История Луки новомученика Сербского
Священномученик Лука Вукманович родился в семье каменщика 14 октября 1907 года в селе Подгор-Утрг в Цермнице. Отец его, Николай, принял решение уехать на заработки в США, откуда присылал необходимые средства для своей многодетной семьи, оставшейся в Черногории на попечении его супруги. Благодаря этим средствам все три его сына, в том числе и Лука, смогли окончить школу и поступить в университет. Лука поступил в Белградский университет после окончания Цетиньской семинарии.
Во время его учебы в университете семью Вукмановичей постигло горе: за короткий срок умерли старший брат, сестра, а затем и отец. Мать попросила Луку оставить учебу и вернуться домой, чтобы жениться и начать работать для содержания семьи и оплаты обучения младшего брата Светозара.
Лука так и поступил. Он вернулся в родное село, женился на Драгине Лопичич и вскоре принял священный сан. Уже через два года после свадьбы в их семье родился первенец – Чедомир, а всего у отца Луки было двое сыновей и две дочери.
Черногорцы, возможно, единственный европейский народ, который до известной степени сохранил племенное деление. Вукмановичи происходили из племени Подгор, которое проживало в двух соседних селах – Подгор-Утрг и Подгор-Овточичи. Во втором селе своего родного племени и служил отец Лука приходским священником. В епархии о нем отзывались как об «одном из лучших учеников семинарии и одном из наиревностнейших молодых священников». Несмотря на молодость, он, по словам его правящего архиерея митрополита Гавриила, успел быстро заслужить народную любовь и уважение.
В 1931 году на него было совершено покушение: во время литургии, когда отец Лука вышел из алтаря на великий вход, некий Йован Степчевич, психически больной человек, трижды выстрелил в него из револьвера. Первая пуля попала в плечо, а вторая в живот. Отец Лука удержался на ногах, затем нашел силы, чтобы вернуться в алтарь и поставить на престол святые дары, после чего упал, потеряв сознание. Тяжелораненого священника доставили в больницу, где ему сделали операцию.
Уже эта деталь дает важный штрих к духовному портрету святого Луки: будучи тяжело раненым, он заботится не о себе, а о том, чтобы сберечь святыню.
О мотивах покушения точно ничего не известно; существовало несколько версий, в том числе и та, что за этим покушением стояли коммунисты (этой версии придерживался митрополит Гавриил). Нужно сказать, что отец Лука был наиболее ярким и последовательным православным сербским полемистом, выступавшим против коммунистической идеологии. Он посвятил этому вопросу несколько статей, свою диссертацию, множество бесед и выступлений. По замечанию жизнеописателя святого, монаха Павла (Кондича), «в то время это была самая серьезная и аргументированная критика материалистической философии».
По милости Божией, отец Лука тогда выздоровел и вернулся к служению. В 1936 году он был избран секретарем священнического содружества Черногорско-Приморской митрополии. Содружество создало фонд для оказания материальной помощи бедным священникам и членам их семей.
В 1937 году отец Лука принимал участие в церковной борьбе против конкордата югославского государства с Ватиканом, который давал югославским католикам особые права по сравнению с православными христианами и верующими других вероисповеданий. Против этого тогда резко выступил Сербский Патриарх Варнава, вскоре скончавшийся при неясных обстоятельствах, и в народе ходили слухи, что его отравили. Поднялось негодование, начались массовые выступления против конкордата, в которых участвовали и многие архиереи и священники. Власти подавляли эти выступления суровыми репрессиями. В то время отец Лука проводил беседы, писал статьи и выступал на радио, недвусмысленно осуждая конкордат и действия властей. Он был большим почитателем святителя Николая (Велимировича) – одним из главных борцов против конкордата.
Из-за этой своей позиции отцу Луке пришлось лишиться должности секретаря священнического содружества. Вскоре государство пошло на уступки, прекратив процедуру официального утверждения конкордата, и возмущения православных пошли на спад. Но для отца Луки трудности только начинались.
Его недруги писали доносы против него и, поверив им, Гавриил, его бывший правящий архиерей, ставший новым патриархом, распорядился уволить отца Луку из числа преподавателей Цетиньской семинарии, что сильно ухудшило материальное положение его семьи. Все просьбы, которые в это время отец Лука писал Священному Синоду и патриарху, оставались без ответа. Через некоторое время его перевели служить в Македонию на приход города Гостивар. А в македонской столице Скопье отец Лука нашел место преподавателя закона Божия в гимназии. В это же время он сумел написать и к 1940 году защитить диссертацию на православном богословском факультете Белградского университета.
Последний период жизни священномученика пришелся на Вторую мировую войну. Он освящен в дневниковых записках отца Луки, названных им «Моя жизнь в рабстве».
