Автор:Анатолий Баданов

Соборование (Елеосвящение) — история, значение и суеверия

Соборование (Елеосвящение) - история, значение и суеверияСоборование (Елеосвящение) — история, значение и суеверия

Пространный Катехизис святителя Филарета Московского, дает следующее определение этому Таинству – «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазaнии тела елеем (маслом) призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».

Таинство Елеосвящение (Соборования), впрочем, как и все Таинства Церкви, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии мы читаем – «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф.10:1). И пред тем, как послать апостолов на проповедь, Спаситель им заповедовал – «больных исцеляйте, прокаженных очищайте…» (Матф.10:8). Следует сказать, что в древности, для исцеления многих болезней, особенно внешних травм и ран, использовали очищенное растительное масло иногда смешанное с вином. Об этом можно найти в сочинениях древних медиков, таких как Гиппократ, Аэций, Гален и других античных целителей. Представитель иудаизма, Филон Александрийский, живший в I веке, писал: «Что можно бы искать для натираний лучше плода, выжимаемого из маслины? Ибо он смягчает и утомление тела и содействует здоровью, и, если окажется какая-нибудь язва, он полностью затягивает и сообщает более всякого другого плода силу и бодрость». Упоминание традиции использовать масло в лечебных целях, можно найти и на страницах Библии. В книге пророка Исаии можно найти – «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис.1:6). О традиции использовать елей в медицинских целях, упоминает и Господь в притче о добром самарянине – «и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лук.10:34). По всей видимости, Господь дал ученикам указание совершать Таинство исцеления, внешне используя понятное всем традиционное действие– «и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мар.6:13). Немного подробнее об этом пишет апостол Иаков в своем послании – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Крайне важно обратить внимание на последние слова апостола – «и если он соделал грехи, простятся ему». В Священном Писании мы не редко встречаем мысль, что причиной многих человеческих болезней и прочих скорбей, является грех, прощение которого приводит человека к исцелению. В Евангелие рассказывается случай, когда четверо друзей приносят к Спасителю своего друга, который страдает расслаблением (параличем) — «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мар.2:5). Обратите внимание, что расслабленный не сразу получает исцеление, но в начале Бог прощает ему грехи и только потом говорит – «тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мар.2:11). Именно поэтому апостолы вначале – «проповедывали покаяние» (Мар.6:12) и только после этого – «больных мазали маслом и исцеляли» (Мар.6:13).

У Таинства Елеосвящения есть и другое название, которое более знакомо прихожанам – Соборование. Это название восходит к древнему обычаю совершать Таинство собором из семи священников, которые по очереди совершают семь помазаний больного освящённым маслом (елеем), при этом совершая молитвы и чтение Священного Писания. Следует сказать, что в наше время, крайне редко можно встретить совершение Соборования семью священниками. Как правило, сегодня это физически представляется крайне сложным во-первых, из-за большого количества треб, во-вторых из-за малого количества священников. Но при этом не стоит полагать, что Соборование совершенное одним священником является менее благодатным по сравнению с Таинством совершенным семью священниками. Архиепископ Вениамин (Краснопеков-Румовский) в «Новой Скрижали», пишет — «В крайней нужде один священник, совершающий таинство Елеосвящения, совершает силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике».

Стоит обратить внимание на число семь. По мнению святителя Семиона Солунского, число семь имеет древнее Библейского обоснование и связанно с числом Даров Святого Духа, которые упоминаются в книге пророка Исаии (Ис.11:1-3). Так же святитель Семион обращает внимание на описание действий, которыми ветхозаветные священники разрушали стены Иерихона — «семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания» (Иис.Нав.6:3-4). В третьей книге Царств мы находим, что на седьмую молитву пророка Илии начал идти долгожданный дождь (3Цар.18:44). В четвертой книге Царств мы видим, как пророк Елисей советует больному Нееману – «пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист» (4Цар.5:10). В Священном Писании можно найти очень много упоминаний числа семь, но почти все они будут указывать на некоторое сакральное значение.

