Петр Первозванный, апостол. Житие
Житие апостола Петра Первозванного
Святой апостол Андрей и его брат Симон (святой Петр) родились и выросли в городке Вифсаида, на берегу Генисаретского озера. Отца их звали Иона. Повзрослев, братья перебрались в город Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжили занятия рыбной ловлей. Когда на берегах Иордана начал проповедовать святой пророк Иоанн Креститель, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь найти ответы на свои духовные вопросы, и стал его учеником. Он видел, как приходили к Иоанну левиты, спрашивая: «Кто ты?» Предтеча отвечал: «Я не Христос!» (Ин. 1:19-20). Слышал из уст его и о Том, Кто уже стоял посреди них, еще неведомый никому, и как только Иоанн указал на грядущего Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), — Андрей, не медля, с другим учеником Иоанна устремился за Ним. «Чего ищете?» — спросил их Иисус. Они отвечали: «Учитель, где живешь?» «Приидите и видите», — сказал им Господь. Весь остаток спасительного для них дня апостолы провели под одним кровом с Божественным Учителем, от Которого впервые услышали глаголы жизни. Андрей Первозванный поспешил сообщить благую весть старшему брату Симону и привел его к Иисусу, Который нарек ему новое имя Кифа, или Петр, то есть камень.
Согласно евангелисту Матфею Спаситель встретил Андрея и его брата Симона (Петра) на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). И они последовали за Ним, оставив свои сети.
В дальнейшем в Новом Завете Андрей Первозванный упоминается среди 12 учеников Иисуса Христа. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым на горе Елеонской Он открыл судьбы мира (Мк. 13).
Первое странствие апостола Андрея
Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, после Сошествия Святого Духа апостолы отправились на проповедь Евангелия. Андрей и Петр, взяв с собой избранного на место Иуды Матфея, а также Гая и еще нескольких учеников, пришли в Антиохию Сирийскую, проповедуя слово жизни и творя многие чудеса. Оттуда пошли в каппадокийский город Тиану, где были приняты у одного иудея по имени Онисифора; воскресили там мертвого и далее, проходя города и веси, повсюду проповедовали и чудодействовали, изъясняя Священное Писание, крестя уверовавших и преподавая им Божественные Тайны. Так достигли города Синопа в Скифских пределах, бывшего столицей понтийских царей, где проживало много иудеев (которым впоследствии писал соборное послание Петр). Иудеи были разделены между собой различными ересями, а язычники, обитавшие в Синопе, были людьми жестокого и даже зверского нрава, отчего слыли людоедами. Апостолы в город не пошли, остановившись на краю полуострова, где лежал Синоп. Это пустынное место находилось за шесть миль от города и издавна считалось гнездом демонов. Присутствие апостолов опалило демонов как огнем, они вопили: «Ученики Назарянина пришли сюда изгонять нас!» Жители окрестных мест, услышав о победе апостолов над нечистыми духами, начали стекаться к ученикам Христовым и приводить болящих, одержимых злыми духами и различными недугами.
Как известно, апостолы в начале обращали свою проповедь преимущественно к иудеям. Посетив Синоп, они говорили им: «Для чего, будучи евреями, имеете между собою столько разногласия и не основываетесь на законе Моисеевом, веруя в то, что он написал вам? Не иное и мы что-либо проповедуем, ибо мы обрели имевшего воздвигнуться у вас пророка, и Он послал нас проповедовать во имя Его покаяние и отпущение грехов всем тем, которые пожелают, отложив всякую злобу, принять Святое Крещение». Проповедники истины обратили многих из иудеев и язычников в христианство, непрестанными знамениями утверждая свое учение.
Однажды апостол Матфей пошел в Синоп, и там иудеи заключили его в темницу, намереваясь умертвить на следующий день. Но в ту же ночь извещенный об этом свыше апостол Андрей поспешил в город, ворота которого, как и двери темницы, сами перед ним открылись. Когда же апостол вошел в нее, внезапно спали оковы не только с рук и ног Матфея, но и с прочих семнадцати узников, и освобожденные уверовали в Господа Иисуса. Андрей Первозванный велел им семь дней укрываться в пещере, отстоявшей на семь стадий от города. Пещера располагалась около реки, рядом с которой росло множество смоковниц с созревшими плодами. Здесь апостол Андрей поучал освобожденных и на восьмой день после принятия ими Святого Крещения отпускал в свои дома, заповедав сохранять во всей чистоте принятую ими веру, не смешиваться с язычниками на их требищах и не обращаться с иудеями, ибо избранных Благий и Человеколюбивый Бог назнаменовал именем и крещением возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа, обновив их водою и Духом.
