Любочестие — что это такое?
Любочестие – (калька с греческого filotimia) – в церковнославянском языке означает честолюбие, славолюбие, тщеславие. При этом, согласно полному церковнославянскому словарю прот. Григория Дьяченко, производное наречие «любочестно» и прилагательное «любочестный», переводятся с церковнославянского соответственно как «усердно» и «щедрый», «любящий награждать».
Однако, скажем, старец Паисий Святогорец употребляет это слово в значении «усердно, щедрый» не только прилагательное или наречие, но и существительное: «С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной». Также старец этим словом называет определённую добродетель
В негативном значении это слово употребляет митрополит Филарет Московский:
«Если не можешь еще возлюбить поношение: отвергни по крайней мере любочестие».
Вот как писал о любочестии старец Паисий —
(отрывок из книги «Слова»)
– Геронда, что такое любочестие?
– А что написано в словаре? Такого понятия, как «любочестие», нет ни в каком другом языке. Хотя у греков и есть некоторые недостатки, но они получили от Бога два дара: любочестие и отвагу, на всё смотрят весело.
Слушайте, что написано в моём словаре. Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку.
Любочестные люди внутренне истаивают от благодарности к Богу, которую всячески выражают духовно, как чада Божий. Поскольку они обитают на Небе в области славословия, то с радостью принимают и испытания. Прославляют Бога за них, так же как и за благодеяния, и постоянно принимают благословение Божие.
Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие, и стараются за него отплатить, но, что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра.
– Тот, кто по-настоящему любит своего благодетеля, показывает этим, что в нём есть любочестие?
– Тот, кто любит своего благодетеля, не делает ничего. Но, к сожалению, сегодня даже этого нет, редко можно встретить благодарного человека. Какое раньше было у людей любочестие! Мои родители рассказывали мне, что один австрийский предприниматель, который жил в Аланах, спас моего отца от турок. Потом он разорился и считал для себя оскорблением дальше оставаться в Аданах, но и в Австрию не хотел возвращаться. Тогда мой отец, который никогда не забывал, что этот человек спас ему жизнь, принял его в свой дом в Фарасах и упокоил его в старости.
– У любочестия, геронда, есть предел?
– Нет, предела нет. Это постоянное великое безрассудство… Духовное безрассудство!
– Геронда, для любочестия требуется рассуждение?
– Любочестие имеет и рассуждение, и восприимчивость, и благородство… В нём есть всё… Люботестный человек не наивный, он может быть унижен, но в нём обитает Христос, потому что самый униженный из всех – это Христос.