Конечно, не стоит думать, что все скорби и болезни, которые случаются с человеком, есть последствие греха. Преподобный Иоанн Пророк учит – «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть». Впрочем, бывает и так, что болезнь посылается человеку для усовершенствования его души или как следствие особого промысла Божьего. Яркими примерами этого, являются евангельский слепец, о котором Спаситель сказал – «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3) и ветхозаветная история Иова многострадального.

Ещё на один, указываемый апостолом Иаковом аспект, очень важно обратить внимание – «пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь». Вопреки живущему заблуждению, не освященное масло исцеляет человека, а молитва веры, за которой следует прощение грехов. Иными словами, если человек подходит к Таинству без предварительного покаяния и молитвы, то исцеление может не произойти, так как освященное масло не является лекарством, а всего лишь проводником Божественной благодати. Исцеляет не масло, а Благодать. Помазание маслом — это лишь внешний знак, который совершается над болящим, главное содержится в его внутреннем, духовном наполнении. Помазать маслом можно любого человека, однако не каждый человек способен принять ту благодать, которая содержится в этом помазании. По этой причине в Церкви существует древняя традиция, приступать к Соборованию предварительно приступив к Таинству Исповеди. Нередко случается, что после сердечного покаяния в своих грехах и твердой решимости жить христианской жизнью, человек получает исцеление до Таинства Елеосвящения. Но бывает и так, что мы забываем совершенные нами грехи и душевные раны, которые были нанесены в следствии греха, сказываются на нашем телесном здоровье. В таком случае, при условии, что в человеке действенно живет покаяние, в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи. Об этом пишет преподобный Амвросий Оптинский — «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский. Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80).

Интересно заметить, что в ранние века существовала традиция совершать Елеосвящение не только над больными, но и над людьми, которые возвращались в Церковь отпав от православия. В III веке, в гомилиях на книгу Левит, Ориген писал — «существует отпущение грехов… через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое… В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя… ». Аналогичную мысль мы встречаем святителя Семиона Солунского – «Также весьма необходимо елеосвящение, как священный обряд и притом из семи таинств, над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца. Чрез этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев».

 Основными моментами совершения Елеосвящения, являются семикратное крестообразное помазание частей тела больного (лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки). Перед каждым из семи помазаний, священник читает Апостол, Евангелие, краткую Ектению и молитву об исцелении и прощении грехов.

Внешняя сторона Таинства выглядит следующим образом: в емкость с пшеницей (или с другим зерном) помещают сосуд с растительным маслом, как образ милости Божией. Зерна пшеницы символизируют зародыш жизни, а после смерти тела – воскресение. Этот образ взят из слов Спасителя – «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан.12:24). По древней традиции использовать в медицинских целях смешанное вино и масло, в елей добавляют немного красного вина. Некоторые современные богословы, усматривают в этом образ пролития Христовой Крови. Вокруг сосуда в зерно ставят семь свечей, как образ Божественной Благодати. Рядом кладется семь кисточек для помазания – по количеству отрывков, которые будут читаться из Священного Писания. Впрочем, сейчас крайне редко используется семь кисточек, как правило используют всего одну. Приступающие к Таинству стоят рядом и держат зажжённые свечи, как знак того, что Христос – свет нашей жизни. Некоторые усматривают в этом образ Евангельских мудрых дев, которые встретили жениха с зажжёнными светильниками. Следует сказать, помазание определенных частей тела тоже имеет духовный образ. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, сердца, мыслей и наших дел (руки), т.е. всего чем мы могли совершить грех.

Завершается Соборование возложением раскрытого Евангелия на головы соборующихся христиан. Важно заметить, что возложение Евангелия должно проходить раскрытым текстом вниз, это является символом благословляющей и исцеляющей руки Спасителя. Этот образ раскрывается в молитве, которую в этот момент читает священник – «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (имярек), и молюся с ними, и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое…».

