ВИРУС САМООПРАВДАНИЯ ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ ФАРИСЕЙСТВО
Мы живем в странное и растерянное время. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь к разговорам в соцсетях, в транспорте, даже на кухнях. Вы услышите странную, но популярную убежденность. Веру в то, что существуют всемогущие внешние силы — масоны, Европа и Запад, тайные правительства, спецслужбы, олигархи, пропагандисты — которые дирижируют нашими жизнями. Что они могут, вот так, взять и «споить» целый народ, «развратить» его, «сбить с пути истинного». Картина мира упрощается до примитивного мема: есть мы — хорошие, и есть они — плохие, которые нам все портят.
На днях был у друзей на ужине. За столом — в основном, люди моего возраста, с работами, детьми, ипотеками. И вот разговор, как это часто бывает, зашел о государстве. Хозяин дома, человек в целом неглупый, завел привычную песню: страна гибнет, народ споили, пивные — в каждой многоэтажке, дети с вейпами, молодежь развращенная, в интернете тонны порнографии и пропаганды, телевизор вообще хоть не включай. Кругом враги!
Я слушал, кивал, а сам думал: странно, ведь он сам вечерами смотрит телевизор. В телефоне залипает настолько, что жена делает замечания. По сути — говорит о яде, который сам же добровольно пьет. И тут мне стало не по себе. Потому что я тоже это делаю. Мы все это делаем.
Это не просто слабость или немощь. Это вирус самообмана, который живет не в телевизоре или интернете, а внутри нас. Мы как-то массово впали в прелесть и решили, что нас совратили. Словно мы невинные овечки, которых силой тащат ко греху. Как будто кто-то заставляет против воли употреблять всю эту грязь. И этот «кто-то» живет в стране с полосатым флагом и звездочками. Это не мы спились, развратились, снаркоманились, это не мы абортируем по миллиону детей в год — это Запад и Европа сделали все за нас… Это они ведут нас на концерты, где гомик в перьях пляшет на кресте на свое пятидесятипятилетние. Это они вставляют эротику в кассовые российские фильмы, чтобы народ смотрел. Ну, действительно, кто, как не враги народа, приковали наш взгляд к оккультным передачам, вроде «битвы экстрасенсов» и т.п. Это они развращают наших детей, а не мы перестали заниматься их воспитанием. Это враги спонсируют стендап и передачи типа «кстати», где мат и пошлость льются рекой. Это ведь они заставляют русский народ настолько массово потреблять пошлый и гнусный контент, что его рейтинги взмывают до потолка. Список настолько огромен, что его нет смысла продолжать. Можно лишь немного добавить в евангельскую притчу о мытаре и фарисее: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди из загнивающего Запада и позорной Гейропы».
Механика фарисейства та же: найти внешнего виноватого, чтобы не видеть внутреннего распада. Но апостол Иаков говорит прямо: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15). Не Америка и Запад искушает. Не среда. А наша собственная похоть. Наше внутреннее согласие на грязь.
Вирус самооправдания заставляет забыть простую истину: грех — не изобретение XXI века. Он старше пропаганды, интернета, телевизора, абортов и пивных ларьков. Он — ровесник человечества.
В истории всегда было много греха и разврата. Еще апостол Павел, писавший в I веке, предупреждал: «Не сообщайтесь с теми, которые, называясь братиями, остаются блудниками, лихоимцами, идолослужителями, злоречивыми, пьяницами, хищниками» (1Кор. 5:11). Значит, все это уже было. Без всякого Тик-Тока, ютуба и «КБ» в каждом спальном районе. Было.
А зачем апостол запрещает общение? Потому что можно заразиться. Не вирусом ковида, а вирусом любви к грязи. Потому что, общаясь с нечестивым, начинаешь постепенно привыкать, постепенно думать, что это норма.
И вот сегодня мы делаем то же самое. Только хитрее. Да, мы не общаемся с этими людьми лично — мы смотрим на них через экран. Мы не беседуем с блудником или злоречивым — мы потребляем их мысли, их контент, их образ жизни, их «трансляцию». И наивно думаем, что это не считается. Что мы просто «смотрим», а не участвуем. Но по сути — это то же самое общение. Мы просто не хотим слушать Господа, который говорит через апостола: «Не сообщайся». Потому что интересно. Потому что от этого невозможно оторваться. Потому что — «вкусно».
А потом мы находим себе оправдание: «Ну, а что тут такого? Посмотрел кино, посмеялся над Comedy Club, глянул стендап в ютубе, полистал ленту соцсетей, пиво вечером в пятницу… Я же много работаю, устаю! Это чтобы разгрузить голову!»
И мы не замечаем, как «разгрузка» становится отравой. Как «невинное» пиво превращается в постоянность и необходимость. Как «смешной» стендап приучает нас к мату и цинизму. Как «интересное» кино разжигает похоть. Как блоггеры меняют отношение к семье, ставя личный комфорт выше креста.. Мы добровольно впускаем в свой дом через экран тех самых «злоречивых» и «блудников», общение с которыми апостол строго запретил. И удивляемся, откуда в нашей душе пустота, раздражение, уныние. Откуда эта духовная простуда. Почему общество все больше и больше деградирует в главных ценностях…
Этот самообман проник так глубоко, что не остановить стенами монастыря или рясой священника. Ведь делаем это не только мы, миряне. Не нужно думать, что вирус самооправдания не проник за монастырские стены или в семьи духовенства. В монастырях, конечно, не так, как в миру, но древние святые предупреждали: «Настанет время, когда в миру будут жить как в аду, а в монастыре — как в миру». Мы видим, как это пророчество сбывается буквально на глазах. Почему? Потому что мы — все мы, и монахи, и миряне — стали слишком самолюбивы, зажалели себя и массово подписались под ложью: виноват не я, а некий внешний враг, тот самый «Запад и Европа» со своим развратом и грязью. А мы что? А мы не виноваты, нас просто «испачкали». Но, если это так, то почему лишь единицы хотят смыть эту грязь?