В апреле 1941 года немцы и болгары оккупировали Македонию, и в мае того же года отец Лука вернулся в Черногорию, куда он ранее отправил семью. Здесь в начале июля 1941 года он отказался подписать предложенную итальянскими оккупантами «подписку о лояльности». Он также осудил решение Черногорского народного собора от 12 июля 1941 года, провозгласившего, по инициативе и при поддержке итальянских оккупантов, независимость от королевства Югославии. Святой Лука одновременно поддерживал борьбу и против оккупантов, и против коммунистов-партизан, которые на рубеже 1941–1942 годов «во имя революции» убили многих известных людей в Черногории, тех, кто не поддержал их выступления.
Братоубийственная гражданская война в России, которую принесла коммунистическая идеология, повторилась и у сербского народа. Трагически отразилась она и на семье отца Луки: оба его брата – и рано умерший Джуро, и младший Светозар, ставший впоследствии видным партийным деятелем в Югославии, – были коммунистами.
Когда во время Второй мировой войны мать спросила Светозара: «Что будет с Лукой, если вы победите?» – он мрачно ответил: «Сама знаешь». Так сказал тот, кто сам признавался, что получил образование исключительно благодаря брату, выделявшему ему половину своей священнической зарплаты. Позднее Светозар написал книгу «Моя семья», где отцу Луке посвятил 200 страниц. Здесь он приводит характерную деталь: после совместного чтения «Братьев Карамазовых» Достоевского Светозар был всецело за Ивана Карамазова, а отец Лука – за Алешу.
В 1941–1944 годах отец Лука вместе с семьей жил в Цетинье, преподавая в гимназии. В это время он часто посещал заключенных в тюрьмах и устроенных итальянцами концлагерях, помогая им и поддерживая. В начале 1944 года за свои речи против оккупантов отец Лука был арестован и сам провел несколько дней в тюрьме, но по просьбе священномученика митрополита Иоанникия его вскоре выпустили на свободу.
В конце ноября 1944 года, когда победа коммунистов уже стала очевидной, основные силы сербских четников, верных изгнанному королю, ушли из Черногории в Словению, чтобы спастись от расправы. Вместе с ними ушли также несколько сотен черногорских интеллектуалов, среди которых был и отец Лука со своим старшим сыном Чедомиром, которому тогда исполнилось 14 лет. Пробиваясь через Боснию и Герцеговину, эта группа неоднократно вынуждена была вступать в стычки с партизанами и отрядами хорватских националистов-усташей, так что до Словении добрались далеко не все.
В конце мая 1945 года эта группа расположилась в месте, удаленном на 15 километров от словенского города Камника. Здесь руководители группы приняли следующее решение: тем, кто мог быть привлечен к ответственности за убийства, совершенные во время войны, следовало пробиваться дальше через Австрию в Западную Европу; остальным же участникам исхода было рекомендовано сдаться победителям-коммунистам. В то время командир партизанских войск Тито опубликовал постановление о помиловании всех противников коммунистов, кто не обвинялся в убийствах.
Группа, в которой были отец Лука с сыном, вошла в Камник и сдалась словенским партизанам. Те, разоружив черногорцев, разместили их в лесу, недалеко от города. Всего не более десятка словенских партизан обеспечивали охрану группы численностью до тысячи человек. Через три дня группу окружила 5-я черногорская пролетарская бригада из состава 3-й пролетарской дивизии под командованием Саввы Бурича. Была произведена перепись всех сдавшихся, в которой учитывалось не только имя и год рождения, но и род занятий.
В тот день к отцу Луке подошел поздороваться командир 3-го батальона черногорской пролетарской бригады Марко Джурович, с которым святой был знаком до войны. Марко Джурович взял сына отца Луки Чедомира и, назвав своим курьером, отвел в штаб батальона, и тем самым спас ему жизнь. Чедомира в штабе накормили и показали, где он будет спать.
На следующий день сдавшимся было приказано выстроиться в колонны. Одну колонну, в 60 человек, коммунисты сформировали сами, поименно указывая, кто должен войти в нее. В их числе оказался и отец Лука Вукманович. Всех названных связали и отправили в неизвестном для остальных направлении: было ясно, что их ждет.
Вечером, около 20:30, из леса донеслось подряд три залпа, а затем одиночные револьверные выстрелы. Чедомир понял, что тогда и погиб его отец.
