Автор:Анатолий Баданов

Краткое толкование на 90й псалом (Живый в помощи Вышняго)

Краткое толкование на 90й псалом (Живый в помощи Вышняго)

Краткое толкование на 90й псалом (Живый в помощи Вышняго)

 Этот псалом имеет не только «заупокойное» значение, его всегда читают, например, на Часах перед Божественной литургией. Но он входит важной составляющей частью и в состав Последования по исходе души от тела. Вот что пишет об этом псалме греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти»): «Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31), — отличается возвышенностью мыслей и горячей верой, полностью отвечая целям Последования. Содержание псалма диалектично. В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов. Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи. Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.

И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно.

Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».

Людмила Никеева — «Долгие проводы»

Вот толкование на 90й псалом приведенных святителем Афанасием Великим

ТОЛКОВАНИЕ 90 ПСАЛМА

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.

В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» (Пс.90:5), «вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» (Пс.90:6), «тысящами и тмами» (Пс.90:7), «аспидом и василиском», «львом и змием» (Пс.90:13). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

Пс.90:1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится.

Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

Пс.90:2. Речет Господеви: заступник мой еси.

Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?

Пс.90:3. Яко Той избавит тя от сети.

Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

Пс.90:4. Плещма Своими осенит тя.

Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна, то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитить тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

Пс.90:5. От стрелы летящия во дни.

Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу.

Пс.90:6. От сряща и беса полуденного.

Бесом полуденным называет духа лености (ἀκηδίας).

Пс.90:7. Падет от страны твоея тысяща.

Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой – десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Пс.90:8. Обáче очима твоима смотриши.

Не потерпишь, говорить, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих.

Пс.90:9. Вышняго положил еси прибежище твое.

Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

Пс.90:10. Не приидет к тебе зло и рана не приближится селению твоему.

Потому что порочное свойство приходить извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. «Сотвори Бог человека праваго», а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл.7:30). Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

Пс.90:11. Яко Ангелом Своим заповест о тебе сохранити тя во всех путех твоих.

Это сказал и во псалме тридцать третьем: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс.33:8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт.48:16). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорить: Бог «пóслет Ангела Своего пред тобою, и пóймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование. Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

Пс.90:12. Да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех.

Пс.90:13. На аспида и василиска настýпиши.

Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Пс.90:14. Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Мое.

Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его.

Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

Пс.90:16. Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним.