ВОЗНЕСЕНИЕ: ПОЧЕМУ АНГЕЛ ПРЕРВАЛ СОЗЕРЦАНИЕ?
Представь себя на мгновение там, на склоне Елеонской горы, стоящим вместе с апостолами. Только что произошло … нечто невероятное. Тот, Кого ты видел распятым, Кого встречал живым после смерти, Кому доверял безгранично – на твоих глазах поднялся ввысь. Не растворился в тумане, не стал призраком – Он телесно, ощутимо вошел в сияющую дверь небес иного мира. Вознесение. Рубеж между «здесь» и «там». Между тем, что ты знаешь, и тем, что пока недоступно твоему взгляду, твоему разуму, скованному земным опытом. И ты, как и апостолы, наверняка застыл бы в немом изумлении, устремив взгляд туда, в бездонную синеву… Потому что небо… Оно всегда манило человека. Символ иного порядка, иной чистоты, иного Дома. Туда ушел Тот, Кто сказал: «В доме Отца Моего обителей много». (Ин. 14:2)
И вот, когда сердце переполнено этим священным ужасом и восторгом, когда хочется просто смотреть и впитывать чудо каждой частицей души, – появляется ангел. И его слова звучат почти как упрек, как нелепый призыв очнуться: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1:11). Скажи честно, разве не возник бы у тебя в этот миг внутренний протест? «Как же не смотреть? Я сейчас увидел чудо не меньшее чем Воскресение Господа!!!». Казалось бы, момент требует благоговейной тишины, созерцания, молчания…
Но ангел не дает застыть. Он не просто прерывает взгляд – он перенаправляет взгляд и мысль. Тут же, следом, звучит ключ: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Вот оно! Ангел не отрицает чудо. Не говорит, что вы увидели нечто обыденное. Нет. Он ставит точку опоры для будущего и, главное, для настоящего: «Он ушел – но Он вернется. И ваша задача теперь – не застыть в оцепенении, а жить в свете этого Возвращения».
Почему же так важно было прервать оцепенение учеников? Почему нельзя было дать апостолам еще минутку, час, день, неделю просто созерцать? Мне видятся, что в этом четыре причины:
1. Созерцание без действия – тупик. Застывший взгляд в небо парализует. Он замыкает человека в пассивном переживании, пусть даже самом возвышенном. Ангел знал: величайшее чудо должно не парализовать, а активизировать. Вера, застывшая в экстазе видения, рискует стать бесплодной. Ей нужен выход в дело.
2. Земля – наша зона ответственности. Возносясь, Христос не забрал землю у людей. Не забрал людей из мира. Напротив, Он доверил ее им. Пока Учитель на небесах, внам поручена земля. Наше место – не только в молитвенном взгляде вверх, но и в деятельной любви вокруг… Рассудите сами — смотреть в небо, забыв о ближнем, – значит исказить сам смысл Вознесения. Христос ушел телесно, но Его любовь, Его заповеди, Дух должны действовать здесь, через нас.
3. Ожидание – это труд, а не томление. Первые христиане восприняли слова ангела буквально. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20) – стало их девизом. Но это ожидание было не пассивным ожиданием поезда на перроне. Оно было динамичным. Оно требовало подготовки себя и мира (проповедь) к встрече. Оно выражалось в беспрецедентной общинной жизни, в смелости проповеди, в готовности к подвигу. Созерцание чуда могло бы просто убаюкать. Ангел будил к труду настоящего ради будущей встречи.
4. Чудо – не самоцель, а отправная точка. Сам факт Вознесения – величайшее Откровение о Христе и о нашем будущем. Но ангел как бы напоминает: смысл этого чуда – не в том, чтобы им только любоваться. Его смысл – в том, чтобы оно изменило нашу жизнь сейчас, здесь, на земле. Изменило отношение к себе, к ближнему, ко времени, к греху. Чудо должно стать топливом для земного пути, а не убежищем от него.
Вопрос ангела – «Что ты стоишь и смотришь на небо?» – обращен и ко мне и к тебе сегодня. Сколько раз мы застываем, уставившись в «небо» наших иллюзий, прошлых обид, бесплодных мечтаний или даже духовных восторгов, которые не ведут к действию? Сколько раз мы ждем какого-то «знака свыше», грандиозного чуда, чтобы начать жить по-другому, забывая, что главное чудо – милость Божья, дающая нам это самое «сейчас» для покаяния, для любви, для труда над собой?
Ангел у горы Елеонской звал от созерцания чуда – к ответственности в настоящем и к активному ожиданию будущего. Он звал вниз с горы – в мир, который нужно нести свет о Вознесшемся. Небо, куда вознесся Христос, – наша надежда и цель. Но путь к нему лежит через землю, через наше служение здесь и сейчас. Не отвернуться от неба, но, помня о нем, твердо стоять на земле, преображая ее любовью – вот урок ангела.
Помогай нам всем Господь не застывать, а идти.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»