Икона «Не рыдай мене мати»
Икона «Не рыдай мене мати»
Икона «Не рыдай мене мати». Страстная тема в православной иконографии не имеет такого разнообразия, как в искусстве западноевропейском, тем не менее, начиная с конца XV в. в русские иконостасы входит Страстной ряд, а в аналойных иконах и в росписях жертвенника появляется сюжет «Не рыдай Мене, Мати». Иконография этого образа сложилась в византийском искусстве XIII в., а затем пришла в древнерусскую традицию.
На иконе «Не рыдай Мене, Мати» изображается Богородица, обнимающая Христа, стоящего во гробе на фоне креста. Нередко этот образ называют православной «Пьетой» (итал. пьета – плач), поскольку здесь раскрывается тема оплакивания Христа перед положением Его во гроб. Наверное, самым известным западным произведением на эту тему является «Пьета» Микеланджело.
Действительно образ оплакивания присутствует как в западной, так и в восточной христианской традиции, поскольку для всех христиан тема страданий и крестной смерти Спасителя свята.
Однако есть существенные отличия православного образа от западных аналогов. Если на Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, то в православном образе не чувствуется тотальности смерти. Напротив, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.
Об этом говорит и название образа, которое восходит к ирмосу девятой песни канона св. Космы Маюмского на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»
В песнопении Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, побеждающем смерть. И в иконе мы не видим ничего мрачного, но в ней подчеркивается мотив диалога Матери и Сына. Композиция повторяет иконографическую схему Умиление, где Пресвятая Дева прижимает к груди Богомладенца Христа. Эта перекличка показывает, что в иконографии Умиления присутствует тема Страстей, а в иконографии «Не рыдай Мене Мати» — тема любви. Но именно любовь и побеждает смерть.
Икону, которую мы представляем здесь в качестве примера, написал современный мастер — московский иконописец Александр Соколов. Образ исполнен мягко, лирично, с тонкими психологическими нюансами, при этом достаточно строго и вполне канонично. Сдержанный колорит, компактный силуэт, деликатность живописной разделки — все это делает икону незаурядным произведением, как с художественной, так и с богословской стороны. Образ Соколова помогает молитвенно настроиться на тему Великой Субботы — тему смерти Спасителя, за которой следует Воскресение, победа над смертью.
И.Языкова