Как соблюсти заповедь о десятой части доходов
Десятина была установлена Синайским законодательством как обязательная мера пожертвований в пользу храма (скинии) и священства: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30). Однако уже в ветхозаветное время можно было сделать приношение по усердию. Таково было Божие повеление, когда строилась скиния: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне» (Исх.25:1-2).
В основе христианской веры находятся две главные заповеди: любовь к Богу и людям. Этим определяется дух христианской жертвенности. Поэтому и в своих приношениях христианин не связан законодательно какой-либо мерой. Господь похвалил вдовицу, положившей в сокровищницу две последние лепты (Мк.12:41-43; Лк.21:1-4).
В Византии и на Руси были попытки установить десятину. Так в России при епископских кафедрах были должности «десятильникой». После Стоглавого собора появились десятские священники, к которым перешла часть обязанностей десятильников. Однако уже в XVII веке они были упразднены.
Если десятина удобна как способ определения регулярных пожертвований, то можно к ней прибегать, не занимаясь скурпулезными бухгалтерскими подсчетами, помня наставления св. апостола Павла: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор.9:7-8)
о. Афанасий Гумеров