Важно особенно подчеркнуть, что от Елеосвящения нельзя ожидать мгновенного выздоровления. Соборование это не магическая и не медицинская процедура в которой мы должны почувствовать мгновенное выздоровление. Соборование неразрывно связанно с нашим покаянием в котором Бог дарует прощение грехов. Важно также помнить, что исцеление это дар Божий, который человек получает по Его Своему свободному изволению, а не как неизбежный результат молитв и внешних действий православного священника. Поэтому обиды и претензии в духе – «я отстояла длиннющую службу, а ничего не произошло», нужно оставить как совершенно неуместные.

Более того, отсутствие исцеления может быть напрямую связанно с недостаточностью веры человека приступающего к Таинству или наоборот, по особому промыслу Божьему. Стоит обратить внимание, что святые Отцы в своем большинстве, никогда не просили исцеления в своей болезни, но просили сил, что нести этот крест мужественно и достойно. Отцы, по примеру Иова Многострадального, верили, что с христианином ничего не может произойти без воли Отца Небесного. Вера в бесконечное милосердие и любовь Божию приводило к мысли о том, что все случающееся, будь то скорби или радости, является следствием забота Бога о человеке. Это очень важно понять каждому христианину, потому что очень часто то, что нам кажется злом, на самом деле является добром в Очах Божьих. В качестве примера можно взять ребенка, который болен сахарным диабетом. Мальчик смотрит на конфеты и не понимает, почему мама запрещает ему их есть. Малыш ещё не понимает, какие процессы производит диабет в организме человека, какие могут быть последствия приема конфет и пр. Для малыша, мама является всего лишь препятствием на пути к удовольствию и потому он начинает плакать, кричать, обижаться и т.п. Но если посмотреть глазами матери, то конечно же ее действия являются пользой для малыша. Вот так же и в отношениях человека и Бога. Я сейчас не говорю о тех болезнях, которые можно отнести к временным, например, грипп, простуда, ушиб и т.п., имеются ввиду болезни, которые входят в человека и становятся частью его жизни, так или иначе меняя и саму жизнь человека и его отношение к ней. Такие болезни всегда даются человеку по промыслу Божьей и о них всегда нужно благодарить Бога. Ребенок, уверенный в любви матери, никогда не обвинит ее в том, что она дала слишком горькое лекарство, он знает, что все что делает мать, она делает ради него. Так же и Бог. Господь делает все ради человека. Именно поэтому в христианстве бесстрашное отношение к болезни в отличии от людей неверующих. Ведь боль мы испытываем одинаковую, будь то христианин или атеист. Однако есть разница, если я терплю боль от врачебного скальпеля или терплю ее от скальпеля какого-нибудь маньяка. Для атеиста или человека не имеющего правильного представления о Боге, любая болезнь — это скальпель маньяка, всегда несправедливый и совершенно ненужный. Христианин же с радостью ложится на операционный стол, зная, что это необходимо для его духовного здоровья и поэтому, не смотря на причиняемый дискомфорт, благодарит врача. Но при этом нужно учитывать, что у больного могут быть разные состояния. Если человек уже духовного созрел для вечности, то тогда с точки зрения Спасения, продолжение его жизни тут на земле оказывается не полезным и поэтому Господь, очистив его душу скорбями и Таинствами, забирает его в иной мир. Святитель Феофан Затворник, писал – «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье» (Письма. VI. 1018). В Церковной жизни известно не мало случаев, когда человек находящийся в мучительной болезни, после Соборования избавлялся от страданий через тихую и мирную кончину, дарованную по средством Таинства. А бывает и так, что человеку необходимо пострадать и через эти страдания обрести духовный опыт и приблизиться к христианскому совершенству. Святитель Тихон Задонский, писал — «Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Нередко можно услышать вопрос – неужели Господь не мог меня вразумить другим образом или другим образом привести в Церковь и т.п. Таким людям нужно понять, что если любящая мать всегда ищет различные пути для вразумления ребенка и только, как крайнюю меру прибегает к физическим наказаниям, то неужели Бог, любовь Которого несравненно выше любви всех матерей вселенной, не будет искать различных путей нашей вразумления, прежде чем пойти на крайние меры. И даже применив крайнюю меру, милость Божия невероятным образом окутывает человека и готовит ему бесценную награду в Царстве Небесном. Об этой награде, ещё в IV веке сказал святитель Иоанн Златоуст – «Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический». Кстати у того же Златоуста, есть очень хороший совет, который обращен к отчаявшимся людям, которые готовы на все ради исцеления, даже идти к различным колдунам, бабкам и экстрасенсам — «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни – заклинаниями, другие – амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества». Какая удивительная милость Божия! Венец мученичества, венец Райской святости всего лишь за то, что ты мужественно противостоишь различным искушениям обратится за помощью к силам зла и не смотря на тяжелую болезнь не отступаешь от Бога и остаешься верным Ему одному.

