Что означают пасхальные куличи и яйца?
Что означают пасхальные куличи и яйца, и зачем мы их освящаем ?
Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, — виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.
Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.
Кулич — домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич — символ замены Ветхого Завета на Новый.
Освящение куличей – это в некотором смысле символический обряд. Освящается вообще переход на другую пищу – от постового режима питания к скоромному. Специально о куличах в требнике ничего не говорится.
Но мне кажется, для церковного человека, как-то это очень естественно – чтобы моя еда, тем более, в день пасхальный, стала бы не просто моим личным делом: вот я бутербродик с сыром сейчас съем, наконец-то! — а чтобы она стала, чем-то соединяющим меня с тем, что я как христианин считаю, самой главной радостью и смыслом моей жизни, и с жизнью всей Церкви, которая вкушает именно эти яства в этот день на утро Пасхи.
Еда для религиозного сознания – это больше, чем просто еда. Это еще и знак выражения некой общности. В данном случае, общности с Церковью.
Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это — хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.
В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли — это не принципиально. Вопрос в другом.
Смотрите, хлеб символичен — это тот продукт, без которого человек не мог существовать: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем.А кулич — это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички — понятно, что все это освящается молитвой…
Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха — сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же — это отражение нашей радости.
В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа — вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы — это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости — радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.
Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.
Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения — как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.
Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.
После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.
Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.
Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.
о. Борис Балашов