Диалог с сектантом — защищаем иконопочитание

Диалог с сектантом - защищаем иконопочитаниеСектанты любят говорить — «Иконы это идолы» — обычно после такого аргумента следует предложение прочитать вторую заповедь — «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли не поклоняйся им и не служи им» (Втор.5:8-9). Но правильно ли предлагать аргумент, вырванный из контекста? Что бы понять, о чем тут идет речь, нужно читать не с восьмого стиха, а с шестого – «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор.5:6-9).

Как видим, Бог не запрещает священные изображения имеющие отношение к Нему, но налагает запрет на изображения идолов («других богов»). В противном случае протестанты и свидетели Иеговы больше всех нарушили эту заповедь, потому что в каждом их издании есть изображения Христа.

Между иконой и идолом есть существенная разница. За идолом нет
никакой духовной реальности, а за иконой стоит подлинная личность. Более того, молитва язычника чаще всего обращена не к духовной стороне, а к самому предмету. Пророк Исайя пишет – «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».»(Ис.44:17) Молитва перед иконой имеет существенную разницу. Православный христианин не обращается к дереву с красками, не считает дерево воодушевленным предметом, а изображенный образ, изолированным от первообраза. Икона помогает собраться, настроится на нужный молитвенный лад и возвысить свой ум к Богу. Говоря – Господи Иисусе – мы обращаемся не к дереву, но к Личности Спасителя изображенной на ней. Поэтому между идолом и священным изображением нет никаких параллелей.

Именно об этом и писал пророк Иеремия – «Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, — говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» Где же боги твои, которых ты сделал себе? — пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда.» (Иер.2:26-28).

Идолы это плод фантазии человека, которым успешно пользуются темные силы. Оттого и говорит апостол — что идол в мире ничто (1Кор 8:4). То есть идол это образ, не имеющий первообраза, действительной реальной личности. Подобного сказать об иконе мы не можем, потому что изображаем реальную личность.

При детальном изучении Библии можно увидеть, что наряду с запретом, данным во второй заповеди, идут указания Творца на создание икон Херувимов на ковчеге и стенах скинии и т.д. Ведь Бог не может противоречить Сам Себе. Ответ очевиден – речь идет о запрете священных изображений языческого характера, но не священного.

Святая Церковь от первых дней имела различие между священным изображением и идолом. К примеру апостол Павел в послании к Коринфянам пишет что идол это ничто (1 Кор.8,4), а в послании к Евреям рассказывая об устройстве скинии пишет — «херувимы славы» (Евр.9,5).Отрицать, что Павел различает эти два предмета нельзя.

Не стоит напоминать об особом и трепетном отношении евреев к храму, но стоит упомянуть о том, где были размещены священные статуи — «И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом.» (3Цар.6:27) Взглянем на это с другой стороны. Если всякое изображение духовной личности является идолом, поместили бы евреи статуи херувимов в самом почитаемом месте? Ответ очевиден.

Итак, рассмотрим заявленный аргумент через призму изложенных тезисов:

1) Вторая заповедь запрещает изображения языческого характера, а не священного.
2) Между иконой и идолом отсутствует параллельная связь. Язычник при молитве обращается к предмету, а православный христианин к личности, изображенной на предмете.
3) Бог запрещает языческие изображения, запрета же на священные изображения нет. Напротив, Творец Сам повелевает создать священные иконы реального духовного мира. (Иконы Херувимов)
4) Иудеи, как и первые христиане, имели четкое представление о разнице между иконой и идолом.

Есть ли различия между идолом и иконой? Как видим, есть, было это различие у евреев, есть оно и у нас. Икона это не идол, как ошибочно считают иконоборцы. Идол — ничто, потому что никакая реальность не стоит за ним. А образ всегда предполагает первообраз, реальную личность. Православные не почитают образ отдельно от изображенной личности, потому что именно такое почитание называется идолопоклонством, которое не имеет ничего общего с иконопочитанием.

 


Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»


Нажмите, чтобы задать вопрос