Диаконисса — кто это?
Диаконисса — кто это?
Первое упоминание о диакониссах содержится в Послании к римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим.16:1).
Диаконисса — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. Традиционно-ортодоксальные авторы акцентируют, что служение диаконисс, хотя и было похоже на служение диаконов, но было обращено исключительно к женщинам в церкви и не имело сакраментального выражения во время общего церковного богослужения
Развитие институт получил в период гонений на христиан. Так, в Апостольских постановлениях говорится: «в некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из-за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диакониссу».
Апостольские постановления (конец IV века) содержат специальную молитву для чина в котором поставлялась диаконисса. Поставление диаконисс совершал епископ через рукоположение в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконисс. Обряд посвящения в диакониссы содержится также в канонах Первого Никейского собора (325 года), Халкедонского собора (451 года), а также в Кодексе Барберини (780 года). Изучение этого обряда привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении
Институт диаконисс прекратил существование в церкви в эпоху средневековья.
Профессор С.В. Троицкий писал, что в Русской Церкви однажды были попытки восстановить чин диаконисс. Помимо попытки последних лет, историю которой пока писать преждевременно, таких попыток нам известно две: одна из них связана с именем алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева), другая – с именем приходского деятеля в Санкт-Петербурге священника Александра Васильевича Гумилевского.
Впервые мысль о восстановлении чина диаконисе явилась у знаменитого миссионера архимандрита Макария (Глухарева), и вызвана была она жизненными нуждами миссии. Подобно проповедникам христианства первых веков, отец Макарий увидел, что помощь женщины нужна при приготовлении женщин к крещению, и что он не может быть руководителем и помощником новообращенных женщин во всех случаях их жизни, что алтайские христианки нуждаются особенно во время болезни в помощи со стороны женщины же, и притом не инородки, так как, по наблюдению отца Макария, алтайцы боялись как смерти и трупов, так и болезней, и к уходу за больными их было трудно побудить. Все это представлялось архимандриту Макарию таким «огромным камнем», возясь с которым он чувствовал себя «как ребенок малосильный». Кроме того, сотрудница миссии, по мысли отца Макария, могла бы быть учительницей грамоты и рукоделий, как постоянная проводница в грубую инородческую среду культурных начал понятий гражданственности и христианских навыков и обычаев. И вот он уже в начале своего миссионерского служения задумал устроить на Алтае женскую общину миссионерок-диаконисс.
4 мая 1833 года он писал Е. Ф. Непряхиной: «Требования, настоятельно повторяемые, дают мне дерзновение открыть Вам, что в душе моей зачалось, когда я находился еще в Тобольске. Но Вы примите слово мое не как заповедь и даже не как совет, а только как мнение человека, желающего любить в своей должности волю Божию, который все, что ему представляется благопотребным к делу служения, хотел бы втянуть в свою систему. Я никак не могу своевольно расстаться с тою мыслию, что Вы нужны в Сибири, нужны для Царствия Божия в сей стране… Вы бы дали обет помогать Христовой Церкви в болезнях рождения теми средствами и способами, которые вашему полу приличны и с вашими немощами и другими обязанностями совместимы. Быть может, под сие знамя Креста Господня, если бы восприяли оное, собралась бы дружина единомысленных девиц и вдов, из которых каждая по очереди и по способностям, в известные сроки, несла бы послушание настоятельницы или старшей сестры, – дружина вначале малая, но мало-помалу умножилась бы, получила бы полный вид правильного общежития, и в месте благоприятном и к содействию миссии церковной благопотребном, окоренившись, уподобилась бы горчичному семени».
Подробно описывает архимандрит Макарий положение и круг деятельности таких диаконисе:
◗ «Диакониссы при частных станах миссии находились бы в непосредственном попечении женатых миссионеров; иногда они и жили бы в домах их, а иногда, получивши благословение от начальствующего миссионера, иждивением Церкви и Государства устрояли бы оныя себе жилища в тех же селениях, в которых находились бы частные станы миссионеров женатых и при них походные церкви.
