ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ
Человек сегодня стоит на вершине технологической пирамиды. У него в кармане устройство, способное за секунды связаться с другим концом планеты. Он может заказать еду, не вставая с дивана, или посмотреть, как марсоход бороздит красные пески. Но почему-то по ночам мы листаем соцсети перед сном, словно ищем в них потерянный ключ от спокойствия, и через одного чувствуем одиночество, несмотря на то, что окружены людьми…
Мы живем в эпоху парадоксов. Прогресс обещал нам свободу, но вместо этого многие оказались в клетке бесконечных «опций». Нам обещали облегчение, но подарили КУЛЬТ СКОРОСТИ, где даже отдых стал «продуктивным». Разве не так? Посмотрите на тренды: йога — чтобы лучше работать, какая-то медитация — чтобы не «сгореть на работе». Русский человек жадно вкушал эту пищу, пока, очнувшись, не понял, что в этой модели жизни он научился лечить тело, но растерял язык, на котором говорит душа…
Возьмите пандемию. Казалось бы, мир объединился перед лицом общей угрозы. Но что мы увидели? Волны одиночества, всплеск депрессий, семьи, где родные стали чужими за экранами гаджетов. Технологии, призванные соединять, превратились в стены. Давайте по-чесноку, сегодня мы дружим с аккаунтами, а не с людьми. Любим фильтрами, живем скриншотами. И где-то в этом цифровом тумане теряется простое, но жгучее желание — быть счастливым не вопреки, а просто потому что ты — человек…
Может ли умный алгоритм ленты VK понять, почему плачет ребенок и почему ты остановился на этом видео? Может ли нейросеть объяснить, зачем мать каждое утро читает СМС с фронта ее покойного сына? Нет и еще раз НЕТ! Потому что за пределами бинарного кода остаётся тайна — тайна человеческого сердца. Современная культура предлагает нам «лайфхаки» для души, словно мы — приложения в смартфоне, требующие обновления. Но душа — не программа. Ей нужны не советы из «топ-5», а смыслы, которые пережиты слезами, выстраданы кровью, пропущены через сердце.
Вот здесь и возникает трещина. Психология, превратившаяся в поп-культуру, часто становится «анестезией» нашего времени: она учит нас «справляться», но не «жить». «Принимать себя», но не искать корни. Как говорил один духовник, Царство Небесное ему: «Бесы не дремлют, а мы спим. Они сеют плевелы, а мы поливаем». Может, пора перестать поливать «сорняки» и начать возделывать «сад»?
Ты ведь так же, как и я, чувствуешь этот голод — голод по чему-то большему, чем советы из паблика по психологии. Голод, который не утолить коучингом или очередным мотивационным курсом…
Что, если я тебе скажу, что ответ не в новых методиках, а в том, что тысячелетиями хранилось за стенами храмов и монастырей — в тишине, в молитве, в православной вере наших предков?
Дорогой мой друг, брат, сестра… Представь степь, выжженную солнцем. Трава, которая еще вчера шелестела под ветром, теперь лежит, как пепел. Земля трескается, и даже колодец, который веками давал воду, опустел. Так выглядит наша с тобой душа, которая «сгорела». Но разве огонь «выгорания» — это просто усталость? Ты ведь тоже чувствуешь, что это крик души, которую годами поили из луж, тогда как она жаждала родниковой воды?
Современный мир подменил понятия. Он называет выгорание «физическим и психическим истощением» и лечит его отпусками на Бали или курсами, тренингами, проработками… Но что, если это не болезнь, а симптом? Симптом того, что человек годами жил как механизм — без смысла, без жертвы, без любви. Он вкалывал, как лошадь, чтобы купить вещи, которые не радуют. Общался, чтобы не чувствовать тишины. Бежал, чтобы не услышать вопрос: «Ради чего вся эта гонка?»…
Я не ханжа, я такой же, как ты, я живу на таких же «скоростях», потому что кто-то включил высокую скорость на беговой дорожке наших дней. Я такой же, как ты…, просто задался вопросом — «почему в обществе, где каждый второй ходит к психологу, депрессия стала новой нормой»? Почему таблетки и чек-листы из блогов не закрывают эту зияющую дыру в груди? Может, потому что мы пытаемся тушить пожар души огнетушителем рациональных советов? А что, если «выгорание» — не «нехватка ресурсов», а гниение души? Церковь не отрицает телесного или психического утомления. Она просто смотрит в корень: выгорание рождается там, где нет настоящей жертвенности и высшего смысла. Когда труд превращается в «культ эффективности», а отдых — в «бегство от себя».
Ты никогда не задумывался, почему в монастырях (которым уже тысячи лет) нет слова «выгорание», но есть понятие «уныние» и «злострадание» —страсть, которая съедает душу, когда человек теряет связь с Богом при нападках духовного зла? Почитай отцов, её лечат её не отдыхом на Бали, не проработкой у психолога, а трудом и молитвой. Это состояние знали апостолы, поэтому св. Иаков и говорит о двух крайностях – «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.» (Иак. 5:13). Думаешь, что раньше не знали об этом состоянии? Посмотри, о каком лекарстве от этого просит Давид – «Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех твоих» (Пс. 118:28).
