Католицизм в Трансильвании

К оглавлению

ДЕЯНИЯ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Католицизм в Трансильвании

С докладом на тему: «Католицизм в Трансильвании» выступает епископ Клужский Николай.

Еще в XIII в. пытались распространить в Трансильвании католичество. Габсбург утверждал, «если станете униатами, будете свободными». Уния появилась у нас в 1700 г., ее приняли епископы и несколько священников. Начались преследования православных; у них забирали церкви, священников и верующих сажали в тюрьмы. Были люди, которые просидели в тюрьме за православную веру 30 лет. Вторым большим ударом было разрушение монастырей. Униаты закрыли все монастыри. От монастырей ничего не осталось; они были уничтожены. В Трансильвании в настоящее время есть монастыри, но это уже новые.

В таком положении было дело с Православием до войны 1914 г.

Румынский король Фердинанд был католик. Он заключил не благоприятный для Православия конкордат с папой. Народ православный защищался, почему этот конкордат не дал положительных результатов для католичества: многие приходы возвратились в Православную Церковь.

Мы ведем мирную пропаганду. Конечно, у католиков больше средств, у них кадры более сильные, у них большой епископат, школы, в школах преподается закон Божий. Мы всегда стремились к равенству, хотели, чтобы у нас было равенство с католиками. Мы ничего больше не хотели. И теперь мы больше ничего не желаем, как только равенства. Мы стремимся к тому, чтобы православным дали равные права с католиками, чтобы нам дали равные права. Мы желаем лишь равенства.

Католиков меньше 200 тысяч, и они имеют 6 епископов, а православных — 2 с половиной миллиона и они имеют тоже 6 епископов. Нас в 10 раз больше и мы просим о пропорциональной субсидии. Сейчас у нас католичество находится в упадке, но Ватикан действует новыми методами и средствами. Эти методы сводятся к деньгам.

Патриарх Юстиниан произнес две речи, первую — в парламенте, а другую — в соборе. Он высказал мысль, что приближается конец унии. С унией мы покончим приблизительно к октябрю этого года. Начнется возвращение всех униатов с епископами в лоно Православной Церкви. В октябре исполнится 250 лет унии.

Архиепископ Казанский Гермоген: Для нас, конечно, ясно, что представляет Ватикан. У нас отпечатан проект резолюции. Мы раздадим по экземпляру проекта резолюции и будем обсуждать. (Оглашает проект резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь», а также проект предлагаемых мероприятий).

Митрополит Урбнисийский Мелхиседек: В 1920 г. по является в Тифлисе представитель от католической Церкви. Он предлагал нашей автокефальной Церкви принять главенство папы. Его предложение было отвергнуто.

Архиепископ Пражский и Чешский Елевферий: У нас Церковь не отделена от государства. В каждом учреждении и высоком и низком у католиков сидят свои люди. К Православию питают глубокую ненависть, но внешне вежливы, деликатны. Они нас православных никогда не приглашают ни на какие торжества и никогда нас не поздравляют. У нас 51 тысяча православных а остальные — католики. Всякое наше начинание, поскольку оно должно было пройти через какое-нибудь учреждение, задерживалось. По конкордату с Римом все католические храмы принадлежат папе. Если даже в Православие переходит целый приход, он не может воспользоваться храмом, а должен строить себе новый храм.

Теперь в новом составе правительства есть люди, которые стараются дать равенство всем религиям, но до моего отъезда никакого закона по этому вопросу не было. Было слышно, что намереваются издать какое-то распоряжение, но пока все остается попрежнему. Католики при новом правительстве чувствуют себя так же, как и раньше.

Нам нужно принять какое-то предложение. Нам нужно знать своего врага, а для этого необходимо получать все информации. Нам нужно иметь Бюро, чтобы знать, что они намерены делать. Это нужно включить в ряд мероприятий.

Председатель: Мы принимаем с благодарностью ваше предложение.

Архипресвитер И. Коваленко. Я являюсь представителем Православной Церкви в Польше. В 1924 г. нам была предоставлена автокефалия по решению Константинопольского Патриарха, но с предупреждением, что когда наступит благоприятная обстановка и время, будет испрошено согласие Матери-Церкви. Такое время сейчас и на ступило: Святейшим Патриархом Алексием и Св. Синодом дана нам автокефалия.

Наша жизнь очень сложна. Мы живем в гуще католического населения. Мы как бы находимся в орбите католичества. Нам приходится считаться с тем направлением, которое дают и католическая Церковь и правительство.

Был период восстановления Польского государства, это было до начала войны, до 1939 г., тогда Церковь не имела определенного статута, были временные правила, которые нас не могли удовлетворить. Нас старались ли шить мест молитвы. У нас было разрушено 130 храмов Они были разрушены, сожжены.

С места: По распоряжению католиков?

— Да. Я видел, когда полиция и католики забрасывали канаты за купола и стаскивали их, а православное население молилось и умоляло не делать этого. Право славным людям было больно видеть это. У меня у самого были слезы, меня не допустили к храму.

