В чем смысл Петрова поста?
Для меня, человека несущего послушание миссионера, этот праздник всегда проходит с налетом какой-то грусти. Ведь сегодня большинство людей совершенно не понимает смысла сегодняшнего праздника ни смысла самого Петрова поста. Ведь если это обыкновенное чествование святых апостолов, то почему нет поста в память Иоанна Богослова и пр. апостолов? Некоторые не особо умудренные семинарским образованием, начинают с амвона говорить, что этим постом мы подражаем тому, как постились апостолы. Это да, апостолы постились, только в чем же наше подражание им? Разве только в посте? Сам пост называется апостольским, но это же не пост ради самого поста. И не пост ради празднования памяти апостолов Петра и Павла. Если так рассуждать, то всё становится крайне странно.
Буквально сегодня в храмовой проповеди прозвучало — «Прежде чем пойти на проповедь Евангелия, апостолы постились, а потом пошли проповедовать. Вот и мы следуем их примеру». Так и хотелось сегодня сказать — а примеру чего? Апостолы постились не ради самого поста, а ради проповеди Евангелия. Пост это путь, а не цель. Цель всегда в конце поста. И в итоге, сегодня с амвонов, телеканалов, радио и пр., нас убеждают, что постясь мы подражали апостолам… в чем..(?), по сути, в их подготовке к проповеди Евангелия? Это все равно, как если бы воинов готовили бы к сражению, а перед самым сражением всех отправили бы на уикенд, кушайте мол и разговляйтесь на здоровье.
Давайте представим, что в конце этого поста был бы не праздник памяти Петра и Павла, а день памяти великомученика Пантелеймона или бессребреников Космы и Дамиана. И вот, подражая им, мы бесплатно изготовляли бы лекарства и раздавали больным. И вот мы подражая им делаем, делаем, делаем лекарства… а в итоге ничего не раздаем. Оставляем у себя. Будет ли это подражанием? Конечно же нет. Так же и с петровым постом. Апостолы постились перед проповедью Евангелия, и мы должны подражать им не только в подготовке к проповеди, но и в самой проповеди, свидетельстве этому миру о Христе. Свидетельствовать так, как каждый находит по своим силам. В этом и есть смысл. Любые другие интерпретации просто делают сам пост бессмысленным.
Мы каждый день читаем с вами, что веруем — «во едину святую, соборную и апостольскую Церковь«.Слово «апостольскую» нужно понимать не только потому, что она основана на апостолах, но прежде всего понимать в том смысле, что Церковь продолжает быть апостольской и сегодня. Апостол — по-гречески «посланник». Церковь всегда призвана к апостольству, всегда призвана проповедовать Евангелие по всей вселенной. Апостольство Церкви не прекращается и доныне.
Важно заметить, что с латинского языка слово «апостольскую» можно перевести, как миссионерскую. То есть апостольская Церковь, прежде всего -это миссионерская Церковь. Слово апостольская следует понимать именно в перспективе «посланничества» то есть миссионерства. Обратите внимание, Церковь не была, апостольской, а является апостольской прям сейчас. То есть мы верим и принадлежим миссионерской церкви, где каждый из нас должен свидетельствовать о Христе или словом, или делом, то есть всеми областями своей жизни, именно это и имеет ввиду апостол, когда говорит – «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.» (1Кор.10:31). С апостолом Павлом согласно увещевает церковь и апостол Петр – «Говорит ли кто, говори, как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.» (1Пет.4:11). То есть, принадлежащие Церкви люди обязаны во всех своих действиях подчеркивать православие, подчеркивать проповедь Церкви в этом мире. И именно к этому мы и готовились все эти дни, постясь и испрашивая благодать и мудрость, чтобы свидетельствовать о нашей вере подражая святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.
Будем же свидетелями нашей веры, как кто умеет, каждому по силам. Кто-то испросить молитв святых апостолов, чтобы ехать в другие страны, кто-то помощи в диалоге с инославными, кто-то силы не бояться осенить себя крестным знамением, когда проезжаешь в маршрутке мимо храма или осенять пищу крестным знамением, когда покупаешь ее на улице. Ведь эта мелочь, тоже своего рода свидетельство. Кто-то попросит сил и мудрости в чтении книг, которые помогут в этом свидетельстве. Кто-то не имея талантов к самой проповеди, просто сделает массу бескорыстных добрых дел и этим своей заботой, добротой и любовью засвидетельствует о своей православной вере. Кто-то не имея возможности сделать ничего, просто примет христианское участи в помощи тем, кто это делает. Но так или иначе, этот праздник, это окончания поста, не должно превращаться в обычный пикник, Мы призваны подражать апостолам, об этом говорит сам Павел, и не просто говорит, а буквально умоляет — «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16).
Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»