◗ Диакониссы при частных станах миссии исполняли бы в походных церквах дела: чтеца, звонаря, просфорни.
◗ Поелику жены миссионеров и по супружескому состоянию и по многим развлечениям в жизни хозяйственной могут иногда не иметь времени для обучения девочек, то помогали бы им и самим миссионерам в содержании деревенских школ диакониссы.
◗ Диакониссы принимали бы новокрещеных сирот женского пола на воспитание иждивением миссионерской казны и обучали бы их грамоте и рукоделиям.
◗ Диакониссы посещают больных, служат им, внушают им истины Евангельские, возбуждают их на покаяние; ободряют надеждой на милосердие Божие и заслуги Ходатая; если болезни простые, дают простые и безопасные снадобья; а между тем настоятельно советуют призвать священника, исповедаться и причаститься Святых Таин Христовых. Добрая диаконисса ночью бодрствует у одра болящей, которая сна не имеет; говорит с ней о земном и небесном, о рае и аде, об Ангелах, человеках, о смерти и вечной жизни, а наипаче о жизни, страданиях и смерти Спасителя… Одр болезни есть в высшей степени школа Христова; и здесь-т? благовестница имеет случай посеять на земле сердца, приготовленного страданием, семена Слова Божия… Скончается ли больная, диаконисса немедленно призовет все семейство к молитве и псалмопению, потом помогает домашним омыть по-койницу к погребению; посещает и после сего дом плача; утешает сетующих надеждою свидания с отлучившеюся в Небесном Царствии и советом обращается внутренно к Отцу щедрот и Богу всякого утешения.
◗ Диаконисса соглашается читать Псалтирь в пользу живущих и творить молитву между кафизмами в пользу преставившихся…
◗ Недугующим из инородцев новокрещеным диакониссы служили бы по большей части в миссионерской больнице…
◗ Диакониссы помогают женатым миссионерам в приготовле-нии оглашаемых ко святому Крещению и в наставлении новокрещеных».
Из жития известных диаконис можно выделить Житие Преподобной Ксении Миласской. Преподобная Ксения (V), в миру Евсевия, была единственной дочерью знатного римского сенатора. С юности она стремилась к Богу. Чтобы избежать предстоящего ей брака, она тайно ушла из родительского дома с двумя преданными ей служанками и отплыла на корабле. Встретившись, по промыслу Божию, с настоятелем обители святого апостола Андрея, которая находилась в городе Милассе, в Кесарии, она упросила его взять ее, вместе со спутницами, в Миласс; изменив свое имя, она назвалась Ксенией. В Милассе она купила землю, построила храм во имя святого Стефана и основала женский монастырь. Вскоре после этого епископ Миласса, Павел, посвятил Ксению в диаконисы, как вполне достойную этого звания по добродетельной жизни. Святая всем оказывала помощь: для бедных была благотворительницей, для скорбящих — утешительницей, для грешных — наставницей. Имела глубокое смирение, считая себя хуже и грешнее всех. В подвигах своих руководствовалась советами палестинского подвижника преподобного Евфимия. Высокой жизнью святая Ксения привлекла многие души ко спасению. Кончина святой девы, во время молитвы, была отмечена Господом явлением в небе над монастырем знамения в виде светлого венца с блистающим посреди него крестом, который сопровождал тело святой, вынесенное в город к народу, и сохранялся до самого момента погребения. Множество больных, прикасаясь к мощам святой, получило исцеления.
В наше время роль женщины в жизни Русской Православной Церкви значительно возросла, так как более 80% верующих составляют женщины. В связи с этим вопрос о восстановлении чина диаконис стал весьма актуальным. На практике в большинстве приходов женщины (как правило, пожилого возраста) выполняют обязанности чтеца, певца и свещеносца и в соответствии с каноническим правом должны быть посвящены в эти церковные должности с ношением стихаря. Однако в Русской Церкви хиротесия над женщинами никогда не совершалась.
Православие и древность. Гл.8