Серафим Вырицкий — Богатство и святость

5XRY9T4qYR0Преподобный Серафим Вырицкий, до революции преуспевающий коммерсант, владелец фешенебельных пушных магазинов в Петербурге, который вел дела с царским двором и с европейскими фирмами. После революции – монах. Как складывались его отношения с деньгами, есть ли еще святые богачи?

Мы знаем много святых, которые «вышли из богатых»: мучеников и мучениц (вмч. Димитрий Солунский, мцц. Татиана, Ирина, Варвара), преподобных (Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов), праведных (Филарет Милостивый, Алексий человек Божий). История Церкви знает благоверных князей, царей и правителей, не жалевших своих средств на помощь ближним (возьмем, к примеру, нашего крестителя — князя Владимира, устраивавшего пиры для бедняков). Обычно в житиях о «материальном положении» святых упоминается один раз — в начале, когда говорится о происхождении святого («он был из богатой и знатной семьи»).

Но бывает, что у святых с богатством складываются особые отношения: иные смогли с его помощью послужить Богу и людям, иные категорично бежали от него, стараясь стать настолько бедными, насколько были когда-то богаты.

Имя старца Серафима Вырицкого известно всему православному миру. Его знают как удивительного подвижника и чудотворца, а между тем до принятия монашества Василий Николаевич Муравьев (так звали отца Серафима в миру) был крупным предпринимателем.

Василий родился 31 марта 1866 года в одной из деревень Ярославской губернии. Отец его умер, когда мальчику было десять лет, и Вася остался один с больной матерью и совсем маленькой сестрой. Так ему пришлось стать кормильцем семьи. Односельчанин, работающий старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга, взял Васю с собой на заработки, обещая матери вывести его «в люди». В Петербурге у мальчика было сначала место рассыльного в лавке Гостиного двора, потом, видя его способности и старательность, ему стали поручать все более и более сложные дела.

Когда Васе было около четырнадцати лет, он решил оставить мир и пошел в Александро-Невскую лавру проситься в монахи. Но старец-схимник, с которым ему удалось поговорить, дал ему такое наставление: он должен жить в миру, творить богоугодные дела, создать семью, вырастить и воспитать детей и только тогда, по обоюдному согласию с женой, принять монашество.

Мальчик остался работать в лавке, и работа шла очень успешно. В 17 лет он уже был старшим приказчиком, что говорит о его несомненном коммерческом таланте, ведь обычно, чтобы дослужиться до должности старшего приказчика, требовалось не менее десяти лет.

В 1890 году Василий женился на девушке из своей деревни. Ее история была похожа на историю Василия: она тоже с детства хотела в монастырь, но в разговоре с духовно опытной, прозорливой старицей-схимонахиней получила совет остаться в миру и принять монашество после того, как пройдет через все горечи и трудности мирской жизни.

Хозяин Василия после его женитьбы не пожалел крупной суммы для того, чтобы любимый работник мог открыть собственное дело. И с его помощью в 1892 году Василий Николаевич Муравьев организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Англию, Францию.

Василий Николаевич был очень талантливый предприниматель, дела его пошли успешно, но торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Молодой предприниматель много учился, в 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.

Деятельность общества отличалась патриотической направленностью. Состоявшие в обществе предприниматели думали не только об успехе собственного дела, но и об экономическом развитии всей России. В то время многие иностранные предприниматели (например, Генри Форд) учились у русских купцов и промышленников. Россия диктовала уровень мировых цен на многие виды сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, а золотой рубль был весьма весомой в мире валютой…

Помогая нескольким храмам и обителям, Василий Николаевич жертвовал и на содержание богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

В семье Муравьевых был обычай: после литургии в дни больших церковных праздников устраивали большие обеды для бедных. Василий Николаевич после молитвы обычно произносил небольшую речь, рассказывал о наступившем празднике, а потом поздравлял всех, кто пришел на трапезу.

В 1905 году Василий Николаевич Муравьев стал действительным членом Ярославского благотворительного общества — одного из крупнейших в России. Постоянными участниками общества были многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, в их числе и отец Иоанн Кронштадтский.

Шли годы. Так и жил в миру Василий Николаевич Муравьев — много молился, много работал, делал добрые дела, втайне совершая многочисленные пожертвования. Наступил 1917 год. Многие состоятельные люди переводили свои деньги за границу и спешили уехать, но для Василия Николаевича такого выбора не существовало, он очень любил Россию и был готов разделить любые несчастья со своим народом. Лишившись своего торгового дела, он изучает творения святых отцов, монастырские уставы, богослужебные книги, молится.

В 1920 году Василий Николаевич и его жена Ольга Ивановна по обоюдному согласию вступают на монашеский путь, который был им предсказан много лет назад. Ольга Ивановна поступила послушницей в Воскресенский Новодевичий монастырь в Петрограде, Василий Николаевич — в Александро-Невскую лавру. Все имущество супруги пожертвовали на монастыри. Только в лавру было передано 40 тыс. рублей золотом, целое состояние.

