КОРАБЛЬ ВЕРЫ

КОРАБЛЬ ВЕРЫ

Корабль, бороздящий море, — древний символ человеческой жизни. Вода вокруг корабля — это мир: временами спокойный, временами бушующий, но всегда внешний. Он может выдержать любой шторм, любой ураган, пока его трюмы сухи. Но стоит воде просочиться внутрь корабля — и он потонет, даже находясь в порту. По сути, с нами происходит то же самое: нас губит не то, что происходит снаружи, а то, что разъедает изнутри — страх, отчаяние, гордыня, потеря смысла, уныние, одиночество… Список очень длинный.

Мировая история знает примеры, когда народы переживали войны, голод, эпидемии, полную разруху, но выстояли благодаря внутреннему стержню. Их «корабли» не утонули, потому что внутри судно оставалось сухим: вера, историческая память, идентичность, воля к жизни. Но когда внутренний мир рушится, даже процветание становится ядом. Римская империя пала не от варваров (они всегда были за границами империи), а от разложения нравов; «золотой век» декаданса в Европе предшествовал мировым войнам.

Архимандрит Рафаил (Карелин), очень точно уловил этот принцип и поставил диагноз – «Современное искусство – своего рода барометр духовного состояния человека. Стрелка этого барометра упала почти до нуля, как бы предвещая бурю. Безумие все больше охватывает человечество. Цивилизация одновременно питает его гордость и обрекает на одиночество. И помочь может только вера…» («Умение умирать или Искусство жить»).

Соцсети, нейросети, метавселенные — вода, которая уже не за бортом, а в каютах. Человек тонет в бесконечном скролле, теряя связь с реальностью. Причем общее безумие заключается в том, что мы (среднее и старшее поколение) понимаем, что это плохо и разрушительно для общества. Мы все чаще вспоминаем, как детьми играли во дворах, как взрослые весело спорили на лавках, что-то обсуждая… Но сегодня мы также уткнулись в экраны, заменив внутренний мир виртуальными образами, в живых оставив лишь тревожность и пустоту. Это не проблема «зумеров», это общая проблема, просто в детях мы видим ее в концентрированном виде.

«Всё дозволено» — вода, размывающая понятия добра и зла. Но только ли поколение наших детей сегодня так живет? А мы разве живем по-другому? Общество меряет счастье лайками, зарплатой, статусом. Депрессия, эмоциональное истощение, одиночество в толпе — симптомы того, что корабль дал течь. И как с таким «кораблем» мы можем помочь детям обрести высшие смыслы? Разве не мы виноваты в том, что отец больше не глава семьи, учитель — не авторитет, священник — «пережиток»? Когда рушатся вертикали, человек остаётся один на один с хаосом, как капитан без навигации.

Человек способен пережить внешние кризисы, если сохраняет целостность духа. Но есть «трюмные воды», которые опаснее любых штормов:

ГОРДЫНЯ. «Я сам себе бог» — иллюзия, что можно обойтись без Бога, семьи, общины. Гордыня превращает душу в болото, где тонут любовь и сострадание. Современному человеку не нужны люди, если у него есть деньги.

ЗАВИСТЬ. Соцсети учат сравнивать себя с другими, а не благодарить за своё. Зависть — это ржавчина, разъедающая радость. Ты думаешь, что не завидуешь? Думаешь, что свободен от этого? Просто ты «принюхался». Первый признак зависти – отсутствие благодарности Богу за то, что у тебя есть.

УНЫНИЕ. Потеря надежды — вода, которая затапливает двигатель воли. Многие, переживая уныние, путают ее с депрессией и спрашивают: «Почему Церковь называет уныние грехом? Ведь я не властен над тем, что я чувствую внутри». Мы просто забыли, что уныние – это реакция человека на то, как всё происходит не так, как он хочет. По сути – следствие отсутствия смирения.

