Три неудобных вопроса о вере

Три неудобных вопроса о вереТри неудобных вопроса о вере

— Как можно объяснить казни, войны и другие злые дела, совершенные (и совершаемые) «во имя Божие»?

Как говорит Писание, лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено (Иер 17:9). Люди склонны ко всякому злу и безумию и при этом любят искать своему поведению разно­образные оправдания.

Увы, не существует идеалов, которые порочные люди не извращали бы в интересах своей порочности. Страшные преступления совершались во имя справедливости, сострадания к бедным, науки, свободы, патриотизма, прав человека, многих других вещей, которые сами по себе вовсе не являются плохими. Это верно и по отношению к религии. Господь говорит в Евангелии, что некоторые люди берутся выступать от Его имени, хотя Он никогда не знал их:
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:22,23).
Более того, Господь говорит о том, что наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин 16:2). Грешные люди могут извратить все, включая веру. Нам не следует забывать, что, начиная с Великой французской революции, не менее ужасные дела творились под знаменами разума и просвещения, а в ХХ веке такие великие атеисты как Ленин, Сталин, Мао или Пол Пот далеко превзошли во зле всё, что когда-либо совершалось под религиозными знаменами. Следовательно, источник этого зла — не в религии как таковой, а в греховности человеческого сердца.
Три неудобных вопроса о вере
— Почему Православие называется именно так?

Русское слово «Православие» является калькой с греческого слова «Ортодоксия», которое состоит из двух корней: «орто» — прямой, правильный, и «докса» — учение, мнение, представление, слава; греческий же глагол «доксазо» значит «славить». Это слово возникло в Церкви как реакция на появление ересей — лжеучений, отрицавших фундаментальные истины Евангелия, прежде всего, в отношении личности и деяний Господа нашего Иисуса Христа. Церковь, в соответствии со свидетельством Апостолов, исповедовала Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, по Божественной природе — совечным Отцу и равным Ему, по человеческой — воплотившимся ради нашего спасения от Девы Марии. Различные еретики по-разному отрицали или искажали эту истину. Чтобы отличать христиан, содержащих истинное Апостольское благовестие, от лжеучителей, и появился термин «ортодоксия», правильное учение.

Три неудобных вопроса о вере
— Почему в молитвах из молитвослова так много самоуничижения — надо называть себя и «грешным» и «окаянным и недостойным», и «достойным всякаго осуждения и муки»… Разве Богу это нужно?

Молитвы, вошедшие в молитвослов, составлены великими святыми и отражают их духовный опыт — а они постоянно и искренне сокрушались о своих грехах. В духовной жизни есть один очень важный закон: чем человек духовно выше, ближе к Богу, тем отчетливее он видит свои грехи; и наоборот, невидение своих грехов — признак духовного омертвения. Так, злодей, преступник зачастую считает себя хорошим человеком, который «если и убил кого, так только по делу», святой всегда видит себя грешником.

Так, заблудившийся в абсолютно темном подвале человек может думать, что на нем — белоснежный китель. Но по мере приближения к выходу он начинает замечать на этом кителе грязные пятна; и, наконец, выйдя на свет, обнаруживает, что за время блужданий в темноте он основательно испачкал свою одежду. Сознание греха, однако, никогда не означает уныния, отчаяния или ненависти к себе — чем больше человек смиряется перед Богом, тем глубже он на собственном опыте убеждается в Божием милосердии и способности благодати омыть и очистить любой грех. Потому что Бог не только источник духовного света, но и источник исцеления наших духовных недугов.
С.Худиев