КАК САМОУВЕРЕНОСТЬ ГУБИТ, А СОМНЕНИЕ СПАСАЕТ

dishupravoslaviem.ru
Ночь, горница. Двенадцать человек за столом во главе которого Спаситель. Они три года шли за Тем, Кто воскрешал мертвых и кормил тысячи. Казалось бы, их вера — как скала. Но когда Христос говорит: «Один из вас предаст Меня», они не возмущаются: «Это не я, Господи, только не я!». Они начинают шептаться в сомнениях и печали: «Не я ли Господи?» (Мф. 26:22). Вот парадокс: те, кто видел Бога лицом к лицу, сомневаются в себе. А мы убеждены, что знаем себя лучше всех. А может, мы заблудились в собственных иллюзиях?
Современный человек — царь самоуверенности. Мы ставим цели, строим карьеры, выкладываем идеальные селфи. Современность учит: «Верь в себя!». Но Евангелие вновь бросает вызов сегодняшнему дню: «А что если ты не знаешь себя, не знаешь на что ты способен?».
Вспомните Фому, который был готов идти со Христом на смерть – «пойдем и мы умрем с ним» (Иоан.11:16), или Петра, горячий человек, настолько любил Господа, что был так же готов отдать за Него жизнь… но трижды отрекся от Спасителя (Лк. 22:54-62).
Посмотрите вокруг: мир боготворит успех. Блогеры учат «прокачивать самооценку», корпорации продают «достижение мечты». А тем временем внутренний мир человека болеет все больше и больше. Может, корень проблем — не в недостатке уверенности, а в ее избытке?
Вопрос апостолов «Не я ли?» — не признак слабости, а акт сомнения в себе и глубокого доверия Богу. Они как бы говорят: «Господи, я не всегда понимаю себя и не знаю на что я способен на самом деле. Это я думаю, что могу или смогу, но только Ты видишь и знаешь мои глубины». Для меня этот фрагмент показывает удивительное смирение апостолов еще до дня Пятидесятницы.
Сегодня мы все носим маски «уверенности», но внутри остаемся со своим хрупким миром, хотя и привыкли не показывать то, что внутри. А Христос в Гефсимании, показывая нам пример, молился Отцу: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). Он, Сын Божий, учит нас не полагаться на свою силу, а предавать себя Отцу…
«Не я ли, Господи?» — в этом вопросе вся бездна мудрости. Они не отрицают возможности падения, не клянутся в верности, не прячутся за маской «идеального ученика». Они обнажают перед Богом свою уязвимость: Господи, я не знаю, что во мне таится. Но Ты знаешь. Спаси меня от меня самого. «Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя» (молитва преп. Иоанна Дамаскина. Правило на сон грядущим).
Современный мир кричит: «Верь в себя! Докажи, что ты сильнее!». Но Христос напоминает: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Это не призыв к пассивности — апостолы-то как раз действовали: шли за Учителем, исцеляли больных, а после Пятидесятницы просветили всю вселенную. Но их сила рождалась не из самодовольства и самоуверенности, а из смиренного доверия Господу.
Посмотрите на детей. Они не стыдятся просить помощи. Падают — и тянут руки к родителям. Христос именно «младенцам» открывает тайны Царства (Мф. 11:25). Может, потому, что они не закованы в броню самодостаточности и самоуверенности?
Апостольское «Не я ли?» — не трусость, а мужество увидеть правду: человек хрупок. Но в этой хрупкости — надежда. Ведь если мы перестанем играть в «богов», то сможем принять помощь Того, Кто сказал: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»