После Синопа проповедники истины разошлись в разные страны. Верховный апостол Петр, взяв с собой Гая с некоторыми из братии, отправился на Запад. Блаженный же Андрей с Матфеем и прочими учениками направились в противоположную сторону, на Восток, и на время остановился в городе Амисии, на берегу Понта, в доме одного еврея по имени Доментий. В ближайшую субботу апостол Андрей вошел в синагогу и проповедовал иудеям слово истины, доказывая из Святого Писания, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий. Находящиеся в синагоге еретики-иродиане восстали против апостола, утверждая, что Ирод был мессия, который, низвергнув первосвященника Гиркана, сам облекся в сан его и, будучи царем, одержал над врагами знаменитые победы. Апостол заграждал уста противникам, говоря, что Ирод был иноплеменником, вероломным убийцей жены и детей и сосудом беззакония. Другие доказывали, будто Иоанн был мессия, хотя и не происходил прямо от колена Иудина, но был в родстве с оным и сыном священника. Апостол отвечал им, что сам был учеником Иоанна, когда он проповедовал крещение покаяния, и слышал из уст его свидетельство о Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Потом три года следовал за Господом, когда Он проповедовал о Царствии Божием, исцеляя всякого рода болящих и расслабленных, доколе по зависти первосвященников не предан был Пилату на смерть; Его распяли, погребли, но Он воскрес в третий день, вознесся на Небо со славою и придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам.
Выйдя из синагоги, апостол Андрей увидел большую толпу людей, обступивших здание. Они принесли болящих и одержимых нечистыми духами, громко вопивших, что «ученики Галилеянина пришли изгонять их». Беснуемые, припав к ногам Андрея, взывали: «Служитель Божий, через тебя да помилует нас Бог!» Апостол сказал им: «Имеющие уши слышать, внемлите слову жизни и уверуйте, чтобы стяжать бессмертие. Отступите от суеверий ваших и приступите к Богу истинному, живому Богу евреев; один Он, истинный и благой, есть Создатель всея твари, испытующий сердце каждого человека, все созерцая прежде бытия вещей как Творец всего. К Нему Одному обращайтесь на небеса и припадайте в вечер, утро и полдень; приносите жертву чистую, отлагая всякую злобу, не делая другому то, чего не хотите, чтобы делали вам, и являя дела покаяния, милосердие к странникам и рабам и любовь общую ко всем. Тогда избегнете и тяжких болезней от демонов, вам насылаемых, и в мире проведете течение вашей жизни».
Отпустив народ, он велел прийти на другой день, а сам возвратился в дом вместе с учениками: Фаддеем, Матфеем, Тихиком, Стахием, Эводом, Симеоном, Агапитом и Доментием. Все они питались хлебом и водой один раз в сутки, спали на голой земле и после краткого отдыха вставали для славословия. На следующий день опять собрались болящие к Андрею и, осененные крестным знамением, все исцелились. Удивленные его чудесами, граждане жертвовали необходимые вещи, но апостол все раздавал неимущим, и многие, уверовав через него в Господа Иисуса, крестились во имя Святой Троицы. День ото дня число людей, приходящих к апостолу Андрею, увеличивалось, за что он непрестанно воссылал хвалу Богу.
Священное предание сохранило внешний образ апостола Андрея: он был высокого роста, но немного сутулый, нос имел орлиный, глаза, исполненные благодатного выражения, волосы и бороду густые. Одно его слово исцеляло болящих при возложении рук; расслабленных и прокаженных окроплял он освященной водой и возвращал им силу и чистоту телесную; слепым давал зрение через одно лишь прикосновение пальцев. Все изумлялись не столько чудесам его, сколько кротости и смирению, с которыми он произносил слова божественной мудрости.
При помощи новообращенных устроил он церковь, создал алтарь для бескровной жертвы и посвятил священников и диаконов. Крестились и богатые, и бедные, мужи и жены, иудеи и язычники, ибо тогда еще обладатели царства Римского, Тиберий-кесарь, Гай и Клавдий, не препятствовали исповеданию имени Христова. Апостол учил всех молитве и славословию и кроме последования Божественной литургии передал некоторые священные обряды, заповедав верным, чтобы молящиеся становились лицом к востоку на коленях, осеняли себя крестным знамением, пели псалмы, постились и бодрствовали, не читали языческой мифологии, а занимались Священным Писанием, читая Моисея и других пророков, и соблюдали все апостольские постановления без всяких изменений. Так проповедовал блаженный Андрей и просвещал жителей городов и селений Понта, утверждая их в вере Господа Иисуса.