Отцы древности учили, что христианину нужно научится любить свою болезнь, потому что при правильном подходе из нее можно извлечь колоссальную духовную пользу. Преподобный Иоанн Лествечник писал – «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение» (Лествица 26:54) и чуть выше– «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной» (Лествица 26:21). Стоит ли удивляться болезням, если никаким другим способом мы не можем избавиться от своих страстей и грехов? Болезнь смиряет, болезнь очищает, болезнь духовно взращивает христианина.

В Церковной практике не редко можно встретить случаи, когда человек, приступив к Таинству Соборования, не получает просимого исцеления. В таких случаях, человека нередко начинает охватывать уныние и даже отчаяние. Но, таким людям следует помнить, что даже если не произошло видимых результатов, это вовсе не означает, что Елеосвящение никак не повлияло на человека. Преподобный Ефрем Сирин пишет — «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом, не оставляет нас без весьма полезного. И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Для христианина важно понять, что болезни и прочие скорби, которые случаются на жизненном пути, случаются в большинстве случаев, не за что-то, а для чего-то. Святитель Василий Великий учит – «Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению». Как видим, Бог попускает болезнь человеку не как кару за грехи, а для того, чтобы побудить человека к покаянию, обращению или как помощь в очищении души. Христианину крайне важно подчеркнуть в своей духовной жизни эти слова — болезнь имеет смысл и не случается просто так на ровном месте. Святитель Феофан Затворник, пишет – «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин».

Приступающим к Соборованию, следует также напомнить о следующем Церковном правиле — «Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не вовремя одной и той же непрерывно продолжающейся болезни» (Настольная книга священнослужителя). Иными словами, если вы заболели и решили приступить к Соборованию и не получили исцеления, то Церковью запрещается приступать к Таинству повторно с этой же болезнью. В православной Энциклопедии сказано — «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может». Если болезнь была попущена, как следствие наших грехов, то для ее исцеления человеку требуется сердечное покаяние и твердое решение жить христианской жизнь (не только до исцеления, но и после). В этом случае, тот факт, что исцеление не произошло, свидетельствует о необходимости нашего покаяния, возможно более глубокого нежели мы принесли до этого. Господь говорит в книге пророка Иеремии — «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер.30:15). Читая эти слова, важно так же понимать, что не всякая болезнь есть следствие каких-то определенных грехов. Святитель Иоанн Златоуст в толкование на Евангелие от Иоанна, пишет — «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре». Бывает так, что Бог предвидя наше падение или необратимое развитие какой-либо страсти, посылает нам болезнь, которая оградит нас от злой участи. Бывает и такое, что болезнь дается нам, как помощник очищая наша душу скорбью. Здесь важно ещё раз обратить внимание на слова ап. Иакова – «и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15). Слова «и если» прямо указывают на то, что не всегда именно грех является причиной болезни.