В этом же году Василий и Ольга были пострижены в монашество. Так закончилась история праведного предпринимателя и началась история великого старца Серафима Вырицкого. Но это уже другая история…

Святой мученик Феодот
В житии святого Феодота, хозяина гостиницы, приведенном в Четьих минеях Димитрия Ростовского, говорится, что написал это житие некий Нил. А причиной, побудившей его это сделать, было то, что много раз он испытывал на себе благодеяния Феодота и хотел отблагодарить святого, рассказав о нем людям.

Нил начинает свой рассказ так: «Некоторые говорят, что он первоначально жил так, как живет большинство грешных людей, ибо он так же заботился о снискании благ мира сего. Говорят, что, вступив в законный брак, он купил гостиницу ради прибытка имения… Пусть говорят о нем, что хотят, я же буду рассказывать о нем все то, что я, живший рядом с ним, видел очами своими…» Из этого вступления становится ясно, что при жизни люди осуждали Феодота за то, что он владел гостиницей, и не видели его святости.

Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской (Малая Азия) в III веке. Он был христианином, добропорядочным и честным человеком и жил тихо и незаметно. Между тем содержание гостиницы давало ему возможность не только служить путешественникам, но и говорить со своими постояльцами-иноверцами о христианстве. Обладая даром проповедничества, многих он привел ко Христу. Можно сказать, что Феодот был настоящим миссионером своего времени. А наиболее полно его добродетели проявились во время страшных гонений императора Диоклетиана (284-305).

В разгар гонений хозяин гостиницы снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им убежище в своем доме, где тайно совершались богослужения. Правитель той области, где жил Феодот, приказал кропить идоложертвенной кровью всю пищу, которая продавалась. Христиане практически оставались без всякой возможности купить себе что-либо поесть, во всем городе не было ни хлеба, ни питья, не оскверненного язычниками. Тогда Феодот стал кормить всех христиан в своей гостинице, так как имел запасы, сделанные раньше. Его гостиницу автор жития Нил сравнивает с Ноевым ковчегом — только у Феодота можно было укрыться от гонений и есть неоскверненную пищу. Феодот посещал и христиан-узников в темницах, на свои деньги выкупал живых и хоронил тела погибших, брошенные на съедение зверям.

Пришло время, и сам Феодот удостоился мученической смерти за Христа. Однажды он похоронил тела семи святых мучениц, которые были утоплены в озере (их память совершается Церковью в один день со святым Феодотом — 18 мая по ст. ст.). Феодот смог найти тела и похоронить около храма. Об этом донесли властям. Когда Феодота призвали к правителю области, чтобы допросить, он отказался принести жертву идолам и исповедал свою веру во Христа перед всеми. Тогда Феодота подвергли жестоким мучениям и отрубили ему голову. Было это в 303 году.

Святой праведный Петр Мытарь
Интересно, что это житие написал святитель Иоанн Милостивый, Александрийский патриарх, который сам прославился своей необычайной щедростью и милосердием. Про Петра Мытаря патриарх узнал от человека, лично знавшего его.

Петр был главным сборщиком податей в Африке в царствование императора Юстиниана (527-565). Сегодня его должность называлась бы «начальник налоговой полиции».

Начальник мытарей отличался скупостью и жестокостью. Не было такого случая в его жизни, когда бы он подал милостыню. Однажды нищие того города, где жил Петр, собрались и стали обсуждать всех жителей: кто сколько кому подал, кто милостив, кто скуп. Все сошлись в одном: такого жестокого человека, как Петр, в этом городе не было. Один из нищих, хвалясь своим умением выпрашивать деньги, поспорил, что ему удастся получить милостыню и у Петра.

И вот, когда Петр вез управляющему той области хлеб, нищий пристал к нему и не отставал до тех пор, пока мытарь в гневе не швырнул в него один хлеб.

Вскоре после этого Петр тяжело заболел и, когда был без сознания, увидел сон: он уже умер, и ангелы взвешивают все его дела на весах правосудия Божия. От того, какая чаша скорее наполнится, зависела вечная участь Петра. Кроме ангелов видел Петр и страшных демонов, радовавшихся огромному количеству зла, сотворенного им. На чашу с добрыми делами совсем нечего было положить, долго искали ангелы и наконец положили хлеб, брошенный нищему с досады, — но и это остановило чашу со злом, опускающуюся вниз. Петр был так потрясен видением, что, выздоровев, категорично и резко изменил свой образ жизни. Он с необыкновенной щедростью стал раздавать нуждающимся милостыню, кормил и одевал многих.

