Автор:Анатолий Баданов

Два приема против гордыни

Два приема против гордыниДиавол, когда был самым ближайшим к Богу ангелом, захотел быть равным Богу. А он — творение Божие. Возгордившись Божественными дарованиями, он присвоил себе способность все знать, все мочь.

Так и человек, живущий сейчас и обладающий какими-то дарами, талантами от Бога, может возгордиться. Допустим, он имеет дар слов, или способность все запоминать, дар физической мощи пли другие способности, а приписал все это себе. Хвалится этим, гордится; а хвалиться и гордиться надо Господом, что Он даровал ему эти таланты. Как-то я насчет гордыни беседовал с одним человеком и показал ему часы морские. У меня есть такие — большие, тяжелые. Говорю:

— Смотри, этих часов не было, но потом их мастер сделал. Поставили точное время, накрутили, и они идут целую неделю. Ну, они могут гордиться — мол, какие мы сильные, крепкие, мощные, точное время показываем. А я им могу ответить, что они глупые, что если их не накрутить, завода не дать, так они и остановятся, не будут время показывать. А если бы их мастер не собрал, так их бы и не было, чем же им гордиться?

Так и Господь нас вызвал из небытия в бытие, дал нам тело, дал нам душу, все способности. А когда мы эти способности приписываем себе, то мы глупо гордимся — все это не наше, а Господне.

Я видел митрополита Антония, он приезжал из Англии. Перед приездом договорились его поздравить с днем Ангела. Хор должен запеть «Многая лета», а народ должен подхватить. Митрополит Ювеналий его ублажал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко, благодарим мы все Вас от лица всего народа за то, что Вы к нам приехали, молились с нами, что не жалеете своих сил. У Вас здоровье слабое, а Вы приехали к нам, несмотря ни на что. Много делаете, говорите слово назидания… » Потом поднял руку, хор запел «Многая лета». Что интересно? Я увидел, что на лице митрополита Антония никакие чувства не отразились — он все восхваления приписал Богу. Вся благодарность была им принесена Господу к Его ногам. Он ответил: «Когда я был маленький, то хотел умереть. Вы пропели «Многая лета», значит, вы молитесь Господу, чтобы Он дал мне силы нести тяжелый крест и дальше». (Он раненый, у него в позвоночнике металлические стержни стоят.) Вот, как надо уметь человеку в то время, когда его хвалят, всю хвалу Господу вознести. А когда его ругают, он должен это с радостью принимать, как должное, и за этих обидчиков молиться и радоваться; надо сохранять в себе эту радость, и никому не говорить, что отругали. Это ведь как драгоценность особая. На мытарствах Ангелы это засчитают как особое добро.

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты — тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет — чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: «Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели». В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: «У тебя зубы больные?» Надо ответить: «Господь пока хранит, милует».

Один священник мне рассказывал: «Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи — опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову»… Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! «Не я, а Господь», — так апостол Павел говорил. — «Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова — подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: «Ты уже совершенный», он смотрел на стену и читал: «А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? » «Любишь ли ты врагов? » И начинал себя обличать: «Все это — ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви». Приходит ему мысль и он читает: «Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? » И говорит себе: «Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной». Так у него много было написано ответов на смещающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: «Господи, все спасутся, один я погибну». Смотрел на огонь печи: «Одна моя окаянная душа будет в огне гореть». И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах…

А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся — за послушание.

Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и — в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали — за послушание!

Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды…

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому — корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: «Старец совсем обезумел. Какие глупости — сажать капусту вверх корешками!» А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания — «Благословите», и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе.

о. Амвросий Юрасов