С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?

С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?

«У Христа не было правил, которыми мы давим и
укоряем людей, с Ним просто было очень хорошо»
Архимандрит Андрей (Конанос)

Мы совсем не уважаем людей. Почему? Потому что постоянно предлагаем им выпить крепкого вина, изготовленного из самых «строгих» сортов, какие только могут быть. А всё из-за того, что нам кажется, будто это «вино» у самих нас водится избытке.

Но одно дело – разливать вино по чужим бокалам, а другое – пить самому. Ходи в храм, живи Литургией и перестань уговаривать своего ребенка идти в церковь.

Это не нужно. Живи церковной жизнью сам и возвращайся из храма домой опьяненным – опьяненным любовью, богослужением, Христом. Живи небесными чувствами, живи Богом – не в теории, не рассудком, не формально. «Сегодня я слушал такие молитвы! Такая была проповедь!..» Нет. Пусть твое сердце будет наполнено настоящим вином, которым поит тебя Сам Господь.

Почувствуй душой слова, которые мы слышим на Божественной литургии: «Горé имеим сердца!» Устреми сердце к Небесам. И тогда твой ребенок, увидев, как преображает тебя (…читать дальше →)

Прощение обид — чего не требует прощение?

Прощение обид - чего не требует прощение?Прощение обид — чего не требует прощение?

Прощение обид… нам строго заповедано прощать. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Это не просто благопожелание: «хорошо бы, вы прощали». Это безусловное требование: вы должны прощать, иначе вы погибнете.

Людям бывает трудно простить из-за того, что у них сложились ошибочные представления о прощении. Давайте вспомним, чем прощение не является.

Во-первых, простить — не значит проигнорировать обиду или преступление. Иногда людям кажется, что простить — значит признать, что ничего страшного не случилось, «ерунда все, не стоит так переживать». Но люди никак не могут признать «ерундой» то зло, которое потерпели они или их близкие. Прощение этого и не требует — оно требует обратного. Да, против вас согрешили. Да, вам причинили глубокую боль. Да, с вами обошлись дурно и несправедливо. Именно это и создает ситуацию, в которой вы призваны прощать.

Во-вторых, (…читать дальше →)

Исповедь — 20 вопросов об исповеди и покаянии

Исповедь - 20 вопросов об исповеди и покаянииИсповедь — 20 вопросов об исповеди и покаянии

Зачем Церковь заставляет меня каяться? Я прихожу в храм не для того, чтобы все время чувствовать себя ничтожеством или чудовищем», — безосновательна ли такая реакция на призыв к покаянию и исповеди? Действительно, как не «перегореть», когда от тебя требуется постоянно возгревать в себе чувство «я — грешник»? Или Бог ожидает от человека чего-то другого? Покаяние, к которому мы призваны в Великий пост, чем-то отличается от обычного? Что это вообще такое — скрупулезный поиск и перечисление грехов или нечто совсем иное? Беседа  с доцентом Московской духовной академии протоиереем Павлом Великановым.

 — Отец Павел, современному человеку, наверное, гораздо сложнее воспринять идею покаяния, чем нашим предкам? С тех пор как о покаянии писали, скажем, святые отцы первых веков христианства, условия жизни сильно изменились…

— Говорить сегодня о непрестанном очищении сердца, о котором писали преподобные, мирскому человеку особо не приходится. У нас обычно другая проблема: какими лопатами, какими бульдозерами выгрести из своей души весь тот хлам, который туда (…читать дальше →)