ПОХОТЬ. Секс стал развлечением, тело — товаром. Но когда интимное лишается святости и сакральности, душа мельчает и гниет. Люди нередко возмущаются и думают, что если запретить интернет, «грязь» по телевизору, «грязь» в песнях и пр., то все сразу наладится. Это очень поверхностное рассуждение, потому что рынок работает на потребителя. Если от потребителя нет запроса на определенный «товар», то рынок его не предлагает. Иначе говоря, грязь интернета, телевидения, творчества – это наше отражение в зеркале, а не насаждение чуждого «святой душе» извне.

Эти «воды» не приходят извне — они поднимаются из глубин падшей человеческой природы. Современный мир лишь открывает шлюзы, соблазняя «попробовать всё». Но чем больше человек впускает в себя хаос, тем меньше шансов удержаться на плаву.

«Вишенкой на торте» стала негласная борьба с верой. «Рынок» понял, что он может потерять потребителя, если последний изменит потребности. Единственное пространство, где он может это сделать – Церковь. Но как быть, если история показала, что гонения и запреты делают ее только сильнее? Правильно – предложить вместо спасения психотерапию, антидепрессанты, коучинг, цифровой детокс. Но это — попытки залатать пробоины, пока трюм заполняется. Настоящее спасение — в «осушении корабля», то есть в очищении души. Здесь путь один — обращение к Богу, но мы, даже понимая весь ужас падения, почему-то не спешим этого делать…

В 90-е, когда нашу страну захлестнули нищета и криминал, тысячи людей пришли в храмы не за «магической защитой», а за тем, чтобы найти внутренний стержень. Мы выстояли не потому, что мир стал немного добрее, а потому, что смогли откачать воду отчаяния. В такие времена Бог выводит из Церкви людей и говорит: «…Идите, научите…» (Матф. 28:19). И мы видели и знаем этих людей. В 90-е для каждого социального слоя был свой голос. Для одних это был Кураев, для других – Сурожский, для третьих – Чаплин, для иных – Сысоев и т.д. Затем, когда народ начал менять курс, голос стал громче звучать уже не за пределами Церкви, а внутри. Но сегодня мы опять оказались в кризисе, и Бог вновь говорит: «…Идите, научите…».

И мы опять слышим голос Церкви, только не внутри нее (потому что опять выпали), а снаружи. Ткачев, Островский, Береговой и пр. Ведь это проповедники не внутри Церкви, а за ее пределами. Мы слышим их не в храмах (не считая, конечно, их прихожан), а на просторах интернета, телевидения, радио (тех самых пространств, где наиболее ярко видны болезни общества). Это не потому, что Церковь родила хороших проповедников, это потому, что мы вновь оказались в кризисе и нам нужен штурман, указывающий путь в тихую гавань, где уже 2000 лет звучат одни и те же слова:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я УСПОКОЮ вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете ПОКОЙ душам вашим» (Матф. 11:28-29).

ИСПОВЕДЬ. Это не «разговор с батюшкой», а хирургия души. Признавая грехи, человек выплёскивает воду гордыни, зависти, уныния.

МОЛИТВА. Не заклинание, а диалог с Богом. Молитва — это насос, выкачивающий тревогу и наполняющий душу миром.

ПОСТ. Добровольный отказ не от пищи, а от рабства страстям. Пост — тренировка воли, чтобы в шторм соблазнов не открыть люки греху.

ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА. Корабль спасения — не одиночная яхта, а ковчег, где все заодно.

Нас часто упрекают в консерватизме, называют «церковниками», «фанатиками». Но история в очередной раз убеждает, что Церковь для мира — не цепь, а якорь, который не даёт кораблю унестись в водоворот моды, трендов и абсолютного разложения. Корабль человеческой души будет вечно бороться с волнами — так устроен падший мир. Но пока мы следим за трюмами, никакой шторм не страшен.

Если древний Патерик перевести на современный язык в контексте этого рассуждения, то получится примерно следующее:
Однажды ученик спросил старца: «Почему святые радовались в гонениях, а мы грустим в достатке?» Старец ответил: «Они следили за трюмом, а вы — за волнами».

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»