Апостол Андрей посетил Трапезонт, город, лежащий в земле Лазов, на берегу Понта, и после краткого там пребывания, видя грубость и суровые нравы невежественных жителей, отправился далее в Иверию, где довольно долго проповедовал в ее городах: Неглии, Кларджете и Артакан-Колосе, просвещая многих Святым Крещением. Отсюда пошел далее в землю парфян, или Сомхетию, и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи; двенад цать апостолов всегда старались собираться в Иерусалим к этому великому дню, чтобы в присутствии Божией Матери совершать Пасху. После праздника Пятидесятницы Андрей со своим братом Петром, Иоанном Зеведеевым, Филиппом, Варфоломеем и другим Филиппом из числа семи диаконов пошли в Антиохию Сирийскую. Там остался Петр и поставил первым епископом Эвода, одного из учеников Андреевых.
Второе апостольское странствие
Другие апостолы разошлись по разным странам для распространения проповеди. Филипп из числа двенадцати с Варфоломеем отправились в Верхнюю Фригию, Ликаонию и Писидию, Андрей и Иоанн прибыли в город Эфес. Здесь явился апостолу Андрею Иисус Христос и сказал: «Спеши опять в Ви- финию и не бойся, Я с тобою состранствую; еще же и земля скифов тебя ожидает!» Об этом видении Андрей рассказал Иоанну Богослову и, простившись с ним, пошел в Лаодикию, в миссийский город Одисс, где поставил епископом одного из учеников своих, Аппиона. Далее горами Олимпийскими достиг обширного селения Никеи в Вифинии.
Андрей проповедал Христа иудеям и язычникам, жившим в Никее, но они были горды, исполнены лжи, а потому и проповедь апостольскую встретили поруганием. Евреи имели здесь синагогу, а у язычников стоял в капище идол Аполлона, который обольщал людей злыми видениями, лишавшими их слуха и речи. Напрасно говорил им апостол, что не избавятся они от этого тяжкого недуга, пока не уверуют во Христа, но они оставались в своем заблуждении. За девять стадий от селения возвышался утес, в котором таился страшный дракон, пожиравший путников. Апостол в сопровождении двух учеников, имея в руке один только жезл с изображением Животворящего Креста, пошел на дракона и сокрушил ему голову. Тогда многие из слышавших о дивном подвиге уверовали во Христа. Жители Никеи просили апостола, чтобы он избавил их и от восьми страшных разбойников, скрывавшихся в недоступной пещере и совершавших жестокие убийства; двое из них были одержимы злыми духами. Народной апостол внял мольбе. Бесноватые встретили его громкими воплями, но от заклинания Андрея демоны бежали. Освобожденные благоговейно пали к ногам Андрея, прочие же разбойники, видя столь необычайное знамение, бросили свое оружие и смиренно поклонились Христову апостолу. Тогда Андрей голосом, исполненным кротости и любви, сказал им: «О человеки, убегайте зла и чего сами себе не желаете, не делайте другим; уразумейте, что есть Бог на небесах, Создатель и Промыслитель всех, Который видит все и каждому воздает по делам его; зачем же убиваете людей и похищаете чуждое имущество? Бог одарил вас здравием и мужеством для того, чтобы вы сами трудились и не нуждались ни в чем. Отныне удаляйтесь от дел злых и нечистых и возвратитесь в свои домы, чтобы приобрести милость Божию и благосклонность ца рей и правителей». После этого внушения разбойники приняли Святое Крещение.
В ночное время Андрей восходил на соседний с городом холм, называемый Клидосом, и всю ночь проводил в молитве, прося Бога об успехе своей проповеди. Как-то раз у язычников был праздник, где идолам приносилась жертва, которую все употребляли. Во время жертвоприношения нечистые духи овладели язычниками с такой силой, что те терзали самих себя. Изъязвленные поспешили за помощью к холму, на котором молился апостол. Увидев страждущих, Андрей вошел в толпу народа и крестным знамением укротил тех, которые себя терзали. После этого с возвышенного места он стал поучать людей божественной истине, укоряя в том, что по жестокосердию своему не хотели они покориться Христу. Обнаружив все ничтожество идолов, открыл он народу, что демоны за привязанность к ним платят одним только злом. Тогда слушающие уразумели истину его проповеди.