Христос сразу предупредил: «Невозможно не прийти соблазнам» (Лк. 17:1). По сути, Он предупреждает: готовьте защиту не от внешнего мира, который будет искушать, (а он будет), а от своей готовности — соблазниться. Ведь соблазн — это не сосулька, которая неожиданно падает на голову. Соблазн был, есть и будет всегда. Он, как инфекция, находит в душе болячку, распахнутую настежь дверь нашей воли — и туда проникает. И болячка начинает разрастаться.
Вспомним Адама и Лота. Адам — в Раю, в условиях абсолютной чистоты и богообщения. И пал. Лот — в Содоме, в эпицентре разложения и скверны. И спасся. Почему? Потому что среда не решает всего. Она лишь проверяет качество нашего внутреннего строения. Не зря же сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). Если нутро духовно прочное, как у Лота, который «праведный, изнуряемый… между людьми неистово развратными, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет. 2:7-8), то даже Содом не повредит. Если нутро гнилое, то и Рай не спасет. Так и мы. Кричим о Содоме вокруг, но сами растлеваем душу — кликом мыши, кнопкой пульта, словами, делами. И виним в этом кого угодно, кроме самих себя. Это и есть та самая духовная прелесть, о которой говорили святые отцы.
Помню, как-то раз, в скит к старцу Силуану (Сухаревскому) приехал один молодой человек, новоначальный, знаете, такой вот очень-очень… горячий в вере. И начал с жаром рассказывать: «Батюшка, кругом антихрист! Кругом одна грязь, разврат, ужас!» Он видел грех в каждом — от церковных и светских властей до прихожан на приходе. Батюшка выслушал его и спросил: «А ты сам-то, разве не видел в этом интернете ту самую грязь, которую сейчас так яростно осуждаешь?». Парень опешил. Он ждал поддержки, слов о последних временах, а получил вопрос в лоб. «Ну, было дело… но это же соблазн! Я соблазнился! Если бы этого не было, я бы и не смотрел! Я бы и не знал об этом!». Старец тогда сказал ему слова, которые стоят запомнить каждому из нас: «Пока в тебе самом грех бушует, ты будешь видеть его везде. Не потому, что его так уж много вокруг. Его всегда было много. А потому, что это единственное, что твоя душа, больная этим грехом, способна сейчас воспринять». Вот уж живое воплощение слов апостола: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15).
Мы смотрим на мир через призму своего внутреннего устроения. Если внутри — смрад, то и весь мир кажется нам помойкой. Если внутри — чистота, то и в сложном, грешном мире душа будет находить крупицы добра, красоты, правды. Не нужно менять весь мир, чтобы в душе наступил мир. Нужно изменить себя. Как учил тот же старец: «Нужно просить у Бога очистительную благодать». Тогда увидим и доброе. Вот он, вирус самооправдания. Мы видим в других то, что не хотим видеть в себе. Ищем виноватых, потому что боимся честно посмотреть в зеркало.
И вот подходим к главному: что делать? Как разорвать порочный круг самообмана и бесплодного обличения? Мы же все хотим жить хорошо. Спросите любого: хочет ли он, чтобы в жизни и стране было хорошо?. Кто ответит «нет»? Каждый скажет: «Конечно, хочу!».
Но есть парадокс. Мы все хотим, чтобы «все было хорошо», но по привычке смотрим по сторонам — на соседа, на жену, на мужа, на чиновника, на патриарха, на президента. Мы от них чего-то ждем. Требуем. А сами? А сами не хотим шевельнуть пальцем, чтобы изменить единственное, что подконтрольно — свою жизнь и свою душу.
Поймите: не Америка, масоны, тайные заговоры и политические фигуры разрушают государства и народы. Их разрушает только грех. И самая страшная прелесть — убеждать себя, что виноват кто-то извне. Это они, а не мы. Нет. Всегда, в любой точке истории, виноват был грех. Тот самый, который живет и в каждом из нас.
Что делать? Я не знаю магической формулы. Но вот что точно знаю: пока мы ищем виноватых извне, мы только тратим время. А когда перестаем — оно начинает работать на нас. Не на изменение мира, а на изменение себя. Маленькие шаги. Кнопка «выключить» вместо «еще один ролик в ленте». Молчание вместо очередного обличения. Покаяние вместо самооправдания. Христос призвал: «Покайтесь». Он не сказал «спасите мир от разврата». Он сказал — изменитесь вы. И вот в чем надежда: когда мы перестанем искать внешнего врага, а честно посмотрим на себя, то впервые увидим не только грех и разврат внутри, но и Бога рядом. Не судящего, а ждущего. Не обличающего, а готового прийти на помощь и спасти нашу жизнь. Нужно лишь увидеть эту болезнь внутри. Как и сказано – «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9:12).
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»