О любви и влюбленности
Если мы посмотрим на чин венчания, то удивимся. В последовании нет слов о любви. Нет вопроса к молодоженам: «Любите ли вы друг друга?» Нет молитв с просьбой благословить любовь, которая зажгла глаза и привела их к Таинству. Единственные места, где говорится о любви, это в чтении пятой главы послания ап. Павла к Ефесянам и в молитве священника, где он просит Господа подать любовь молодоженам. «Сам, Владыко Пресвятый, приими моление нас, рабов Твоих, якоже тамо, и зде пришед невидимым Твоим предстательством, благослови брак сей, и подаждь рабом Твоим сим, живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать, неувядаемый славы венец.»
Иными словами, Церковь говорит этим, что те чувства, с которыми пара пришла к венчанию, не является любовью, даже если они испытывают самое светлое и нежное друг к другу. Если бы это было любовью в церковном понимании, то не было бы просьбы, чтобы Господь дал им «друг ко другу любовь в союзе мира».
Что же такое любовь? Неужели те чувства ничего не имеют общего с любовью? На самом деле не имеют. Совокупность этих чувств называется влюбленностью, у которой с любовью нет почти ничего общего. Не хочу сказать, что влюбленность — это плохо. Вовсе нет. Я не сторонник окрашивать влюбленность в негативный цвет. Влюбленность — это естественная эмоция, или, как сегодня любят говорить, химия. Но это не любовь. В церковном смысле влюбленность можно рассматривать как некий фундамент для здания любви, которое возможно построить только в браке. Чтобы это понять, давайте обратимся к священному Писанию и посмотрим, какое определение любви дает Господь через апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор:13 4–8). Внимательно прочитав этот гимн любви, понимаешь, что до брака невозможно достичь таких добродетелей, а следовательно, и их венца — любви.
Из слов апостола следует, что любовь должна быть прежде всего жертвенной. Если обратить внимание на пары, которые только начинают задумываться о браке, то можно заметить, насколько неустойчивы их отношения. Особенно трудно им приходится, когда требуется хотя бы проявить терпение друг к другу. А уж о долготерпении и говорить не приходится, особенно в наши дни, когда люди часто стремятся «закрыть свои потребности», как любят говорить современные психологи.
В 2014 году, когда я был руководителем епархиального отдела по работе с молодёжью, меня и психолога Александра Ачкасова пригласили в город Лиски для встречи со старшеклассниками.В зале собрались ученики из нескольких школ. После приветственного слова, посыпались записки с вопросами, большинство из которых было от девочек. Я обратился к ним: «Мы получили много вопросов о том, как найти хорошего парня или в будущем — достойного мужа. Что вы понимаете под словами «хороший» или «достойный» муж?»
Из зала начали звучать критерии, по которым можно составить образ идеального мужчины. Оказалось, всё просто. Нормальный мужчина — это:
- Мужественный,
- Хороший семьянин,
- Хороший родитель,
- Хороший хранитель домашнего очага,
- Честный,
- Порядочный,
- Тот, кто умеет слышать и слушать,
- Надежный,
- Искренний,
- Без вредных привычек,
- Щедрый,
- С чувством юмора,
- Харизматичный,
- Умный,
- Чистоплотный,
- Стрессоустойчивый,
- Успешный,
- Красивый,
- Сильный
- …
Пока девочки накидывали критерии идеального мужчины, я наблюдал за реакцией молодых людей. Многим явно не нравился растущий список. Один из них встал и заявил, что девушка должна обладать такими же качествами, но и еще уметь хорошо готовить и выполнять «акробатические этюды» в постели…
К сожалению, описанная ситуация не является исключением. В современном обществе, когда речь заходит о любви, люди всё чаще оперируют списками и критериями, которые сводятся к одному: «Мне должно быть удобно/комфортно с этим человеком». А ведь хороший человек — это не тот, кто удовлетворяет мои нужды, а тот, кого я ценю и люблю, несмотря на все трудности и разногласия. Конечно, здорово найти пару с громадным набором положительных качеств. Но, если мы говорим о христианских отношениях, то мотивация должна исходить, прежде всего от вас. То есть не она или он должны быть вот такими, а я прежде всего, готов быть любящим и надёжным родителем, хранителем домашнего очага, честным, преданным и искренним и пр. Мне нужен человек, рядом с которым я смогу реализовать в себе эти качества. Чувствуете разницу?
Если первоначальной мотивацией будет не желание реализоваться в браке, а желание, чтобы вторая половина устроила мне приятную жизнь, то такие отношения не будут длительными и никогда не принесут счастья. Во-первых, потому что люди меняются и с течением жизни какие-то пункты из списка могут прекратить существование. Во-вторых, мы сами далеко не во всем соответствуем критериям. В-третьих, если каждый будет ходить с таким списком запросов, ЗАГСы, скорее всего, закроют за ненадобностью.