На другой день опять было стечение народа, но уже не к идольскому требищу, а к апостольской проповеди. Святой Андрей начал проповедовать людям, как сотворил Бог Адама, как первый человек за непослушание был изгнан из рая, доказывал из писаний пророческих, что Иисус Христос, пришедший на землю спасти мир, есть Сын Божий. Далее говорил о крещении и, исцелив болящих через возложение рук, пригласил собраться на следующее утро. Было собрание и на третий день. Апостол начал благовествовать о Святой Троице, о Промысле Божием и Воплощении Христовом, Крестной Его смерти, Воскресении и Вознесении, о сидении одесную Отца и славном Втором Пришествии для воздаяния каждому по делам его. После проповеди множество народа крестилось.
Апостол пробыл в Никее два года, благовествуя и обращая отпадших, разрушая капища и созидая церкви, рукополагал священников и всех обновлял Святым Крещением. На месте бывшей синагоги он поставил церковь Христову и первым епископом в Никее рукоположил благочестивого мужа по имени Драконтий, удостоившегося впоследствии мученического венца.
Далее Андрей Первозванный пошел в соседнюю Никомидию, где встретили его верные, наученные им прежде слову жизни, и остался у них на несколько дней, утверждая их в вере учением и чудесами. Там воскресил некоего Каллиста, умерщвленного яростью бесовской. Оттуда отплыл морем в вифин- ский город Халкидон, где поставил епископа Тихи- ка, одного из своих учеников. Потом посетил морем Ираклию и Понтийскую Амастриду, город обширный и великолепный, в котором оставался долгое время и где просветил многих светом божественной мудрости. Здесь он поставил епископом Пальма, человека знаменитого словом и делами, который написал много божественных поучений. Из Амастри- ды апостол поднялся рекой в город Харакон и начал возвещать здесь слово истины, обращая многих. Здесь он воздвиг знамение Животворящего Креста, на этом месте жители соорудили церковь во имя апостола с изображением его лика на стене. По преданию, при этой иконе совершались многие чудеса.
После крещения жителей Харакона апостол отплыл опять в Синоп, где нашел своих учеников, прежде им обращенных, у которых и остался на некото рое время. Но иудеи Синопа, узнав о прибытии Андрея, с яростью обступили дом, где он обитал, намереваясь предать его огню. Самого Андрея извлекли из дома и влачили по улицам, немилосердно поражая камнями и кольями. Один из иудеев даже откусил апостолу палец. Весь покрытый язвами, святой Андрей замертво был брошен за воротами города. Но в наступившую ночь явился ему Сам Господь Иисус и сказал: «Встань, избранный мой и первозванный ученик, спеши опять в город. С дерзновением, без всякого страха, ибо Я с тобою». Господь исцелил все его язвы и стал невидим. С рассветом апостол возвратился в город и без страха проповедовал Христа. Иудеи, изумленные его терпением и кротостью, смягчились мало-помалу и со вниманием начали слушать толкование Священного Писания об Иисусе Христе, в Которого, наконец, уверовали. Число верных возрастало день ото дня. Избранных апостол посвятил в священники и диаконы, научил их совершать Таинство Евхаристии и, преподав благословение, направился вдоль берегов Понта к востоку. Жители Амисии с радостью встретили апостола и водворили его в том же доме, в котором обитал у них прежде. Далее апостол пошел опять в Трапезонт и в Неокесарию, где с большим успехом, нежели в Трапезонте, проповедовал слово Божие, крестя народ во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пройдя многие места Малой Азии, он достиг города Самосата, на границе Пароян, или Армении, где обитало много армян и греков, закосневших в язычестве и вводимых в заблуждение мнимыми философами, противоречащими проповеди апостольской. Но учитель божественной мудрости сказал им: «Рассмотрите сами вражду ложных богов ваших, как они вооружены друг против друга. Истинный Бог один; Он благ, и делатель добра, и источник мира. Рассмотрите, кто творец четырех стихий и кто образовал из них видимый мир? Помыслите, кто устроил звезды и дал им правильное всегда течение? Не сами по себе они двигаются, ибо бездушны, но волею своего Творца. Направьте свои стопы на путь искони избранного и проповеданного пророками Христа, который напоследок явился нам, примирил небо с землею и дарует милость исповедующим Его. Познайте Владыку благого Бога, истинного Иисуса Христа, именем которого, как вы сами ныне видите, мертвые восстают, бесы бегут и упраздняются страсти и болезни!» Этими и подобными наставлениями долгое время поучал их апостол Андрей, и многие уверовали, крестившись во имя Господа Иисуса. Из Самосата апостол отправился опять в Иерусалим для празднования Пасхи и после праздника вышел на третье свое апостольское странствие в сопровождении Симона Кананита, Матфея, поставленного на место Иуды, и Фаддея и Иакова. Пройдя Эдессу, апостолы достигли Иверской земли и прошли часть Триалетской области до реки Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Посетили апостолы и гористую Сванетию в княжение некоей жены, которая приняла их проповедь. Здесь остался Матфей, а великий Андрей с Симоном Кананитом проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли го рода Фостофор, где обратили многих. Из Осетии спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте (ныне Сухуми), жители которого приняли слово Божие. Святой Андрей оставил в этом городе Симона, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов. Обитатели этой страны были жестоки сердцем и погружены во мрак нечестия, они не приняли проповеди апостола и искали случая убить его, но благодать Божия сохранила его. Видя непреклонность джигетов, апостол удалился от них, отправившись в страну, называемую Верхним Сундагом, где жители с радостью приняли его учение и уверовали в Господа Иисуса.