Сейчас у нас другой период. При нынешнем государственном строе нет такого неблагожелательного отношения. Католичество сейчас присмирело; оно безмолвствует. У нас нет официального отделения Церкви от государства, но фактически оно существует. Пособия, жалование мы не получаем. Некоторое пособие на церковное управление выдают, но это мелочь.

До войны у нас была Духовная Семинария. Было православное богословское отделение в Варшавском университете. Православных до войны было 4,5 миллиона, но области с православным населением — Волынская епархия, Виленская и Гродненская — отошли к Советской России, так что у нас осталось православных тысяч 500.

В Польских областях, отошедших от Германии, организуется церковная жизнь. Там благожелательно относятся к нам. Там сейчас 22 прихода и еще будет приходов 30 Наша задача — обеспечить себя церковными вещами, иконами. Мы помогаем священникам, которые живут бедно, мы выдаем им ежемесячное пособие, так что нам нужны средства.

С места: Сколько сейчас в Польской республике приходов?

— Сейчас 145 действующих приходов, три епископа, две епархии: Варшавская и Белостокская епархии. Организуются Лодзинская и Бреславская. Там среди населения масса православных. Сейчас на польском языке издается «Вестник митрополии». Мы недавно через суд вернули типографию, была синодальная типография. Хотя фактически Церковь отделена от государства, но тем не менее закон Божий в школах преподается. Теперь у нас более благоприятные условия для существования Церкви. До войны у нас было несколько приходов с богослужением на польском языке; обряд западный. Они воссоединились с нашей Православной Церковью, но сохранили обряд западный. Было большое движение в пользу Православной Церкви. В нашу Церковь прибывает много католиков.

Я думаю что надо дать некоторые добавления к резолюции. Было бы полезно, если бы от имени иерархов предстоящего Совещания было обращение ко всем верующим. Это имело бы большое значение и несомненно утверждало православную веру. Если бы такое обращение было прочитано в храмах, это было бы моральной поддержкой для всего православного народа.

Положение Римско-католической Церкви. Правительство не признало конкордата, который был заключен прежним правительством, ввиду того, что папа в местах, захваченных тогда немцами, назначил епископов, а он должен был действовать согласованно. Это было первым поводом для нарушения этого конкордата, а также были и другие обстоятельства.

Сейчас в Польше настроение против папы. Сейчас католики на полдороге; они не знают, что делать. Ксендзы, рядовое духовенство полагает, что папа своими выступлениями вредит Польше, что его выступления идут вразрез с национальными стремлениями Польши.

По вопросу экуменического движения. Экуменисты не против нас. Их теперь немного. Есть, так называемая «Рада», или «Совет экуменический», который свою работу ставит на почву практической работы, не вторгаясь в область догматическую.

С места: Нет ли у католического духовенства желания отделиться и организовать самостоятельную Церковь в Польше?

— Эта возможность не исключена.

С места: Старокатолики есть?

— Есть. Я говорю о Варшаве, а провинции активной деятельности не проявляют.

Политика Ватикана идет вразрез с государственными стремлениями Польши. Мне приходилось слышать от некоторых католиков, которые прямо высказываются, что у них так организованы религиозные общества, что они не смеют поднять голоса, опасаясь навлечь на себя разные репрессии со стороны епископата.

Я нахожу, что у нас после войны положение с Православием в Польше более прочно, потому что правительство относится к нам невраждебно. Даже священникам в западных областях представляют службы в магистрате, в земельном отделе и других местах, им представляют такие должности, которые не мешают им исполнять свои пастырские обязанности.

С места: У вас есть баптисты?

— Есть, но они больше работают среди католиков.

Протоиерей Иоанн Сокаль: Прекрасное предложение внес о. архипресвитер, чтобы помимо резолюции было обращение к народу. Я читал послание Святейшего Патриарха в 1945 г., оно произвело колоссальное впечатление. Надо выразить пожелание, чтобы это послание было направлено тем народам, которые страдают, чтобы в этом послании были оттенены две мысли.

Утвердить в сознании живущих на Балканах и в восточной части Европы людей ту мысль, что фашизм при нес неизмеримые беды и несчастия всему человечеству. Этот факт несомненен и доказательств не требует. Но вот чего люди не знают, это то, что фашизм есть детище папства.

В чем же духовная связь фашизма с папством? Папство всегда стремилось к власти. В немецкой газете писалось: «Мы с оружием в руках достигнем власти». Думали при помощи штыков силою осуществить эту идею. Католичество учит, что кто не католик, тот не человек. Гитлер объявляет в газетах, что немецкая нация – культурная нация, имеющая право на существование, остальные — не люди. Эта мысль взята от Рима.

Если же они не люди, а паразиты, то их можно уничтожить и греха в этом нет. Человечество освободится от паразитов. Эти мысли взяты от папства. Человечество должно понять эту духовную связь и только тогда можно говорить о борьбе с папством. Здесь надо отделить папство от католичества. Есть много католиков в Чехии. Борьбу с папством надо повести так, чтобы показать, что папство приносит беды и несчастия и что оно в своей борьбе прикрывается идеалами христианства.

По предложению председателя объявляется перерыв до 6 часов вечера.

Заседание закрывается.