Автор:Анатолий Баданов

Как канонизируют святых

ezA6fj8S9PkКанонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») – признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.

Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим.

Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.

В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно.

В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных.

В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать, точное соответствие веры подвижника православному вероучению нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.

В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Практика же прославления сейчас такова: первой рассматривает материалы на прославление епархиальная комиссия. При положительном решении они попадают на рассмотрение в синодальную комиссию, которая в случае одобрения передает их в Синод. День решения Св. Синода и вносится в святцы как день прославления святого. Только после этого святому пишется икона и составляется служба. Что касается местночтимых святых, то разница только в степени прославления в пределах земной Церкви. Им также пишется икона и служба. Местное прославление подразумевает всегда и общецерковное, не может быть, чтоб одному и тому же человеку в одном городе служили молебны, а в другом — панихиды.

В вопросах канонизации часто возникают различные слухи, домыслы, сомнительные публикации, которые не могут, конечно, служить серьёзными аргументами для рассмотрения того или иного случая. Мало ли кому кто приснится или явится. Оной матушке во сне явился владыка Иоанн и благословил написать книгу о старце, и она выпустила книгу, которую даже признать православной нельзя.
По поводу критериев прославления издано немало постановлений, где не только учтён опыт канонизации предыдущих поколений, но и выработаны чёткие критерии канонизации в наше время. Это сделано не случайно, а для того, чтоб не ошибиться, чтоб не было пути назад. Но многие историки, даже пишущие на эти темы, не удосужились их не только изучить, а даже прочитать. Народ же зачастую пользуется просто авторитетными для них мнениями. Для кого-то это любимый журнал или почитаемая газета, а чаще всего — «это мой батюшка сказал».

Часто можно слышать и такое: мол, раньше не было никаких комиссий, а святые были, а сейчас «синодалы» не хотят прославлять праведников; в этом усматривают чуть ли не вредительство для русского народа. А в древности мучеников прославляли сразу, без всяких заседаний Синода и комиссий. Но тогда они были не нужны, поскольку подвиг мучеников был очевиден, у всех на глазах, а останки свидетельствовали об исцелениях и чудотворениях, становясь мощами.

Синодальная комиссия работает 20 лет. Наша епархиальная — 10. Эти комиссии были созданы из-за обилия материала, который дали нам гонители ХХ века. Сложность заключается не только в этом. В годы репрессий расстреливали не только по признаку веры. Иногда даже трудно разделить чисто политическое дело и церковное. Ведь каждое церковное дело можно рассматривать как политическое, но не каждое политическое дело есть церковное. ХХ век отличался особой жестокостью, и даже, я бы сказала, какой-то лукавой изощрённостью гонителей, предательством, оговорами, трусостью, изменами. И православные писали доносы друг на друга.

Здесь требуется кропотливая работа исследователя и понимание своей ответственности перед Церковью. В такой работе важен не только взгляд историка-профессионала, но и духовное осмысление событий. Это редко удаётся мирянам.

Мы забываем о том, что Православная Церковь не политическая организация, которая принимает в свои ряды новых канонизированных членов по нашему усмотрению. Одни хотят сегодня канонизировать Распутина, не желая при этом разбираться в его жизни, другие — Сталина, патриотам нужен святой воин, военным — генерал и т.д. В нашей истории много замечательных и даже выдающихся личностей, но святость, пример для всей Церкви — это совсем другое дело.

Мы знаем, что не всё открыто людям на земле. Есть обстоятельства, которые недоступны никому, а пока их узнать нельзя, и канонизация невозможна. Это остаётся на суд Божий.
В таком случае надо иметь смирение, чтобы принять решение данной комиссии или Св. Синода. Если, конечно, мы доверяем своей Церкви.
Святость — это всегда пример, подвиг, — подвиг жизни или мученической кончины.

В годы Великой Отечественной войны воевали и погибали миллионы, причем воевали хорошо, но ведь не все стали Героями Советского Союза? Так и в Церкви новомученики — это малое стадо. Мы не должны творить кумиров даже для таких благородных целей, как канонизация, поддаваясь своим страстям. Да, прав великий Ф.И.Тютчев, сказав: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Это касается и канонизации, которой мы не можем разбрасываться: не семечки, назад не подберёшь.

о. Максим Козлов