Важно отметить, что к Таинству Соборования можно приступать имея не только телесные, но и духовные и душевные недуги. Например, тоже уныние или отчаяние могут быть вызваны в следствии нераскаянных забытых грехов. В Церкви издавна существует традиция Соборования не только физических больных, но и физически здоровых христиан. Такая традиция совершается на Крестопоклонной или Страстной седмице, а так же в навечерии Великого Четверга или Великой Субботы. Впрочем, многие современные богословы, порицательно относятся к практике совершать Соборование над большим количеством людей (например знаменитый литургист, отец Владимир Воробьев и др.). Отец Владимир в лекциях о Церковных Таинствах, говорил следующее – «Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает. А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться. Здесь есть некий экономический момент: если соберешь несколько сот человек и каждого попросишь заплатить, то это уже было неплохо для храма или для кармана батюшки. И этот экономический стимул немалую роль сыграл в том, что утвердилось такое совершение таинства, когда привлекается как можно больше народа и соборование проходит не один раз, а дважды за пост». В декабре 2004 года, на Московском епархиальном собрании, святейший Патриарх Алексий говорил по этому поводу следующее: «в течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие Соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов, чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием при Таинстве Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей». Говоря о маленьких детях, патриарх имел ввиду церковное правило, при котором к соборованию, так же как и к Исповеди, допускаются дети не младше 6-7 лет.

Важно также помнить, что общее Соборование, которое совершается в Великий Четверг имеет определенный духовный смысл. Мы приходим в храм чтобы совершить покаяние и получить прощение грехов, как та Евангельская блудница, которая пришла ко Христу и помазала Его ноги. Эту мысль можно найти в размышлениях митрополита Макария (Булгакова). Опираясь на этот образ, митрополит Макарий объясняет, почему именно Архипастырь должен совершать чин Елеосвящения в этот день. Но как же печально выглядит все со стороны, когда люди стекаются в храм по большей части для формального или традиционного участия в Соборовании. Многие даже не понимают, что Елеосвящение должно претворятся глубоким покаянием, Исповедью и Причастием. Сегодня многие священники совершенно не радеют о том, чтобы доносить это до своей паствы, тем самым развивая в прихожанах оттенки формализма или совершенно искаженного понимания сути Таинства.

О подготовке к Таинству Елеосвящения можно сказать только одно – необходимо покаяние, вера в Бога и Его милосердие к падшему человечеству. Я глубоко убежден, что человеку нельзя приступать к Соборованию, просто так, как говорится «за компанию». Это всегда должен быть осмысленный шаг который предваряет глубокое покаяние и осмысление своего телесного недуга. Просить у Бога исцеления без понимания этого, все равно что будучи ребенком просить прощения у родителей всего лишь для того, чтобы больше не стоять в углу.

Как я уже сказал, согласно Церковной традиции, Елеосвящение совершается после того, как человек исповедовался и причастился Святых Христовых Тайн. Мне очень понравилось рассуждение павловского священника, отца Даниила Ранне, настоятеля храма Петра и Павла в Павловском музее-заповеднике – «Когда тяжело больной человек, над которым совершилось Таинство Соборования, получил благодать, он должен находиться в таком внутреннем духовном состоянии, что уже ему будет и не важно, умрет ли он или будет жить. Потому что, когда благодать коснулась его души и дала ему веры, радости, и любви о Господе, уже не будет для человека вот это страдание таким тяжелым».

Важно отметит, что вопреки «бабушкиному богсоловию», к Таинству Соборования не нужно приступать натощак или совершать предварительный трехдневный пост.

Препятствия к участию в Таинстве

Следует так же сказать о некоторых препятствиях для совершения Таинства. В Православной Церкви, Елеосвящение не совершается над больными, которые находятся в бессознательном состоянии. Впрочем, это касается вообще всех Церковных Таинств. Не совершается также над людьми, которые находятся в состоянии буйного психического помешательства. Среди правил существует запрет священнику совершать Елеосвящения над самим собой. Если нет смертельной опасности и крайней необходимости, то Еслеосвящение, впрочем, как и прочие Таинства, не совершается над женщинами в период месячных очищений.