Вернемся к ап. Павлу и попробуем честно ответить на вопрос: возможны ли у пары до брака такие добродетели друг к другу, как долготерпение, милосердие, отсутствие зависти, превозношения (сюда же можно поставить и доминирование), отсутствие гордыни, бесчинство (недостойное поведение, невоздержанность, скандальность), отсутствие раздражения и злых помыслов? Сюда же можно включить постоянную, искреннюю радость об успехах и достижениях, абсолютная вера другому, абсолютная надежда, такое количество духовных сил, чтобы перенести любое горе, скорбь, невзгоду и т. п.? А самое главное — чтобы при всех событиях и случаях любовь никогда бы не перестала… Не каждая пожилая пара, прожившая вместе долгую жизнь, может похвастаться тем, что их отношения соответствуют хотя бы одному из определений любви, которые даёт апостол.
Если как следует поразмыслить над этим вопросом, то становится ясно, почему в Таинстве Венчания не звучат вопросы о любви, как это часто бывает в западных фильмах. Церковь понимает, что то, что испытывают молодые люди, ещё не является любовью, несмотря на все их чувства. Это лишь начало пути к любви. Поэтому священник обращается к Богу с просьбой даровать им «любовь друг к другу в союзе мира».
Что происходит после свадьбы и Венчания? Наступает период, который многие называют «бытовухой». Но дело не в бытовых мелочах и не в рутине, которые якобы разрушают любовь. Проблема в том, что проходит влюблённость. Она была как сладкий туман, как эйфория, паре казалось, что они могут преодолеть любые трудности. Но на деле, самыми «страшными трудностями» оказываются — немытая чашка, раздражённый тон, вопросы «почему ты на меня повышаешь голос?» и так далее. В разговор входят слова «всегда», «постоянно», «вечно» и тому подобные: «Ты всегда делаешь то-то…», «Ты постоянно…», «Каждый день одно и то же». Думаю, вы и сами можете продолжить этот бесконечный список претензий.
Буквально полгода назад паре казалось, что вот она — любовь до гроба, а сейчас начали закрадываться нехорошие мысли, появилось раздражение, из-за гордости не всегда хочется сделать первый шаг к примирению, ведь «если это сделать, то человек будет так поступать постоянно». Начались долгие обиды. Манипуляции с постелью, появилось недоверие. Ссоры всё чаще стали напоминать праздник 9 мая, где «никто не забыт и ничто не забыто», хотя за всё незабытое когда-то просилось прощение. Что же тут общего с определением любви ап. Павла, которая не только долготерпит и милосердствует, но и не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, всё переносит, а самое главное — никогда не перестает? Ответ прост — ничего, как ничего общего между влюбленностью (которая проходит) и любовью (которая навсегда).
Как бы странно ни звучало, но начало любви приходит к людям примерно на 5–6-й год брака. По моим наблюдениям, именно столько нужно людям, даже церковным, чтобы «пообтесаться», смириться, полностью расчистить место для любви. Обычно этот путь начинается с понимания «любовь не ищет своего». Кто-то один начинает уступать, даже если чувствует, что находится на стороне правды. Эта чудесная мысль о том, что доказать свою правоту не так важно, как сохранить хрупкий семейный мир. Так начинает воспитываться терпение, а за ним и всё остальное. И тут со всей глубиной начинаешь понимать знаменитые слова владыки Антония (Сурожского): «Семья — это школа любви». Школа, где мы действительно учимся долготерпению, учимся верить, прощать, надеяться, боремся с эгоизмом, чтобы не искать своего и т. д.
Вернемся к влюбленности. Это замечательное чувство, такое воодушевление, эйфория! Еще раз повторю: влюбленность — это не плохо, это замечательно с одной стороны. Однако, с другой стороны, следует строго понимать разницу между влюбленностью и любовью. Если вы действительно хотите семью, то будьте готовы к тому, что влюбленность однажды уйдет. Не стоит ее искать заново, требовать от второй половины возобновления романтических чувств или конфетно-цветочного периода. Это все равно, что очароваться котенком и разочароваться в том, что он вырос и стал взрослым котом. Финал пути, на который вы встали или собираетесь встать, несравнимо больше влюбленности, которую вы испытывали вначале. На столько больше, что в итоге уходит в область глубокого и сакрального, которое можно лишь созерцать, потому как не существует слов для того, чтобы это описать. Потому апостол и сказал: «Тайна сия велика» (Еф. 5:32), потому и завершает священник череду просьб в последовании венчания: «Неувядаемый славы венец». То есть это то, что мы уносим с собой в жизнь будущую, в Царство Небесное.
В завершение хочу вспомнить пожилую пару, я встретился с ними в Благовещенском соборе Воронежа. Красивые старики, глубоко верующие, которые прожили вместе 54 года. Я спросил у них о влюбленности и любви. Как они сейчас смотрят на те чувства, эмоции, которые они испытывали вначале. Отвечала бабушка: «Это все равно как если вспомнить, как капризничала в детстве и готова была отдать все, чтобы пойти поиграть в песочнице. Мама не пускала, ты закатывала истерики и была счастлива, когда тебя отпускали во двор. Но потом ты выросла. Прейди сейчас в старый свой двор и посмотри на ту песочницу. Что ты будешь об этом думать? Ты будешь просто с улыбкой вспоминать детство, но ты не захочешь снова поиграть в песочек. Почему? Потому что ты знаешь что-то намного важнее и больше песочницы. Вот так же и с тем, что было с нами вначале.»
Удивительные и очень мудрые слова, которые запомнились мне на всю жизнь.
Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»