Автор:Анатолий Баданов

Есть ли у ангелов крылья?

Икона архангелЕсть ли у ангелов крылья? По учению Церкви, Ангелы (от греч. — вестник) — существа одаренные бессмертием, свободной волей, высокими способностями и могуществом. Ангелы — бесплотные духи и поэтому для людей невидимые.

Тем не менее, в Православной Церкви имеется очень развитая иконография ангельских чинов. Как изобразить то, что недоступно нашему физическому зрению? Возможно, ли это сделать живописными средствами? Ответ однозначен: да. Изображения ангелов были известны еще в Ветхозаветной церкви – в скинии Моисея и храме Соломона, но только лишь в Христианской Церкви (Нового завета) образ св. ангелов, божественных умов, по слову св. Дионисия Ареопагита, предстал во всей полноте и откровении Святого Духа.

Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:

крылья — символ быстроты и все проникновенности;
посох — символ посланничества;
зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог;
тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
око” во лбу – символ все видения;
облик прекрасного юноши — символ совершенства.

Возникает вопрос: правомочна ли именно такая изобразительная символика и есть ли для нее основания?  Ответ дает нам Священное Писание, где ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении…
Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места Ветхого и Нового заветов, где есть упоминание об ангелах, их явлениях людям, и, обобщив все эти сведения в книге “О небесной иерархии”, выделяет девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, как отмеченные наибольшей близостью к Богу; далее — господства, силы, власти и, обращенные непосредственно к человеку, — начала, архангелы и ангелы.

Первая триада — серафимы, херувимы и престолы — характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада — силы, господства и власти — подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада — начала, архангелы и собственно ангелы — характеризуется непосредственной близостью у человеку.

Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова.

Основные элементы иконографии ангелов:
крылья;нимб;долматика-мантия;гиматий-лащ; лор; слухи; зерцало; мерило; позем

Исходя из этих текстов, и сложилась иконография следующих ангельских чинов:

серафимы изображаются шестикрылыми,
херувимы — четырехкрылыми,
престолы — в виде колес с множеством глаз на ободьях — “…и, плеща их исполнена очес…” (Иез. 1,18).
Изображения Архангелов занимают особое место и в храмовой росписи, и на переносных иконах, и в иконостасе (особенно Архангелы Михаил и Гавриил).

Фигуры Архангелов Михаила и Гавриила, ангелов-хранителей изображаются и в полный рост (например, как ангелов предстояния в иконостасе местного яруса и деисуса), и по пояс или оплечно (например, икона “Ангел златые власа”). Иногда изображаются ангелы и “все” вместе (например, икона Собор Архангела Михаила) или связанное с каким –то их явлением (например “Чудо архангела Михаила в Хонех”) и др.

Иконы ангелов можно часто встретить не только в храмах, но и в домах православных христиан, к ним мы обращаем свои молитвы как хранителям наших душ, как заступникам и оградителям от наветов, искушений и нападений, злых духов, как молитвенников за нас перед Богом

То есть ангелы — бесплотные духи. Изображения ангелов на иконах — набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов, как посланцев Божиих. К примеру, крылья — символ быстроты и всепроникновенности; посох — символ посланничества; облик прекрасного юноши — символ совершенства.

Иконографика