Ангел-Хранитель: Библия об Ангелах-хранителях

Библия об ангелах-хранителях

Существует мнение, что Ангел -Хранитель дается человеку в святом Крещении. Однако у Отцов Церкви в этом вопросе нет однозначного мнения. В ранней Церкви существовало мнение, что Ангел -Хранитель давался человеку при рождении, однако в более позднее время, мы видим учение, что Ангел -Хранитель оберегает человека только с момента его крещения. На самом деле два этих мнения никак не противоречат друг-другу и примиряются следующим образом — Ангел -Хранитель дается человеку с момента рождения, но вступает в свои полномочия только после святого Крещения. Профессор по догматическому богословию Протоиерей Сергий Булгаков, писал об Ангелах -Хранителях следующее — ««Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небес­ного»(Мф. 18, 10). Господь этими словами непреложно засвиде­тельствовал, что ни единый от малых сих не лишен ангела-хранителя своего. Прямой смысл этого текста, что все имеют своих ангел ов-хранителей, и в эту мысль не вносится ни­каких ограничений. <…>Существование ангелов-хранителей и для ветхозаветного человечества (следовательно, также до искупления и до креще­ния) может быть подтверждено свящ. Текстами- Быт. 24, 7,40: речь идет о сватовстве Исаака, на которое Авраам посылает раба своего: Господь «пошлет ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему». Но также и нали­чие ангела Божия около язычника Корнилия (деян 10, 3) свидетельствует о том, что оно распространяется и на язычников, по крайней мере, накануне крещения. Является несомненным, что всякий крещеный получает ангел а-хранителя, как и говорится в молитве: «св. ангел … преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого кре­щения ». Мнение свв. отцов по этому вопросу вообще двоится. Святитель Василий Великий и др. прямо утверждают, что ангел -храни­тель дается при св. крещении и, следов., присущ лишь верным, т. е. прежде всего, членам Православной Церкви, а далее, крещен­ным и вне православия. Другие же как Тертуллиан , Ориген и пр. считают, что ангел ы-хранители даются каждому человеку при ро­ждении. Церковь не приняла окончательного определения по этому вопросу, и потому сохраняют относительную силу оба мне­ния.» прот. Сергий Булгаков — «Лествица Иаковля. Об ангелах» Париж, 1929

Согласно учению Церкви, Господь дарует человеку Ангел а-Хранителя не потому, что Сам нуждается в их помощи, но предоставляет ангелам возможность участия в Своем Домостроительстве. Господь поручает ангелам защищать праведных — «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс.90:11-13). Аналогичную мысль  можно увидеть у апостола Павла — «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14). В книге Товит мы находим повествование о том, как демон был связан ангел _ом после того, как Товия исполнил послушание данное его ангел _ом-хранителем (Тов.8:3). В этой же книге приводится свидетельство  ангел _а о том, что он возносил молитвы человека перед Богом — «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою» (Тов.12:12).

Согласно Евангелию, Господь предоставил ангелам провожать душу в загробную жизнь — «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лук.16:22). Существует большое количество  свидетельств (в т.ч. святоотеческих) о том, что в момент смерти человека  встречает его Ангел -Хранитель. Исходя из этого, мы не можем исключать, что в числе тех ангелов, которые отнесли нищего на лоно Авраамово, не было Ангел _а-Хранителя. Более того, исходя из святоотеческих свидетельств, можно вполне предположить, что это было несколько Ангел _ов-Хранителей. (О том сколько дается человеку Ангелов-Хранителей, читай в заметке — «Сколько Ангелов у христианина?«)

Именно Ангел _ам будет предоставлено в День Страшного Суда, отделить добрых людей от злых — «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных» (Матф.13:49). Святой Апостол Павел более детально описывает это событие — «а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,  когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.» (2Фесс.1:7-10)

Священное Писание также говорит нам о том, что Бог поделил землю и установил пределы для каждого народа. Эти пределы были установлены по числу Ангел _ов-Хранителей, которых Бог дал каждому народу. Синодальный перевод не корректно отражает это место из Писания, однако в Церковно-Славянском переводе это событие сохранено — «Егда разделяюще вышний языки, яко разсея сыны адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих» (Втор.32:8). Кстати Ангел _ом-Хранителей иудейского народа, был назначен Арх_ ангел Михаил (Дан. 10, 13, 21; 12, 1; Иуд. 9).  Согласно Преданию в настоящее время арх_ ангел Михаил является Ангел _ом-Хранителем Христовой Церкви за которую он сражается с воинством падших духов. Именно поэтому в православной иконографии он изображается в одежде война с мечом и щитом. Существует также мнение, что своих Ангел _ов-Хранителей имеют все поместные Церкви. По крайней мере, такой мысли придерживались некоторые толкователи Апокалипсиса Иоанна Богослова, объясняя место где есть обращение к семи ангелам Церкви. Впрочем большинство Отцов видят под образом описываемых семи ангел _ов местных епископов.

Вера в Ангел _ов-Хранителей существовала уже в ранней Церкви. Книга Деяний святых Апостолов рассказывает о чудесном освобождении апостола Павла из темницы. Вернувшись назад в общину, апостол постучал в дверь. Одна из христианок, выйдя на стук, не поверила, что на пороге стоит их наставник и вбежав назад в дом рассказала христианам, что видела ангел _а апостола Павла, т.е. его Ангел _а-Хранителя. «Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.» (Деян. 12:13-16)

Сам Спаситель говорил про Ангел _ов-Хранителей — «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.» (Матф.18:10). Более того, Священное Писание говорит нам о том, что Ангел _ов-Хранителей имели целые народы, включая языческие (ангел персидского народа и пр.) (об этом читайте в книге пророка Даниила  (10, 13, 21).

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»


Нажмите, чтобы задать вопрос