Однажды он встретил на улице человека, потерпевшего кораблекрушение и оставшегося без одежды. Петр снял с себя верхнюю одежду и отдал просящему. Тот принял ее, но посчитал, что лучше будет продать богатое платье на рынке и купить себе что попроще, а остаток денег потратить на еду. Когда Петр проходил мимо рынка и увидел, что там продается его одежда, он очень огорчился и решил, что его дар не принят. Но после этого он увидел во сне Христа: Господь был облачен в ту самую одежду, которую мытарь отдал нищему.

Желая загладить прежнюю свою жестокую жизнь, Петр раздавал все больше милостыни, делал все больше добра и настал день, когда он решил отказаться от всего, что имел. Мытарь заставил своего раба продать его в рабство в другую страну, а деньги отдать нищим. Много лет Петр жил в другой стране, безропотно и усердно служил своему хозяину. Однажды в доме, где жил раб Петр, остановились торговцы, прибывшие с его родины. Они узнали бывшего мытаря и рассказали хозяину о том, кто его слуга. Услышав этот разговор, Петр поспешил скрыться из того дома и из города.

Когда он бежал, произошло чудо: он обратился к рабу-привратнику, глухому и немому от рождения, прося его именем Иисуса Христа открыть ворота, — тот исполнил приказание и сразу же смог говорить и слышать. Узнав о чуде, жители того города бросились искать Петра, но поиски были напрасными: он скрылся и до самой смерти оставался безвестным.

Всем нам хорошо известны павловопосадские платки: многие носят их сами и дарят в подарок, но не все знают, что один из основателей и совладельцев знаменитой платочной фабрики — Василий Грязнов — прославлен Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии.

Василий Грязнов родился в 1816 году в деревне Евсевьево Московской губернии в семье купца Ивана Семеновича Грязнова. С детства маленький Вася отличался глубоким религиозным чувством и любил Церковь. Но в юношеском возрасте Василий отступил от благочестивой жизни: поступив работать на фабрику, он, как и многие его фабричные сверстники, стал пить вино и тратить на это почти все заработанные деньги. Василий пытался исправиться, но вновь и вновь падал. Все же он старался не оставлять молитвы и всегда страдал от своей порочности — даже стал называть себя не Грязнов, а Грязный. Его приятели смеялись над ним: «Что с тобой, Вася? О чем же ты так плачешь?»

Наконец после одного случая, который он принял как вразумление от Бога, ему удалось окончательно оставить порочную жизнь. Один из товарищей Василия по попойкам хулил святыню, оскорбляя икону Божией Матери, и вдруг скоропостижно скончался. Пораженный его смертью, Василий услышал в своей душе голос: «Если ты не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть».

После этого Василий резко изменился. Он даже хотел поступить в монастырь, но иеромонах, к которому молодой человек обратился за советом, посоветовал оставаться в миру, заниматься молитвенным деланием и служить Церкви. Василий так и поступил: стал вести уединенную, строгую жизнь, много молился и читал духовные книги. Со временем он стяжал дар рассуждения и прозорливости, многие приходили к Василию Грязнову как к старцу за советом. Особенное внимание он уделял беседам со старообрядцами, которых было много в окрестностях Павловского Посада. Есть предположение, что и предки Василия были старообрядцами. Так или иначе, но старообрядцы уважали его и многие в результате бесед с ним вернулись в Православную Церковь.

Василий Грязнов стал крупным фабрикантом, одним из первых в Павловском Посаде завел набивное производство. Объединившись с мужем своей сестры Яковом Лабзиным, владельцем шелкопрядильной фабрики и красильного завода, он поставил производство знаменитых павловопосадских шалей и платков на промышленную основу и торговал ими по всей России.

При их фабрике имелась богадельня на 60 человек и больница. За счет фабрики содержалось несколько школ, где обучалось около четырехсот детей. На территории фабрики был построен двухэтажный корпус, в котором предполагалось жить рабочим, стремящимся к монашеству. Василий хотел, чтобы монастырь находился прямо при фабрике, и сам думал со временем принять монашество. Но его планам не суждено было осуществиться. 16 февраля 1869 года Василий Грязнов скончался. На похороны его стеклись тысячи людей. После смерти на его могиле Яков Лабзин построил церковь, позднее при ней образовалась женская монашеская община, а впоследствии — монастырь.

Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадтским, а местное духовенство надеялось, что после смерти он будет прославлен. По смерти Василия Ивановича Грязнова на его могиле происходило множество исцелений.

После революции фабрика Лабзина-Грязнова была национализирована. В стране развернулись антирелигиозные пропагандистские кампании. Чтобы осквернить образ праведного предпринимателя, было написано много статей, книга и даже снят фильм. Одна из брошюр такого рода называлась «Святой Василий Грязнов — защита подмосковных акул текстильной промышленности». В 1920 году в городе по решению московских властей прошел показательный суд над «святошами» и «эксплуататорами» — бывшими владельцами фабрики.

Но через несколько десятилетий канонизация состоялась. В августе 1999 года Василий Грязнов был прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии как праведный Василий Павлово-Посадский.

Вероника Богданова