Сердце чисто созижди во мне Боже…

Сердце чисто созижди во мне БожеСердце чисто созижди во мне Боже

В 50м псалме взывает Давид — «Сердце чисто созижди во мне Боже…». Христианская радость и плач — как христианину совместить в своей жизни эти, казалось бы, совершенно разные действия? «Дай мне, Господи, ум, да плачуся дел моих горько» — читаем мы в Покаянном каноне. Но как это сочетается с призывом апостола Павла Радуйтесь всегда в Господе (Фил. 4:4)?

Проблема, которую мы с игуменом Нектарием (Морозовым) попытаемся здесь обсудить, началась для меня очень давно — раньше, чем я стала осознавать собственную греховность и пересчитывать ее горькие плоды. В девятом классе мы проходили «Преступление и наказание»; когда я дочитала, наконец, до эпилога, у меня возник вопрос: а какое же право имеет Раскольников на мир, на душевный покой и радость, если зарубленные им люди — не только заведомо отрицательная старуха-процентщица, но и ни в чем не повинная сестра ее Елизавета — уже не воскреснут, если совершено непоправимое?..

— Отец Нектарий, так к чему же мы все-таки призваны — к радости или к плачу о том, (…читать дальше →)

Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?

Почему Бог не остановит все зло на земле?Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?

Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле? Многие считают, что на этот вопрос ответа не существует. Давайте разберемся, так ли это. Понятие о добре и зле известно многим людям. Способность отличать эти нравственные категории является врожденной. Такой же врожденной является любовь к добру, осознание того, что жизнь в добре это нормальное состояние человеческого существования.

Доказательства этого положения таковы: О своих положительных жизненных моментах человек не будет говорить, так как о негативных. Никто не будет жаловаться на хорошую жизнь, скорбеть о своем благополучии, с надеждой ожидать худшей участи и считать, что жизнь во зле это нормальное состояние человека. Каждый человек подсознательно стремится к лучшему, худшее для себя человек не выберет. Эта внутренняя установка «на нормальность добра» говорит о том, что для оптимального развития, существования человека нужна добрая атмосфера. «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:25). Эти слова прозвучали в отношении сотворенного мира, до сотворения человека. (…читать дальше →)

Православный взгляд на болезнь — почему мы болеем?

Православный взгляд на болезнь - почему мы болеем? Православный взгляд на болезнь — почему мы болеем?

Каждый человек хоть один раз в своей жизни сталкивался с таким проявлением нашего существования здесь, на земле, как болезнь. Но что же такое болезнь, почему мы болеем и как нам избавиться от недугов?

Говоря о богословском осмыслении болезни, мы должны понимать, что болезнь представляет собой не что иное, как оскудение естественных человеческих сил, разлад в его природе, некоторое изменение в его богосозданном составе. Человек, призванный из небытия к бытию Божественной любовью, был создан совершенным, и, следовательно, в его организме не было места для болезней.

Но, переступив через Божественную волю и нарушив заповедь своего Творца, человек внес своими греховными действиями искажение в мир, и его природа подверглась изменениям, которые можно обозначить славянским словом «тление» – т. е. распад, разлад, последствиями которых стали болезни и страдания. Таким образом, болезни и телесные немощи являются последствиями грехопадения. Не случайно в церковнославянском языке греховные навыки души и телесные страдания обозначаются одним словом – «страсти».

Упрощенно (…читать дальше →)