Старец Макарий Оптинский писал одной особе об этом состоянии: «…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва». Старец Амвросий, подражая Макарию, так же советовал: «Скука унынию внучка, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
Ты никогда не задумывался, почему это работало в Церкви всегда, еще до появления психологии? Я вот задумался… — может, наша с тобой усталость — это вовсе не слабость, а «звоночек»? «Звоночек», который говорит: «Хватит бежать за миражами. Повернись к тишине. К тем вечным ответам, которые не продаются в формате коучинга и тренинга. К Евангелию, где сказано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я УСПОКОЮ вас» (Мф. 11:28).
Представь, что ты пришел в ресторан, где подают только десерты. Воздушные эклеры, яркие макаруны. Ты ешь, наслаждаешься, но через час снова голоден — ведь сладости не насытили, они лишь обманули вкус. Примерно так работает современная психология: она предлагает «лакомства» — советы, как быстро снять стресс, поднять самооценку, «полюбить себя». Но душа, как и тело, не может жить на одних «десертах». Ей нужна духовная пища (Иоан. 4:34), а не просто «сахарная вата» оптимизма.
Сейчас даже некоторые батюшки взяли моду на «позитивное мышление». Но, я думаю, что это веяние времени, тоже самое под которое попал отец Варлама Шаламова, будучи священником (почитай, что с ним стало в итоге).
Соцсети, книги, тренинги учат: «Думай о хорошем — и всё будет хорошо!». Но разве это не напоминает попытку заклеить ржавую трубу скотчем? Да, вода перестанет капать… на день. А потом хлынет потоком. В Евангелии есть история о человеке, который представлен Господом в образе дома, из которого изгнали беса. Дом без беса стал опрятным, выметенным, убранным, но не заполненным благодатью. Бес походил-походил и вернулся назад. Смотрит, а дом-то пустой. И вошел в него, правда, не один, а с семью «друзьями», и стало тому человеку еще хуже, чем когда был всего один бес… (Лук. 11:26). Позитивное мышление, не затрагивающее глубины сердца, — это та же пустота. Оно заставляет нас прятать боль под маской улыбки, пока трещина не превратится в пропасть, а дьявол только этого и ждет…
Психология как наука — дело благородное. Но когда она становится поп-культурой, то начинает торговать иллюзиями. Запад растиражировал миф: «Ты — сам себе бог. Твои желания — закон». Но что происходит, когда человек верит в это? Он превращается в капризного ребенка, который требует: «Дай! Развлеки! Похвали!». А когда не получает — впадает в депрессию, уныние…. Церковь же говорит: «Ты — творение Божие. Твоя свобода — в синергии с Богом».
Посмотри на два подхода к одной проблеме:
Поп-психология: «Ты устал? Купи абонемент в спа-салон, устрой digital detox».
Церковь: «Чадо Божие! Вспомни свою веру! Сходи в храм, покайся, причастись во здравие ДУШИ и ТЕЛА… Прямыми сделай стези Господу (Матф. 3:3)».
Ты никогда не пробовал причащаться не потому что «надо» или потому, что «давно не причащался», а с мыслями, что Бог настолько любит тебя, что хочет в тебе жить постоянно, а ты лишаешь Его этого? Да, именно об этом говорит правило ко Причастию – «Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; НО ПОНЕЖЕ ХОЩЕШИ ТЫ, ЯКО ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ, ЖИТИ ВО МНЕ, дерзая приступаю…».
Один подход оставляет человека наедине с его кредитной картой, которой ты расплачиваешься за сеанс. Другой — возвращает в лоно Церкви, где радость и скорбь делятся на всех.
Я поделюсь с тобой личным. Одним из переломных моментов моего воцерковления был важный случай. Я третий или четвертый раз пришел в храм осознанно. На тот момент в моей жизни были сложности. Я пришел после Литургии и просто стоял, смотря на Царские Врата. Вдруг ко мне подошла бабулька, которая терла подсвечник:
— Сынок, ты чего такой грустный?
Это был простой вопрос от незнакомого человека, но сказанный с такой любовью, что я чуть ли не со слезами на глазах вывалил на нее все мои беды и переживания. Она слушала внимательно перебирая четки, а затем сказала мне всего несколько слов, которые в буквальном смысле воскресили мою душу. Это слишком личное, чтобы делиться в подробностях, но главное, что я пережил факт – «в Церкви меня любят несмотря ни на что… Любят те, кто видит в первый раз, но знают – я их брат во Христе»…
Я очень хочу, чтобы ты, как и я, задумался — почему в эпоху тотальной «заботы о себе» мы так одиноки? Почему, имея тысячи «друзей» онлайн, мы плачем в подушку, боясь показать слабость даже родным? Может, потому что поп-культура заменила любовь — лайками, общение — чатами, а веру — самоактуализацией?
Что ты выберешь сегодня: «пластырь психологии», который отсрочит боль, или трудный путь к исцелению? Блеск фантиков или Хлеб вечной Жизни, который ждет тебя в храме?
Выбор за тобой…
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»