание, какую-то борьбу: в молитве, в добром деле, в общении. Не будем терять ни минуты, потому что время скоротечно, и мы приближаемся к нашему экзамену.
Афонские старцы об эгоизме:
«Необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей. Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова — он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма! Надо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня – виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он – мой благодетель! Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла – эгоизм».
(Старец Ефрем)
«Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия. За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие. Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм».
(Преподобный Паисий Святогорец)
«Истинная жизнь человека как личности принуждает человека к умерщвлению его эгоизма. Итак, проблема состоит в том, чтобы найти силы обнаружении способности к преодолению эгоизма и развитии неразрушимого общения личности. Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их».
(Святитель Григорий Палама)
«Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства. Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело – когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело – истина. Истина открывается в искушениях. Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас».
(Старец Дионисий)
____________________
ПОДПИСАТЬСЯ на телеграмм-канал священника Евгения Лищенюка