Как правильно прикладываться к святыням?

как правильно прикладываться к святыням

Целование икон – форма богопочитания – приветствие и выражение любви тому, кто на иконе изображен – Господу, Божией Матери или святым. Веруя в вездесущие Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что этот поцелуй принимает тот, кто на иконе изображен. То же самое и в отношении мощей святых.

Кто истинно благочестив, тот не может не ощущать потребности выражать движение благочестивого чувства во внешних знаках.

Совершая почитательный поклон иконе, целуя икону, мы воздаем уважение тому лицу, которое на ней изображено. Можно сказать: это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека. Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа мы словно целуем руку Самого Христа.

Чествование, иконе воздаваемое, возводится к лицу, изображённому на ней. Целуя святыню, мы можем перейти к живому сознанию своего недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит нас от страстей. Целуя икону, мы свидетельствуем о нашем Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15:8-9).

Пройдя вглубь церкви следует приложиться (т.е. поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи, чтобы поставить их перед святынями.
При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует проходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни.

Целование икон следует совершать с благоговением – не целовать священные образы непосредственно в лик (правила благочестия предписывают совершать целование в руку или ногу изображения). На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Не следует обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон – это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Миссионерский отдел Одесской епархии