Когда не хочется вставать на Литургию…

4_DUGSpvN2cНаверняка у многих верующих не бывает ситуации, поданной в названии. И на Литургию вставать всегда хочется, и правило молитвенное утром и вечером читается без труда, и посты соблюдаются строго и без самопослаблений.  Но что если каждый шаг в духовной жизни дается с большим трудом? Что если не хочется поститься? И вместо молитвы только в сердце звучит «Господи, Ты прости, сейчас не могу. Наверное, завтра помолюсь. Завтра уж точно». Как работать над собой, когда не хочется вставать на Литургию — тема беседы с известным в Киеве духовником, клириком Свято-Вознесенского храма на Димеевке (один из немногих храмовКиева, который никогда не закрывался) протоиереем Константином Курбановым.

— Отец Константин, вы, как духовник, много исповедуете. Насколько часто среди верующих встречается такое явление, как леность в духовной жизни?

— Вы помните притчу о сеятеле? Она гласит, что земля нашего сердца, бывает, не плодоносит по каким-то причинам, а то и совершенно бесплодна. Совершенно неплодной оказывается земля, которую Господь сравнивает с той, что при дороге. Все остальные почвы имеют в себе способность к плодоношению, а эта совершенно чужда всякому духовному сеянию.

Это (…читать дальше →)

Почему любящий Бог допускает муки в аду?

fg39hS7ZPL8Говоря о рае и аде недопустимо руководствоваться упрощенным юридическим взглядом, не имеющего ничего общего с законами духовной жизни и правильным пониманием природы добра и зла. Рай и ад начинаются уже в душе человека. Святые, очистившись и освятив себя подвигом и делами любви, настолько соединились с Богом еще на земле, что испытывали внутри райское блаженство. Царство Небесное для них – абсолютная полнота радости, которая началась еще здесь. Для других грех и преступление стали смыслом жизни. Они отвергли Божественную любовь, попрали Его заповеди и осознанно избрали тьму, а не свет. Ад для них лишь логическое завершение того, что было у них при жизни. Еcли они, имея свободную волю, избрали тьму, то как можно насильно отправить их в рай?

Если человек, рискуя жизнью, спасал других, и преступник, сделавший жестокость и убийства людей своей профессией, получат одну и ту же награду (рай), то добро и зло уравнивается. Исчезает принципиальное различие между ними.

Недоумение по поводу вечности ада вновь обнаруживает узко-юридическое понимание вопроса. Ад вечен не потому, что так желает Божественное Правосудие, а потому что сросшаяся с грехом душа (…читать дальше →)

Фото на могильном кресте — допустимо ли?

_MAJmmGP1ekКладбище – город усопших. Здесь покоятся тела тех, кто перешел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгробный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, приняв за нас смерть на кресте, так и телесно воскреснуть все умершие.

Мы приходим на кладбище, чтобы в этом месте покоя усопших полнее и глубже войти в молитвенное общение с ними и помочь им. Фотография на могиле перебивает эту настроенность. Она побуждает не к молитве, а воспоминаниям.  С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение православных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями.

Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны стела-надгробие со звездой и фотографией стала преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появляться кресты.

Практика установления (…читать дальше →)