Автор:Анатолий Баданов

Об экзорцизме в Таинстве Крещения и отречении от сатаны

ZyKEnZi-fngЗачем в Таинстве Крещения священник предлагает дунуть и плюнуть? Что значит «отрекохся»? Когда происходит запрещение и почему оно включено в чинопоследование?

Чинопоследование оглашения (молитвы перед Крещением) включает в себя обряд запрещения и изгнания нечистых духов (экзорцизм), следующий непосредственно за первой молитвой. Некоторые священники полагают, что эти запрещения являются «пережитком» темного средневековья, чуждым нашему просвещенному времени, и потому опускают большую часть запрещений. У Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие активных демонических сил, по которому зло – это не только отсутствие добра, а и присутствие чего-то темного, иррационального, но вполне реального, хотя источник этого присутствия может быть не сразу ясным и осознаваемым.

Так, например, каждый из собственного опыта знает, что ненависть – это не просто отсутствие любви, это присутствие в нас особой темной силы, могущей быть очень действенной и изобретательной. Под ее влиянием мы подчас не только не прощаем нанесенных нам обид, но пытаемся найти еще более злые слова, а то и действия, чтобы отомстить обидчику и заставить его страдать. Это ощущение зла как силы, которая овладевает нами и управляет нашими помыслами и делами, знакомо всякому, кто пытался всерьез противоборствовать своей греховной природе, вести более духовную жизнь.

Как не может быть любви без любящего, без личности, которая любит, так и не может быть ненависти без того, кто ненавидит, без носителей зла. В символах и образах Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключался не в их неведении и несовершенстве, а напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» невозможна в свете Божественной Любви, которая всегда ведет к добровольному подчинению Его воле, она может осуществиться только в отрицании, ненависти и бунте против Создателя.

Вот почему в крещальном обряде прежде всего совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Святой Кирилл Иерусалимский в Огласительном поучении говорит: «Содержание сих запрещений следующее: первое отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и Таинствами; изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере». Пропускать чин запрещения нечистых духов не следует не только при Крещении взрослых, но и младенцев.

Этот обряд, а также следующее за ним испов?дание Христа, в древности обычно совершались в Страстн?ю пятницу или субботу и, таким образом, завершали приготовление к Крещению. В настоящее время они совершаются сразу после чина изгнания д?хов.

И совлечену и отрешену крещаемому, обращает его священник на запад, гор? р?це им?ща…

Взрослый крещаемый снимает с себя все, что скрывало от него ранее его рабство своим страстям, что делало его лишь по видимости свободным человеком. Теперь он знает, что был пленником – «а пленники ходят раздетыми и разутыми» (святой Иоанн Златоуст). «Он знает, от какого зла он избавлен и к какому добру он спешит…» (он же), «… обращает его священник на запад… как бы ко тьме, происходящей от запада, в которой пребывает диавол» (святой Симеон Солунский). Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу, ибо изгнание нечистых духов сделало его свободным для того, чтобы он мог прежде всего отречься от сатаны. Это обращение на запад – первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане.

Его воздетые руки показывают, что он подчиняется Христу, хочет быть Его пленником, ищет этого плена, который, по словам Иоанна Златоуста, «превращает рабство в свободу… возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим…»

И священник глаголет:

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ?ггел его, и всего служения его, и всея? гордыни его?»

И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: «Отрицаюся».

Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При Крещении младенца за мальчика дает ответы крёстный отец, за девочку – крёстная мать. Если приход расположен в нерусской местности и крещаемый или его восприемники принадлежат к коренному населению, лучше задавать эти вопросы на их родном языке.

Вопрошает священник крещаемого:

«Отреклся ли ecu сатаны?»

И отвечает оглашенный или восприемник его:

«Отрек?хся».

Таже глаголет священник:

«И дуни, и плюни на него».

«Отречься от сатаны» – это значит отвергнуть свои прежние греховные привычки, отказаться от греховного образа жизни, сотканного из гордыни и самоутверждения, отнявших человека и его жизнь у Бога, как говорит апостол Павел: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22). Можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова, – «дунь и плюнь на него!» Объявлена война! Начинается битва, исход которой – либо Вечная Жизнь, либо вечное мучение. Но именно для того и создал Господь наш Иисус Христос Церковь Свою на земле, чтобы во всеоружии защищать каждую вверенную Ему душу от козней лукавого и коварного врага. Именно для того и освящает Он ее благодатию Таинства Крещения.

Азбука Веры