Каноническое послание Василия Великого к хорепископам

Хорепископ (справка)

Хорепи́скоп (сельский епископ, греч. χωρεπίσκοπος от греч. χωρα — округа, сельский округ и греч. ἐπίσκοπος-епископ,лат. corepiscopus, chorepiscopus, vicarius, vicorum episcopus) — лицо посвященное в епископскую степень священства, но уполномоченное посвящать в священство лишь с санкции епископа города (области, епархии).

Хорепископ- первоначально епископ сельской округи, зачастую не признававший главенство епископа города. В дальнейшем проводник епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах).

Происхождение должности хорепископа относят к самым древним временам, она упоминаются в 13-м правиле Анкирского собора в 314 году, в 14-м правиле Неокесарийского собора в 315-319 годах, затем в 8-м правиле Первого Вселенского собора в 325 году. В то же время имеется два свидетельства о том, что хорепископы существовали и раньше. Первое — Климента Римского, который в своем послании к Коринфянам говорит об Апостолах: Κατά χώρας ουν και πόλεις κηρύσσοντες καθίστανον τάς άπαρχάς αυτών, δοκιμάσαντες τψ πνεύματι, εις επισκόπους και διακόνους των μελλόντων πιστεύειν. Другое свидетельство есть в Церковной истории Евсевия, где говорится об Антиохийском соборе 269 года, осудившем Павла Самосатского. В актах этого собора упоминаются επίσκοποι των ομόρων αγρών και πρεσβύτεροι, т. е. епископии ближайших мест и городов и пресвитеры; в примечаниях к упомянутому месту из истории Евсевия издатель говорит, что επίσκοποι των ομόρων αγρών и были хорепископами. Впоследствии хорепископы были переименованы в экзархов и, наконец, в викариев.

В 14-м правиле Неокесарийского собора о хорепископах сказано: «Но хорепископы, поставленные во образ семидесяти апостолов, яко сослужители епископа, священнодействуют и в градской церкви, приемля честь ради попечения о нищих»

В 341 году Антиохийский собор 10-м правилом ограничил хорепископов в правах, разрешив им поставлять лишь заклинателей, чтецов, иподиаконов и певцов, а пресвитеров и диаконов хорепископы уже не могли поставлять без епископа города, хотя сами хорепископы принимали епископское рукоположение. Самого же хорепископа должен был поставлять епископ города, согласно этому же правилу. Постепенно хорепископы стали исчезать, хотя в VIII веке они ещё упоминаются в 14-м правиле Седьмого Вселенского Собора, в котором говорится, что хорепископы «по древнему обычаю, с позволения епископа, должны производить чтецов».

Количество епископов и хорепископов стало пропорционально уменьшаться когда им окончательно запретили быть женатыми. В большинстве поместных церквей должность хорепископов была упразднена, и их место заняли сначала викарии, а затем протопопы (в России — благочинные). Имея в своём заведовании округ сельских церквей, хорепископы управляли ими, подобно епископу города (провинции, области), с помощью клира и мирян. На хорепископах лежала также обязанность заботиться о бедных и смотреть за благотворительными заведениями.

Институт хорепископов сохранился в Кипрской и Грузинской православных церквях, также и в некоторых Древневосточных церквах. Так в Коптской церкви институт восстановлен Папой Шенудой III.

На Западе хорепископы также существовали. В конце II века паг Аппия имел своего епископа Трофима, а несколько раньше, при императоре Антонине Пие (138-161), есть упоминание об епископе «vicus Baccanensis».

Кроме того имеются и косвенные доказательства, как посчитал протопресвитер Николай Афанасьев, количество епископов на поместном Карфагенском соборе значительно превышало количество городов в Северной Африке, подчинённых Карфагенской области, и сделал вывод, что на соборе присутствовали в том числе хорепископы. На Западе хорепископы рано исчезли. В VIII веке снова появились хорепископы во Франкском государстве, притом как институт, несколько отличный от прежнего: имея епископский сан, франкские хорепископы не были должностными церковными персоналиями для определённого округа, но действовали как викарии — помощники и представители епископов в священнодействии и в управлении то в одной, то в другой местности епископского диоцеза.