Затем Андрей посетил приморский город Понта Эвксинского Воспор, лежавший около земли таврогуннов. В Воспоре святой Андрей успешной проповедью и чудесами обратил многих в христианство. Оттуда, следуя вдоль южного поморья Тавриды, посетил Феодосию, город обширный и многолюдный, управлявшийся в то время князем по имени Сав- ромат. Малое число жителей Феодосии уверовало в Спасителя, и апостол, оставив их, удалился на западную оконечность полуострова в город готов Хер- сонес, где обитали люди грубые и неверные, но более склонные к христианству. Долгое время пробыл у них апостол и многих обратил к истине.
Из Херсонеса святой апостол предпринял странствие вверх по реке Борисфен, или Днепр, до Киевских гор и там, молитвенно проведя ночь, на рассвете водрузил по своему обычаю Животворящий Крест. «Видите ли горы сии? — сказал он в духе пророческом своим ученикам. — На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий имеет здесь создаться, и церкви многие в нем воздвигнет Господь». Так предвидел и благословил апостол грядущее распространение христианства в России.
Возвратившись в Херсонес, святой Андрей еще раз посетил Воспор для утверждения в нем христианства и оттуда, переплыв Понт, в третий раз достиг Синопа. Там приветствовал он просвещенных верою и дал им епископом одного из учеников своих, ибо уже, по милости Божией, усердными его трудами, укоренилось здесь христианство.
Посетив многие города и приморские селения, где им были основаны церкви, апостол Андрей достиг Византии, и поставил в предместье Аргирополе, или Серебряном граде, епископом Стахия, одного из семидесяти учеников Христовых, который сделался главою иерархии нового Рима. Недалеко от Византии, в Акрополисе, или Вышгороде, соорудил Андрей еще церковь. Далее пошел Андрей во фракийский город Ираклию и, оставаясь там долгое время, посеял семя божественного ведения. Посещая города Македонии, апостол проповедовал, утешал и исцелял болящих, крестил и созидал церкви, рукополагал пресвитеров. Долго оставался он в Фессалонике, поучая народ и утверждая верующих, обращенных еще проповедью святого апостола Павла. Из Солуни отправился в Пелопоннес и посетил древние Патры.
Проповедь в Патрах
Быстро распространилась весть по всему городу о чудном событии, все говорили о пришельце, который именем Иисуса исцеляет больных, воскрешает мертвых и изгоняет нечистых духов. Дошла эта весть и до анфипата Лезвия, человека, одержимого лестью идолопоклонства. Лезвий внушал народу, что пришелец является волхвом и что не должно верить его словам. Он даже вознамерился умертвить апостола, но когда помышлял о том, явился ему ночью ангел и грозным голосом сказал: «Почто замышляешь злое на человека, именуемого Андреем, и хочешь его умертвить? Ты отвергаешь Иисуса Христа, которого он проповедует; но вот рука Господа разгневанного на тебе: ты будешь расслаблен, доколе не научишься от него истине!» При этих словах Лезвий почувствовал совершенное расслабление. Тогда он призвал своих воинов и велел немедленно привести к нему странника, называемого Андреем. Воины поспешили исполнить его волю и привели апостола к анфипату, который с горькими слезами умолял его об исцелении. Ученик Благого Владыки возложил руку на расслабленного, возвел очи на небо, помолился и исцелил больного от недуга. Тогда Лезвий исповедал Бога и сказал апостолу: «Истинен Бог, которого ты проповедуешь; отныне я раб твой и ученик со всем моим семейством и верую в Пославшего тебя».
Отовсюду стекались жители ахайские, чтобы быть свидетелями чудес, совершаемых апостолом. При виде исцелений одной силой его молитвы они с изумлением взывали: «Велик Бог, Которого про поведует сей пришелец!». Жители устремлялись на свои идольские капища сокрушать кумиров, и все единодушно прославляли Бога. Анфипат душевно радовался усердию народа и сам помогал в добрых его начинаниях; а блаженный апостол, на краткое время оставив Патры, проповедал Бога Истинного в окрестных городах и селах ахайских.
Слух о распространении Божественного учения достиг до императора Нерона, по повелению которого Лезвий был сменен, а на его место послан другой правитель, более в духе Нерона. Лезвий с радостью обратился к апостолу, говоря: «Благой мой наставник, отныне с большею ревностью готов я служить Господу, ибо уже свободен от суетных занятий и земной славы; приими меня, апостол Христов!». И с тех пор, оставив все дела мирские, повсюду сопровождал проповедника истины. В это время Первозванному апостолу было еще одно таинственное видение Господа. Явился ему Иисус и сказал: «Андрей, избранник Мой, возложи руки на Лезвия и сообщи ему благодать твою, а сам возьми крест свой и спеши в Патры, ибо скоро оставишь мир сей для уготованного тебе венца!». Проснувшись, апостол рассказал о видении ученикам своим и поспешил в Патры исполнить волю Господню.
Тем временем на место анфипата заступил Эгеат, человек, проникнутый духом идолослужения, но имевший благочестивую супругу Максимиллу, которая смертельно заболела в дни пребывания апостола в Патрах. Оставленная врачами, она вспомнила о святом Андрее и призвала его к себе. Апостол нашел ее в отчаянном положении, а мужа в совершенном ожесточении: он держал в руках меч, готовый умертвить себя в минуту смерти любимой жены. Голосом, исполненным любви, Андрей сказал ему: «Вложи меч твой в ножны и призови Господа неба и земли; веруй во имя Его и ты спасешься вместе с супругою». Ученик Врача душ и телес возложил руку на голову страждущей, и жестокое воспаление оставило ее, она потребовала пищи и встала с одра совершенно здоровой. Многие из видевших столь дивное исцеление уверовали в Господа. Один только Эгеат не мог поверить, ибо не хотел внять слову Божию.
Апостол продолжал поучать жителей города Патры слову жизни, правой вере и заповедям Божиим. Горожане продолжали сокрушать своих идолов, золотых и серебряных, каменных и деревянных, сжигали языческие книги, принося большие пожертвования, которые полагали к ногам своего просветителя. Ученики святого Андрея снабжали этим подаянием нуждающихся вдов и сирот, употребляя некоторую часть на сооружение церквей, сами же довольствовались скудной пищей. Апостол заповедал всем читать книги Священного Писания и, рукоположив священников и диаконов, предложил построить пространную церковь в городе Патры, которую украсил начертаниями Ветхого и Нового Завета.
По неотложным делам Эгеат отбыл в Рим, а его брат Стратоклис приехал в Патры. Здесь неожиданно заболел его раб Алкман: одержимый беснованием, он сам себя терзал. Искренно любивший раба Стра- токлис, услышав от Максимиллы о ее дивном исцелении, просил призвать апостола к себе. Ифидамия, рабыня Максимиллы, привела апостола к больному юноше. Именем Господним апостол повелел нечистому духу оставить юношу, и демон с воплем удалился. Свидетели столь славного чуда, Стратоклис, Максимилла и Ифидамия, уверовали в Господа и вместе с исцеленным Алкманом просили удостоить их Святого Крещения. Святой Андрей совершил над ними искупительное Таинство, и с тех пор они неотлучно находились при нем или его учениках. Апостол внушал им более заботиться о бессмертной душе, нежели о тленной плоти, сохранять свое тело в чистоте, смиряя его подвигами поста, и, удерживая язык, употреблять его только на славословие Божие, а в лице нищих призирать самого Господа.
Кончина апостола
Возвратившийся из Рима, суровый Эгеат нашел чрезвычайную перемену в образе жизни своей супруги. Один из рабов выдал тайну, объявив анфипату, что она и Стратоклис приняли христианство. Эгеат исполнился гневом, повелев заключить проповедника Христова в темницу, как некогда Ирод Иоанна Крестителя, и грозил супруге, что, если она не оставит старца, он распнет его, а ее умертвит. Максимилла не обращала внимания на угрозы мужа и втайне сообщила апостолу жестокие речи Эгеата. Апостол отвечал ей: «Храни только страх Божий, не обращая помысл на угождение плоти, терпи все для имени Христова, и ты получишь за краткое терпение вечную радость; для меня будет радостью распятие мое на кресте, подобно моему Господу, чтобы мне вместе с ним пребывать».