Суеверия

Нельзя не упомянуть о некоторых суевериях, связанных с Таинством Елеосвящения. Наверное, самое распространенное заблуждение состоит в убеждении, что Соборование является «последним Таинством» в жизни человека. То есть, по мнению таких людей, Соборование совершается перед смертью и ускоряет уход человека из этой жизни. Безусловно, такое заблуждение не имеет никакого основания, так как мы знаем, что срок жизни человека определяется только Богом, и больше никем и ничем. Бог может послать человеку болезнь, чтобы через нее вразумить и изменить его жизнь. Может наоборот сократить или продлить дни человека, чтобы дать возможность более достойно подготовится к встречи с вечностью. Важно подчеркнуть, что именно Бог продлевает или сокращает эти дни, а не спасительное Таинство Соборования. Собороваться можно и нужно при любых болезнях, а не только находясь на смертном ложе. В исповедании святителя Митрофана Критопулоса есть такие слова — «Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим Таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни. И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им».

Ещё одним суеверием, которое часто можно встретить в русских глубинках, является мнение, что якобы после Соборования, человеку нельзя мыться в бане и принимать ванну и душ (чтобы не смыть масло), есть мясную пищу и несколько дней после Таинства воздерживаться от супружеской интимной жизни. К этому заблуждению иногда добавляют обязательный пост в понедельник в течении нескольких недель. Все эти мысли не находят никакого основания не в Священном Писании, не в Предании Церкви и являются ничем иным, как бурными фантазиями некоторых духовно необразованных людей.

Суеверием является так же мнение, что если человек приступает к Соборованию, то Исповедь ему не нужна, так как в Соборовании прощаются все грехи. Нужно понимать, что в Соборовании прощаются забытые грехи, которые человек не может вспомнить, и только при условии если в христианине живет покаяние. Иными словами, это такое состояние в котором, какой бы грех человек не вспомнил, он все равно будет приносить глубокое покаяние в нем. Такой человек, как бы говорит – «Боже, нет такого греха в котором бы я не стал каяться, я бесконечно виноват перед Тобой. Нет такого обидчика, которого бы я не простил, прости и не, Боже, бесконечные мои грехи». Именно такая душа, получает врачующую благодать, опять же если это полезно для самой души.

Так же существует суеверие, что после Таинства, больному нельзя принимать никаких лекарств. Мотивируется это заблуждение тем, что якобы приемом лекарств человек выказывает свое неверие перед совершенным Таинством. Таким людям следовало бы напомнить слова Священного Писания – «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание» (Сир.38:1). Как видим, само врачевание и соответственно врачебное дело — это Божий дар, и поэтому дальше сказано – «дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир.38:12). Из этого следует, что прежде чем просить у Бога чуда исцеления мы прежде всего должны обратиться к медицине. Более того испрашивая исцеления мы не должны избегать тех рекомендаций, которые нам оставил доктор, а смиренно исполнять все предписания врача. Однако неправильно поступают и те, которые возлагают больше надежды на врачей, нежели на Господа. Библия крайне неодобрительно отзывается о царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12). Преподобный Макарий Оптинский учил в письмах – «в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу». Итак, как видно из Священного Писания, предписания врача не являются чем-то богопротивным или выказывающим неверие Господу, поэтому предписанный прием лекарств никаким образом не входит в конфликт с Таинством Соборования. В духовном дневнике священномученика Арсения (Жадановского), есть такая запись — «Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет».

Ещё одно заблуждение заключается в мнении, что человеку достаточно использовать масло, которое осталось после Соборования другого христианина, и помазывать им больные участки тела для исцеления. Следует помнить, что такое помазание никаким образом не может заменить непосредственное участие человека в самом Таинстве. Церковным уставом не запрещается давать пользоваться освященным елеем, который человек оставил себе после Соборования, однако для совершения Таинства необходимо непосредственное участие в нем

По мимо множества других заблуждений, наверное самой вопиющей является традиция возливать священный елей на труп человека, если он скончался после совершения Соборования. Суеверие требует раздеть труп и размазать масло по всему телу покойника. Сложно даже представить, какие могут быть корни у этого действия. Однако, следует помнить, что такая традиция является суеверием и не находит даже малейшего основании в истории Церкви.

Ещё хотел бы несколько слов сказать о самых частых вопросах, которые возникает в следствии совершения Таинства. Прежде всего, следует сказать, что то масло, которое христианин оставляет после Соборование, используется для крестообразных помазаний больных участков тела. Конечно же, такое действие предваряется молитвой и совершается крайне благоговейно, так как освященное масло является святыней.