Википедия


89. Весьма болезную, яко правила отеческия оставлены, и всякая строгость изгнана из церквей. И боюся, чтобы дела церковныя не пришли в совершенное замешательство, когда сие равнодушие мало по малу далее идти будет своим путем. По обычаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители церкви приемлемы были по испытании со всякою строгостию, и все поведение их прилежно изследываемо было: не злоречивы ли они, не пьяницы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли юность свою, да возмогут совершати святыню, без коея никто не узрит Господа (Евр.12,14). И сие испытывали пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о том хорепископам, а сии приняв отзыв от свидетельствующих по истине и представив епископу, таким образом причисляли служителя к священному чину. А ныне вы, во первых нас отвергши, и не восхотев даже извещати нас, всю власть заключили в самих себе. Потом, вознерадев о сем деле, пресвитерам и диаконам позволил, кого восхотят, без испытания жизни их, но по пристрастию происходящему или от родства, или от инаго некоего содружества, недостойных вводити в церковь. От сего много служителей церкви числится в каждом селе, но нет никого достойнаго служению алтарю, как вы сами свидетельствуете, не находя людей при избраниях. Поелику дело сие пришло наконец в состояние неисцелимое, особенно ныне, когда многие из страха быти взятыми в воины, определяются в служение церкви: то я по необходимости обратился к возобновлению отеческих правил и пишу к вам, чтобы вы прислали мне список церковных служителей каждаго села, с показанием, кем кто определен, и каково житие его. Имейте же и вы у себя таковый же список, дабы можно было с находящимися у меня записями сличати ваши, и дабы никому не было возможно вписывати самаго себя, когда восхощет. Таким образом, аще которые приняты пресвитерами, после перваго лета индиктиона, да извергнутся в число мирян. Да произведется же вами вновь испытание их, и аще суть достойны, да приимутся по вашему решению: очистите церковь, удаляя от ея служения недостойных. И впредь достойных испытуйте и принимайте, но не числите в клире, прежде нежели представите мне. Иначе же ведайте, яко принятый в церковное служение без моего разрешения, будет мирянином.

Зонара. Василий Великий обвиняет подчиненных ему хорепископов в том, что они сами по себе поставляют служителей и нарушают обычай, который он называет утвердившимся – чтобы хорепископы поставляли их с согласия епископа; поэтому и требует, чтобы на будущее время восстановлены были правила, именно после первого «раздела» (разделом называет индикт), и чтобы они испытывали достойных и принимали, но не поставляли бы их в клир, если только не представят об них ему. А тех, которые поставлены не таким образом, угрожает извергнуть в состояние мирян. Действовал ли такой обычай в то время, не знаю; правила же такого в соборах, бывших ранее его, не находится; а скорее 10-е правило Антиохийского собора, который был ранее сего святаго, предоставляет хорепископам право поставлять иподиаконов, которые также называются служителями, и чтецов, и заклинателей; а пресвитеров и диаконов определяет хорепископам не рукополагать, разве только с разрешения епископа, которому они подчинены. А 14-е правило Неокесарийского собора говорит, что хорепископы представляют образ семидесяти Апостолов.

Синопсис. Очистите церковь, изгнав недостойных ея, и впредь, испытывая, достойных принимайте, но не причисляйте никого, прежде нежели представите нам; или знайте, что будет мирянином каждый, кого рассудите поставить без нашего разрешения.

Вальсамон. Кто были хорепископы и какие имели права, сказано в 14-м правиле Неокесарийского собора и в 10-м Антиохийского; поэтому я нахожу излишним опять говорить здесь о том же самом, и тем более, что то, что содержится в настоящем послании относительно хорепископов, совершенно потеряло силу, так как все клирики поставляются епископами после испытания, произведенного только ими самими.

Славянская кормчая. Правило 88, от послания святаго   Василия к сельским   епископам. Очистите церкви, недостойныя отгнавше   от них, и на прочее, достойныя   убо с истязанием приемлите. Не вчитайте   же в причет ни единого, прежде   даже к нам не приведете, аще весте   яко мирский человек будет, иже без нашего   повеления в службу причестися,   от вас избран быв.