Воодушевленная словами апостола, Максимил- ла объявила мужу, что не боится временной смерти. Эгеат исполнился еще большей яростью и устремился в темницу, собственными руками закрыв на ключ ее двери и приложив к ним печать, строго воспретив стражам пускать кого-либо к узнику. Однако ночью Стратоклис, Максимилла и вся братия постучались в двери темницы. Апостол, узнав духом об их пришествии, осенил крестным знамением двери, и они открылись сами собой. Стражи темницы ужаснулись. «Не бойтесь, — кротко сказал им святой старец, — анфипат о том не узнает». Братия зажгла лампады, и освещенная темница стала более походить на церковь, нежели на узилище. После божественных поучений апостол потребовал хлеба и вина для священнодействия и, совершив Таинство Евхаристии, приобщил всех Пречистой Плоти и Крови Господних. Стратоклиса рукоположил в епископа и заповедал ему совершать Литургию со страхом и благоговением, преподав ему также правила для Таинства Крещения, чтения псалмов и различных молитвословий и, поцеловав на прощание, отпустил всех с миром. Двери темницы силой крестного знамения опять затворились.
Нечестивый Эгеат предал святого апостола воинам и осудил его на распятие, как некогда Пон- тий Пилат Самого Господа Иисуса. Эгеат велел не прибивать апостола гвоздями, а только привязать веревками растянутые на кресте члены апостола. По древним Патрам распространилась горестная весть, что праведного раба Божия Эгеат осудил на смерть. Все единодушно устремились на плачевное зрелище, укоряя анфипата за его нечестивый суд. Когда воины вели святого старца на лобное место, их настиг Стратоклис. В порыве негодования оттолкнув воинов и разодрав на них одежды, он освободил узника, а потом сказал: «Теперь простите меня; апостол учил меня без гнева все переносить и укрощать свою ярость; когда бы вам открылось, что может сей раб Божий и что злочести- вый Эгеат!». Взяв за руку апостола, он пошел вместе с ним на поморье, где предназначалось место казни. Воины возвратились к анфипату сообщить, что сделал с ними его брат Стратоклис. Эгеат велел им облечься в другие одежды и идти исполнить по- веленное. Стратоклис, сопровождая апостола, горькими укорами осыпал Эгеата, но апостол Христов сказал ему: «Нет, чадо, не желаю тебя видеть таким когда-либо, но кротким, смиренномудрым, не воздающим зло за зло и памятующим слова Господни: “Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку” (Лк. 6:29). И мы, братия, приемлющие за Христа язвы, последуем за Ним, чтобы, совлекшись внешнего человека, обновить внутреннего и воскрылить его к Богу, к Которому должно быть все наше стремление!». Приблизившись к месту, где должен был довершить свой подвиг, апостол увидел крест, воздвигнутый на песке морском. Оставив всех, Андрей подошел к своему кресту и, став перед ним на колени, из глубины души произнес ему хвалебную песнь. После чего апостол повелел призвать совершителей казни. Исполняя повеленное, они простерли ему руки и ноги на кресте, не пригвоздив их по обыкновению. После чего мучители отступили от повешенного на кресте, а ученики апостола и толпы народные подступили к кресту, надеясь услышать из уст святого какое-либо слово. Тогда, обратившись к народу, апостол Андрей сказал: «Мужи, здесь предстоящие, жены и дети, старцы и юноши, рабы и свободные, внемлите мне и не обращайте внимания на тщетную суету временной жизни, но взирайте на меня, повешенного на кресте ради Христа и уже готового выйти из сего тела. Не должно страшиться смерти тем, которые за истину подвизаются в этом мире. Они достигают блаженного успокоения; одни только рабы греха идут на казнь. Очистите себя, братия, не забывайте моего учения, возлюбите искренно веру во Отца и Сына и Святого Духа, храните заповеди Господа Иисуса Христа и тем явите себя достойными вечного блаженства, которое уготовил Господь любящим Его».
Прошел день, прошла ночь, а из уст апостола непрерывно истекали слова любви и утешения. Стра- токлис приходил к апостолу, намереваясь снять его с креста, но он отказал ему и, оставаясь на кресте четверо суток, постоянно поучал народ сильным словом. Лицо его не изменялось, голос не ослабевал, вздохи не вылетали из его сердца, глаза не увлажнялись слезами, лик его, полный благодати божественной, озарен был небесным светом. Вокруг креста толпился беспрестанно народ, с умилением внимая речам великого страдальца и с сокрушенным сердцем взирая на мужественного подвижника.
