Прощение обид – что делать, если трудно простить?

Прощение обид – что делать, если трудно простить?

Прощение обид – одна из основных заповедей Христа. Спаситель говорит – «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф.6:14). Но, к сожалению, бывают такие ситуации, когда человек и рад был бы простить и вынуть из сердца обиду, но ничего не выходит. Особенно часто с этим чувством сталкиваются люди перенесшие предательство или глубокое разочарование. Увы, нет в человеке такого сердечного тумблера, который стоило бы только нажать и обиды, как не бывало.

Очень часто человек не может отпустить обиду в следствии постоянных внутренних вопросов – почему человек так поступил, зачем он это сделал, почему это произошло именно со мной, и т.п. Люди задающие такие вопросы у себя внутри нередко пытаются посмотреть на поступок глазами человека, который нанес обиду. И вновь возникает масса вопросов – что его подвигло это сделать, что человек чувствовал когда это делал или говорил, о чем он думал, и т.д. Как правило, такие вопросы никогда не находят ответов и мы пускаем их по кругу, тем самым продолжая греть в себе обиду.

Что делать, если вы оказались в таком замкнутом круге? Прежде всего нужно начать с простого вопроса – исполняю ли я заповеди? Именно так меня спросил духовный отец, когда я пришел к нему с этой духовной проблемой. — Конечно, я как и любой христианин стараюсь исполнять заповеди Христа. Батюшка улыбнулся и сказал – как можно исполнить заповеди Христа, если у них не будет обратной стороны? Как, например, исполнить заповедь о второй щеке, если тебя никто не будет бить по другой? Как исполнить заповедь о прощении, если тебя никто не будет обижать? Как исполнить заповедь – благословляйте врагов ваших — если у тебя не будет врагов? И так далее и тому подобное. Все заповеди – сказал он – сопряжены с обратной стороной. Это и есть тернистый путь о котором говорил Спаситель. Не нужно задавать вопрос – почему это со мной произошло или зачем человек так поступил. Нужно смотреть так – мне это попустил Господь, чтобы я исполнил заповедь. Но, при этом, нужно помнить, что без Христа мы ничего не можем сделать. Христос так и говорит – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Поэтому, прежде всего нужно молиться, чтобы Господь даровал нам благодать и исцелил наше сердце от обиды. И обязательно молиться за обидчика, молиться от всего сердца, чтобы и ему Господь простил грех. Вот что должен делать христианин попавший в такую ситуацию, а не гонять себя по кругу вопросами, которые только ещё больше разъедают душу. Конечно, это трудно, бывает даже нужно переступить через себя, чтобы помолиться за обидчика, но это и есть поступок настоящего христианина.

В тот период жизни, эти слова оказали мне большую пользу, надеюсь этот совет поможет и вам. В завершении привожу советы святых Отцов, на тему – прощение обид:


Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Кажется, такая малость требуется: прости – и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость! … Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, чем прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так, чтобы никто не видел, мы еще, пожалуй, простим, но чуть что почувствительней, да при людях, хоть не проси – нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь – не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя – и молчишь; но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Поднимется неприятность еще на одну линию – и удержу нет: ни стыд, ни страх, ни потери – ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывают подвержены не какие-нибудь люди, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

(Феофан Затворник)

«Мы должны прощать тем, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние за всякую иную добродетель. А если мы не можем этого делать по своей греховности, то должны при бдении и в страдании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам всякую силу. При этом во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, чтобы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему против нас и получить (таким образом) прощение собственных грехов. Ибо в этом заключается истинное боговедение, которое необъятнее всякого ведения и с помощью которого мы можем умолять Бога и быть услышаны. В этом — плодоносность веры, этим доказывается наша вера во Христа, так мы можем взять свой крест и следовать за Христом. Это основание первых и великих заповедей, ибо посредством этого мы можем возлюбить Бога от всего сердца и ближнего, как самого себя. Для этого мы должны поститься, пребывать в бдении и удручать свое тело, чтобы сердце наше и внутреннее расположение раскрылись, приняли это в себя и уже не извергали. Тогда за то, что мы прощаем ближнему согрешения, благодать, сокровенно данная нам при святом Крещении, начнет действовать в нас уже явно, ощутимо для нашего сознания и чувства.

(Преподобный Марк Подвижник)

Когда кто-нибудь оскорбит тебя, подумай о том мучении, которое он испытывает, и ты не только не будешь иметь гнева против него, но и прольешь слезы.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том – почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков,– однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

(Преподобный Исидор Пелусиот)

Знай точно, что если будешь отражать обиду обидой и злословие – злословием, то есть воздавать злом за зло, тогда будешь уступать место диаволу, ибо он хочет, чтобы мы злом за зло воздавали. И тогда Бог за нас не будет стоять, ибо Бог говорит: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19), поскольку мы тогда сами делаем то, что приличествует одному Богу. А когда будем людям, обидевшим нас, уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за зло их воздавать, тогда диаволу не будет места. Тогда мы не будем ему уступать, но будем стоять против него и противиться ему, ибо диавол не хочет, чтобы мы делали людям добро. В этом состоит христианская победа, которая побеждает не плоть и кровь подобных себе людей, но духа злобы.

(Святитель Тихон Задонский)

Если оскорбляемый раздражается, то этим самым доказывает, что он сознает за собою то, что про него говорят. Если же он переносит спокойно, то освобождается в глазах присутствующих от всякого подозрения. Если даже он и желает отомстить, то и это будет достигнуто с полным успехом, так как и Бог накажет обидчика за его слова, а раньше еще этого наказания и твоя мудрость будет для него как бы смертельным ударом.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришел, Антоний захотел испытать, перенесет ли он оскорбление. И увидев, что он не переносит, сказал: «Ты похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками».

(Достопамятные сказания)

МОЛИТВА ПРИ НЕПРОЩЕНИИ ОБИД И ПАМЯТОВАНИИ ЗЛОГО

Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на Кресте простил врагов Твоих!

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»