На следующее утро мальчика определили солдатом 5-й черногорской бригады, выдали оружие и показали, как с ним обращаться. В послеполуденные часы стали искать добровольцев, чтобы закопать «тех». Чедомир вызвался добровольцем, зная, что между «теми» лежит и его отец. Но ему не разрешили. Позднее один солдат, с которым он подружился, рассказал ему, что всех расстрелянных, среди которых был и святой Лука, закопали в общей яме, вырытой заранее.
Много позже, в 1958 году, Чедомир случайно встретился в одном городе с Марко Джуровичем, бывшим командиром 3-го батальона черногорской бригады, которая в Словении совершила казнь участников четнического исхода из Черногории. Марко объяснил Чедомиру, что ничего не мог сделать для спасения его отца, поскольку приказ о его расстреле пришел «сверху».
За свою недолгую жизнь святой Лука успел многое написать. Его труды составили три тома, изданных Черногорско-Приморской митрополией.
Более полувека архив творений священномученика бережно хранился в его семье. Среди трудов святого Луки следует прежде всего упомянуть его докторскую диссертацию – капитальное исследование «Материалистическое и христианское понимание истории». Полемике с коммунизмом посвящена также серия его статей под названием «Христианская этика в сравнении с коммунистической деятельностью» и некоторые проповеди.
Из вероучительных произведений святого Луки известны «Догматика», «Катехизис» и «Пастырское богословие» – они представляют собой пособия по тем дисциплинам, которые он вел в Цетиньской семинарии. В «Догматике» также заметен очень сильный апологетический компонент: святой Лука полемизирует здесь с материализмом, пантеизмом, дарвинизмом. Из гомилетического наследия священномученика Луки сохранилось 30 его проповедей и четыре надгробных слова.
Кроме того, есть цикл исторических статей, посвященных вопросу религиозности черногорского исторического деятеля Петра Негоша. Ряд трудов посвящен богословским, богослужебным, философским, этическим и педагогическим вопросам. Примечательно, что один из них – доклад о состоянии воспитания в Цетиньской семинарии – адресован преподобному Иустину (Поповичу), сербскому подвижнику и богослову, хорошо известному в России.
Из этого значительного литературного наследия мы выбрали три статьи, которые, как нам кажется, могут дать хорошее представление о трудах святого Луки и его вкладе в общеправославную сокровищницу Предания; статьи эти затрагивают темы, близкие современному православному читателю в России.
Первая статья – «Оправдана ли наша борьба против коммунизма?» – представляет собой краткое, тезисное изложение основных пунктов коммунистического учения, неприемлемых для христианина. Положения этой работы во многом напоминают то, что русские новомученики говорили и писали накануне революции 1917 года. Так, к примеру, священномученик Иоанн Восторгов писал: «Относительно социализма во всех его различных учениях можно с полной справедливостью сказать, что он великую ложь преподносит людям, завернутую в малую правду; больше того, он дает смертельный яд в позолоченной и сладкой пилюле. О людях, исповедующих такое учение, можно сказать словами апостола: “Они содержат истину в неправде” (Рим. 1: 18)… Социализм, намеренно умалчивая о религии, отделяясь от Церкви и отвергая веру святую, этим как раз оправдывает то именно, за что он осуждает жизнь людскую в ее настоящем виде, как раз и подготовляет всякое насилие, неправду и притеснения бедных людей со стороны сильных и богатых»[3].
Полемике с коммунистической идеологией посвящена статья священномученика Илариона (Троицкого) «Христианство и социализм», книга священномученика Владимира Киевского «Где счастье – в вере или неверии?», труды многих других мучеников. Однако, несмотря на это, до настоящего времени встречаются люди, всерьез полагающие, будто коммунизм совместим с христианством. В этой связи кажется уместным обратить внимание и на голос замечательного святого Сербской Православной Церкви, который не только своими словами, но и своей жизнью доказал ошибочность такого заблуждения.
Вторая статья – «О чудесах и пророчествах» – представляет собой две главы из «Догматики» священномученика Луки. Среди некоторых православных людей есть тяга и интерес, не всегда духовно здоровый, к поиску современных чудес и пророчеств. В этой связи нам показалось весьма актуальным привести слова святого Луки, напоминающего о смысле и цели настоящих чудес. Это вполне может быть подспорьем при различении истинных чудес от ложных, равно как и интереса к ним – здорового от нездорового.
Наконец, третья статья – «Догматический вопрос эволюции Церкви» – направлена против, если можно так выразиться, «либерального Православия» или модернизма, стремящегося к размыванию догматических границ Церкви, чтобы на этом фоне удобнее было проводить собственные идеи. Подобный соблазн также известен в наши дни.
Все статьи даются в несколько сокращенном варианте. Хочется верить, что эта скромная публикация привлечет внимание русских издателей и переводчиков к богатому наследию священномученика Луки.
Юрий Максимов