Не вынося более столь плачевного зрелища, все единодушно устремились к Эгеату и заявили: «Неправедный приговор произнес ты, анфипат, и нечестиво осудил неповинного! Беззаконны суды твои; ты оскорбил ими всю Ахайю, недостойно осудив праведника. .. пощади старца, и все Патры успокоятся!». Устрашился нечестивый правитель, испугавшись за собственную жизнь, и пообещал освободить праведника. «Согрешил и каюсь в вине моей, — говорил он народу, — иду сам снять его с креста».
Возрадовался народ и поспешил возвестить апостолу, с каким намерением приходит анфипат. Но блаженный апостол говорил: «Дайте мне окончить жизнь мою так, как мне судил Господь; никто не разрешит меня от сих уз, ибо таково мое призвание: совлечься сего тела и устремиться к Господу, ради Коего и с Которым распинаюсь». Обратившись к пришедшему анфипату, апостол сказал: «О, Эгеат, зачем пришел ты ко мне? Для чего лицемеришь, будто хочешь снять меня с креста и принести покаяние? Я далек от тебя, ибо сердце твое объято лукавством, а не раскаянием. Ты напрасно ищешь освободить меня, я давно свободен; меня любит и милует Искупитель мой! К Нему спешу, иду к Тому, Кто открыл мне дела твои и сказал: “Не принимай приношения Эгеата и не страшись его гнева”».
Но граждане продолжали громко взывать к ан- фипату, чтобы освободил апостола, и тогда анфи- пат сказал: «Кто дерзает, пусть приблизится к древу и разрешит его!». Но апостол возвел очи к небу и громко молился: «Не допусти, Господи, чтобы опять мне разрешиться со креста, и не лиши меня подобия с Тобою, образом таинственной Твоей смерти! Отче, Сыне и Душе Святый! Не дай поколебаться познавшим Тебя и возлюбившим, и в Тебя уверовавшим через мое благовестие! Сохрани их и утверди во святой Твоей вере и даруй им предстать перед Тобою и прославлять Тебя, истинного Бога, Которого знаю, имею в себе и люблю, в Котором есмь и существую; приими и меня с миром в вечные Твои скинии». Сказав это, еще раз прославил Господа и, озаренный небесным светом, предал Ему дух свой посреди общего плача.
Кончина славного апостола последовала 30 ноября/ 13 декабря. Достойный епископ Стратоклис и раба Господня Максимилла сняли с креста святое тело и с великой честью погребли недалеко от места его подвига, на поморье. Нечестивый Эгеат, терзаемый совестью за неправедную казнь и скорбью о потере супруги, впал в мрачное уныние и однажды посреди ночного безмолвия в припадке сумасшествия бросился из окна высокого претория. Благочестивый Стратоклис не хотел наследовать имущество бездетного брата, говоря: «Эгеат, все твое с тобою да пребудет; наследием же моим единый Господь, мой Спаситель, Которому я предал себя и все мое, умоляя, чтобы и меня сделал достойным причастником нескончаемого Его Царствия!». Максимилла тоже не коснулась богатств супруга и с верной своей рабыней Ифидамией во все продолжение жизни находилась при гробе святого апостола. Максимилла и Стратоклис часть своего имения раздали нищим, а другую определили для сооружения храма. Долговременна была их благочестивая жизнь в Патрах и тиха кончина.
Со дня преставления святого апостола Андрея беспрестанно совершались над его гробом великие знамения, и все страждущие, притекавшие на гробницу, исцелялись во славу Божию и в честь Его апостола. В 357 году по поручению императора Констанция II мощи Андрея Первозванного (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. После взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи Андрея Первозванного в итальянский город Амальфи.
Согласно преданию, хранитель мощей апостола в Патрах инок Регул, узнав о намерении импера тора Констанция забрать мощи Андрея Первозванного в Константинополь, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в г. Килримонте.
Король Александр I (1106-1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, который с этого времени стал называться Сент-Андрус («город святого Андрея»). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 году здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318 году). В 1559 году собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Андрея Первозванного уничтожены.
Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. Эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц Андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного, крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом — большой Андреевский крест- реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. В 1644 году иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Фёдоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603-1604 годах, по указанию Бориса Фёдоровича Годунова, был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, находящийся в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Приводится по книге – «Ангелы апокалипсиса. Собрание житий миссионеров и мучеников – 2013г.»