Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны?
Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны?
Из бесед на Евангелие от Матфея святителя Филарета (Амфитеатрова).
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся — говорит Христос в Евангелие. Кто же эти алчущие и жаждущие правды?
Есть в сердце человеческом глубоко впечатленное ненасытимое некое желание большого блага, нежели сколько каждый из нас имеет. Какого бы ни представили мы себе счастливца века сего, все еще будет оставаться в душе его стремление к большему счастью. Сие стремление с одной стороны показывает, что ничто из тварей не может удовлетворить желаний бессмертной души нашей. А с другой, оно есть беспрерывное некое воздыхание естества человеческого о потере того блаженства и величия, с которого род человеческий ниспал грехом.
Известно, что человек создан по образу и по подобию Божию к вечному в соединении с Богом блаженству. А по сему Божественному назначению в одном только Боге может он найти совершенное свое благо и счастье, а больше нигде.
Прекрасно о сем сказал один учитель Церкви: «Ты, Господи, так создал души наши, что они ни в чем, кроме Тебе единаго, не могут обрести своего успокоения». Но вот одна из самых смертельных болезней растленных грехом душ наших! Вместо того, чтоб все желание сердца нашего обратить к Богу и в Нем едином как неизчерпаемом, приснотекущем источнике всех благ, искать истинного своего счастья, где оно есть; мы ищем его везде, кроме Бога, где его нет; а потому и не обретаем. Думаем насытить желания бессмертной души нашей временными, тленными, скоропреходящими, суетными благами и удовольствиями мира сего – но тщетно.
Сии мнимыя блага не питают душу а напротив, приводят ее в такое болезненное состояние, что она, пресытившись ими, теряет свои силы и желание единаго, истиннаго, верховнаго блага, могущаго насытить ее, подобно отчаянно больному, который от изнеможения и от накопления болезнетворнаго вещества теряет совсем позыв на здоровую пищу. Сию-то смертоносную болезнь сердца нашего, желая исцелить Спаситель Христос, единый истинный Врач душ наших говорит: «блаженни алчущие и жаждущие правды яко тии насытятся» (Мф. 5.6).
Алчба и жажда правды, ублажаемая Спасителем, по изъяснению Отцев Церкви, есть всегдашнее и сильное стремление души истиннаго Христианина к исполнению воли Божией и творению всех заповедей Евангелия, в которых заключается правда Божия.
Сие изъяснение основано на словах Самого Спасителя, Который некогда ученикам Своим, просившим Его, чтобы Он вкусил от принесенной ими пищи, сказал: «Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя, и совершу дело Его» (Ин. 4.34). И вися на кресте, не столько от смертельной телесной жажды, сколько от сожигавшаго любообильное сердце Его беспредельнаго желания совершить дело спасения нашего, на которое Он послан от Отца небеснаго, произнес сие многозначительное слово: «жажду» (Ин. 19.28) ибо последующее за сим слово Его было: «совершишася» (Ин. 19.30).
Заметьте притом, братие, силу Евангельских слов. Спаситель не просто сказал: блажени творящии правду, но «блажени алчущие и жаждущие правды». Сие для того дабы показать, что для возвращения потеряннаго нами блаженства праведных потребно, чтоб мы к творению заповедей Божиих такое сильное имели желание, какое голодный имеет к пище и жаждущий к питию.
Иисус Христос хощет, чтоб мы все желания души нашей соединили во едино святое желание как угодить Богу, и во всех делах своих со всею любовию и охотою исполнять Его волю. Он хощет, чтобы сия святая алчба и жажда правды Божией истребила во глубине сердец наших всякую другую греховную алчбу и жажду суетных благ и удовольствий мира сего, которыя не питают душ наших.
Для души нашей также потребна свойственная ей духовная пища, как и для тела телесная. Тело, благоразумно питаемое здоровою пищею, растет и укрепляется и получает силы на совершение свойственных ему дел, подобно и душа получает истинную свою жизнь приятием в себя верою животворнаго семени слова Божия, растет поучением в законе Господнем день и ночь, приходит от силы в силу постоянным исполнением и творением заповедей Евангелия, заключающих в себе правду Божию, украшается благочестием и всеми Христианскими добродетелями – и тако, возвращая свойственное ей благородство и славу образа и подобия Божия, готовит себя в вечную достойную обитель Богу, по непреложному обещанию Иисуса Христа: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14.23).
Признак здравия тела есть алчба, или позыв на пищу: подобно и признак возвращения душе нашей здравия и исцеления от недугов греховных есть алчба и жажда, или сильное стремление ея и любовь к творению заповедей Божиих. Сию-то святую алчбу и жажду имея в сердце своем Святый Псалмопевец, вопиет от души к Богу: «на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя, на всякое время. Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра. Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поученье мое есть.
Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс. 118. 14, 20, 72, 97, 103). Прочтите, братие, со вниманием весь сто восемнадцатый Псалом и желательно, чтобы каждое утро читали мы его, дабы уразуметь блаженное свойство и святыя чувства души алчущей и жаждущей правды Божией и сколь можно – подражали им. Сию-то блаженнотворную алчбу и жажду всеблагий Спаситель наш хощет возбудить в бедных душах наших и истребить в них пагубную для нас алчбу богатства, смертоносную жажду забав мирских и греховное стремление к славе человеческой.
Ненасытимая алчность злата и сребра так неприлична Христианину и даже человеку, что Ап.Павел «сребролюбие» называет «коренем всех зол» (1Тим. 6.10), а «лихоимание» считает «идолослужением» (Колос. 3.5). Бог не для того создал сребро и злато, чтоб мы алкали приобретать оное; но чтоб тогда, когда Он благословляет нам иметь оное, употребляли его по Святым Его намерениям на нужды наши и в славу Его. Посему-то Слово Божие заповедует: «аще богатство течет, не прилагайте» к нему «сердца» вашего (Пс. 61.11).
Видите, братие, как Господь остерегает сердца наши от пристрастия к сему прелестному идолу и тогда даже, когда бы оно к нам текло без нашего искательства, мы должны очень остерегаться, чтоб сердце наше к нему не прилепилось, и с ним не погибла душа наша. Вот что слово Божие, слово истины говорит к тем, которые в себя, а не в Бога богатеют: «богатство ваше изгни, и ризы ваша молие поядоша: злато ваше и сребро изоржав, и ржа их в послущество на вас будет. Возвеселистеся на земли и насладистеся, упитаете сердца ваша, аки в день заколения» (Иак. 5.2–5), ныне «же взалчете» (Лк. 6.25).
Порочная жажда роскошных пиршеств, забав утех мира сего отравляет сердце человеческое и делает его неспособным на служение Богу и обществу. Бог, по преизбытку благости Своей, и на земле, в сей стране изгнания нашего из рая сладости, в стране пришельствия нашего разсыпал обильно предметы и утешения и радости и веселия для нас: однакож не для того, чтоб мы безрассудным к ним пристрастием утопили в них души наши; но чтоб на многотрудном пути возвращения нас в небесное наше отечество, находили в них некую потребную отраду и прохлаждение, и получив новую бодрость, неуклонно продолжали шествие наше к сокровищу всех благих – Богу.
Позволительно путешественнику утешаться прекрасными видами, встречающимися на пути и пользоваться приятностями мест для своего отдохновения; но ежели он пленится сими прелестями и долго будет медлить, то потеряет время и не достигнет впору назначеннаго места. Для многих из нас, братие, путь к небесному отечеству может быть еще очень далек, а время кратко: благоразумно ли в пустых забавах терять невозвратно то драгоценное время, от употребления котораго зависит целая наша вечность?
Ежели мы члены Иисуса Христа, как и должны быть по званию нашему: то прилично ли членам покоиться в неге и забавах, когда глава Спасителя нашего, для возвращения нам блаженства, уязвена и прободена была терновым венцом?
Греховное стремление к славе человеческой и к человекоугодию несовместно с истинною во Христа верою, как Сам Он говорит: «како вы можете веровати, славу друга от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете» (Ин. 5.44)?
Бог вложил в сердце наше благородное стремление к славе, однакож не для того, чтоб мы жаждали приобресть славу человеческую; но чтобы творением добрых дел всемерно стремились возвратить себе потерянную грехом славу образа и подобия Божия, ищи во всем и всегда славы Божией, благоугождая Ему, и слава твоя неразлучно будет следовать за тобою и в сей и в будущей жизни, как тень следует за телом; а ежели станешь искать только славы человеческой, то славы Божией лишишься; и человеческую, ежели и найдешь, то скоро потеряешь.Ибо «всяка плоть, яко трава, и веяна слава человеча, яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде» (1Пет. 1.24).
«Преходите бо образе мира сего,» а с ним и вся слава его, «а творяй волю Божию, пребывает во веки»(1Иоан. 2.17). Сей-то вечной и неувядаемой славы, сего-то неотъемлемаго сокровища-блаженства нашего и наслаждения небесными нетленными благами желая нас сподобить Иисус Христос – Бог и Спаситель наш: говорит: «блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся». Они насытятся; ибо еще в сей жизни благодати, любящие всем сердцем правду Божию и ищущие оную всеми силами души своей, от любимаго Господа своего получают в духе сладостное предвкушение небесных благ, яко залог вечнаго их блаженства. Но вполне насытятся и насладятся Богом своим, когда по разрешения от уз телесных откроются им те блага, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2.9).
«Насыщуся, – говорит Св.Псалмопевец, – егда явится мне слава Твоя» (Пс. 16.15). Юже да сподобит Отец небесный получить и нас грешных благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Своего, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Из бесед на Евангелие от Матфея святителя Филарета (Амфитеатрова),митрополита Киевского