Что делать с освященным маслом, которое мы взяли после Таинство, если оно стало портиться? Самое простое, что можно сделать с освященным елеем, это вылить его в домашнюю лампадку. Если масло сильно загустело, то можно им пропитать мягкую бумагу и сжечь, а пепел закопать в «непопираемом месте» то есть в месте где не ступает нога человека или животного (некоторые советуют закапывать в землю цветочного горшка).

Так же важно обратит внимание на утилизацию емкости в которой содержался освященный елей. В обще, христианину стоит заранее побеспокоится о приобретении специальных емкостей для хранения святой воды и освященного елея. Такие емкости продаются в церковных лавках. В случае, если вы хранили святую воду или освященный елей в простой емкости, например баночке, баклажке и пр., то эту емкость нельзя просто выбросить в мусоропровод. Емкость в которой была помещена святыня, требует такой же утилизации, как и сама святыня. Если у вас нет возможности самостоятельно утилизировать эти предметы, то отнесите их в храм для сожжения в «непопираемом месте». Тоже самое касается платочка, которым вытирали лицо от масла и кисточки, которой вы помазывали тело. Во-первых, она уже не должна использоваться в бытовых целях, во-вторых, должна быть утилизирована так же, как и емкости. Такие же действия совершаются над упаковками в которых совершалось хранение (или освящение) икон, мешочков или пакетов для хранения Антидора и т.п.

Оставшиеся, после Соборования зерна, можно использовать по собственному усмотрению. Церковный устав не дает, каких-то определенных рекомендация касательно зерен. Как говорил одни современный богослов – «Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките». Единственное, о чем следует помнить, что сами зерна все же не стоит выкидывать в мусоропровод, хотя бы потому, что они хоть и в роли образа, но все равно участвовали в Таинстве.

Желающему приступить к Соборованию, следует позаботиться надеть ту одежду в которой священник может получить свободный доступ к лицу, верхней части груди (чуть ниже горла) и рукам чтобы совершить помазание. Девушкам и женщинам, следует обратить внимание на то, чтобы с рукавов не свисало никаких декоративных украшений верхней одежды и не было бахромы. В случае, если капли освященного масла попадут на одежду, то ее уже не следует стирать особым образом, а оставшуюся воду после стирки, следует так же выливать в «непопираемое место».

Так же не следует одевать украшения, которые могут помешать доступу к телу и использовать косметику, так как при седьмом помазании на лице христианина образуется достаточное количество масла, от которого косметика может просто потечь.

Если Елеосвящение совершается в храме, то приступающему к Соборованию, желательно приходить хотя бы за 15 минут до начала Таинства. Это необходимо для того, чтобы успеть обратиться в церковную лавку, где запишут ваше имя для поминовения во время совершения Таинства.

Обычная продолжительность Соборования составляет примерно полтора-два часа. В случае большого количества людей, время Таинства может значительно увеличиться, так как священнику будет требоваться больше времени, чтобы совершить помазание большему количеству людей.

Нередко люди задают вопрос о частоте с которой можно приступать к Таинству. Как уж говорилось выше, если в следствии болезни, человек приступил к Таинству и болезнь не прошла, то в рамках этого заболевания, человеку запрещено повторно приступать к Елеосвящению (требник Петра Могилы). Отсюда выработалась Церковная практика, приступать к Соборованию не чаще одного раза в год. Впрочем, частота может регулироваться духовником, но это уже частные случаи.

Это все что я хотел сегодня вам сказать о Таинстве Елеосвящения. На этом мы заканчиваем дополнительные семь бесед посвященных Церковным Таинствам и уже на следующем занятии, продолжим изучение оставшихся двух членов Символа Веры, после чего перейдем к изучению молитв помещенных в утреннее молитвенное правило.

Завершить эту статью, я хотел бы словами преподобного Никона, старца Оптинского — «Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное — всегда подается».

 

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»