История Иоанна Златоуста
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника.
Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна.
В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Там будущий святитель обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Возвратившись в 367 году на родину в Антиохию, Иоанн в 20-летнем возрасте принял святое крещение от святителя Мелетия, епископа Антиохийского, который полюбил Иоанна, как сына, и наставлял его в вере.
Через 3 года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.
Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, которое называл «истинной философией», поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана.
В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.
В 381 году отшельник вернулся на родину, его посвятили в дьяконы. А позже — в архиепископы Константинопольские. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Он приносил пожертвования неимущим; строил больницы и благотворительные учреждения. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.
В своих проповедях обличал пороки власть имущих, чем нажил себе немало врагов. По их доносам императрица Евдоксия отправила Иоанна в заточение. Но как только он уехал из Константинополя, в городе началось страшное землетрясение, и перепуганная Евдоксия тут же вернула ненадолго святого обратно.
Спустя некоторое время за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе, Златоуста сослали в Армению, где он прожил 2 года. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в Пицунду (Абхазия).
В 407 году на пути к месту ссылки святой скончался. Ему было 60 лет от роду — век не великий, и из него он в течение 6,5 лет был архиепископом, а 3 года и 3 месяца провел в заточении. Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах.
Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 — 450). По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать.
Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.
Известно, что большая часть мощей святителя Иоанна Златоуста хранится в греческих монастырях на Святой Горе Афон: перст от десницы — в монастыре Ксиропотам, левая рука — в монастыре Великая Лавра, большая часть десницы — в монастыре Филофей. Однако история появления этих мощей на Афоне не вполне ясна. Вероятно, они попали в афонские монастыри после разграбления Константинополя крестоносцами: часть святынь тогда удалось спасти и перевезти на Афон.
В XVI–XVII веках русское правительство скупило 14 частей мощей Иоанна Златоуста. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения Крест Константинов и главу уже упоминавшегося ранее Иоанна Златоуста. Царь даже лично написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу же заплатил монастырю 2000 рублей, но отдавать крест и мощи передумал. Видимо, в обладании этими мощами была такая уж большая необходимость, что царь пошел на совершение греха — солгал монахам. Однако на Афоне решили отомстить и сказали, что в Москву главу Иоанна Златоуста не отправляли, а переслали голову Андрея Кесарийского. Мол, извините, ошибка вышла, не ту голову отправили, нам очень жаль.
В итоге развернулись нешуточные споры. В результате всей этой неразберихи до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, где же на самом деле находится голова Иоанна Златоуста. Так или иначе, но ничто не мешает обеим сторонам важно заявлять о том, что именно их церковь обладает истинными мощами святого.
Иоанн Златоуст — вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения.
В учении Святителя Иоанна Златоуста отразились общие черты, характеризующие творения великого учителя: основательность знания Священного Писания, постоянное стремление выяснить смысл его, а не вводить в него собственные мысли, усвоить идею, которая занимала предшествующих святых отцов, а главное – удивительно глубокое понимание и проникновение в дух Христова и апостольского учения и неподражаемая ясность изложения богодухновенных мыслей.
Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому
Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /
вселенную просвети: / несребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа, / но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, / моли Слова Христа Бога спастися душам нашим