ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ ДА МОЛЧИТ?
Сегодня поговорим на тему, которая в интернете, в спорах, а иногда и в умах вполне серьезных людей, вызывает много шума. Тема эта — место женщины в Церкви. А точнее — один конкретный стих из Писания, который любят использовать как дубину. Цитата-табу, цитата-приговор. Звучит она так: «жены ваши в церквах да молчат». (1Кор.14:34)
Как часто этот довод обрушивают на голову женщины, которая осмелилась высказать свое мнение о вере, о Боге, о молитве и о духовной жизни. Мол, твое дело — молчать и повиноваться мужчине! Сиди себе в уголке, смиряйся и не умничай. Ты же слышала, что даже апостол Павел сказал?! Молчи!
И ведь самое интересное — с этим не поспоришь. Это же цитата. Черным по белому. Написано. Но давайте остановимся и зададим себе простой, почти детский вопрос: а что, правда всё так просто? Неужели великий апостол, миссионер, мыслитель, который обратил ко Христу пол-мира, действительно хотел сказать, что половина человечества, женская его половина, должна навсегда заткнуться в вопросах веры? Неужели это — окончательный и бесповоротный вердикт на все времена?
Что ж, если мы хотим быть честными не только перед собой, но и перед текстом, который цитируем, давайте поступим как следователи. Не вырывать фразу из контекста, а посмотреть на всю картину целиком. Кто говорил? Кому? Где? И самое главное — почему? Какова была причина таких резких слов?
А причина, как выясняется, была весьма прозаична и очень знакома нам по нашей собственной жизни. Представьте себе первую христианскую общину в Коринфе. Большой, богатый, развращенный портовый город. В эту общину приходят люди из разных слоев общества, с разным багажом. Иудеи, язычники, рабы, свободные, образованные… и не очень. Богослужение еще только формируется. И вот, представьте себе это собрание. Читают Писание, молитвы, священник учит, кто-то молится вслух… и тут с разных концов зала начинаются вопросы, перешептывания, а потом и громкие обсуждения. Женщины, которые в иудейской синагоге сидели отдельно и не имели права голоса, в христианстве обрели невиданную свободу во Христе. И они этой свободой, как дети, не умея ей распорядиться, начинают злоупотреблять. Они перебивают говорящего, кричат через все помещение своим учащим собрание мужьям: «А что это значит? А объясни, что ты сейчас сказал! А я не поняла!». Возникает тот самый гвалт, тот самый базар, при котором невозможно ни помолиться, ни сосредоточиться, ни услышать слово Божие.
И вот апостол, как настоящий пастырь, видя это безобразие, выносит конкретное определение для этой конкретной ситуации. Он говорит женщинам, чтобы они прекратили этот галдеж здесь и сейчас. Неприлично так себя вести в церковном собрании. Если женщины «…ХОТЯТ ЧЕМУ НАУЧИТЬСЯ, ПУСТЬ СПРАШИВАЮТ О ТОМ ДОМА У МУЖЕЙ СВОИХ; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:35).
Обратите внимание — он не говорит «не смейте никогда и нигде рассуждать о Боге». Он говорит — здесь и сейчас ваше поведение неуместно, оно мешает всем. Это не догмат о вечном молчании. Это — правило церковной дисциплины и благочиния для одного конкретного города с одной конкретной проблемой. Это как если бы учитель в шумном классе сказал: «Петров, Сидоров, прекратите разговаривать на задней парте!». Он же не имеет в виду, что Петров и Сидоров должны молчать всю оставшуюся жизнь.
Более того, если мы откроем то же самое послание, ту же самую книгу, но несколькими главами раньше, мы обнаружим удивительную вещь. Апостол Павел, тот самый, который якобы «запретил женщинам говорить», вдруг пишет: «…всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову…» (1Кор.11:5). Постойте, но как же можно пророчествовать и при этом молчать? Что такое пророчествовать в библейском понятии? Это же не обязательно предсказывать будущее. Апостол сам же и поясняет это: «а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:3). То есть — учит, наставляет, ободряет. Получается, женщины в той же коринфской общине не только молились вслух, но и пророчествовали, то есть учили других! И апостол не запрещает им этого делать в принципе. Он лишь говорит о том, как это делать благопристойно — например, покрыть голову. Да и у кого вообще повернется язык сказать, что женщина должна молчать в вопросах веры, когда у нас перед глазами есть такие святые, как равноапостольные Нина, Мария Магдалина, Фекла, мученица Апфия, святая Елена, мать императора Константина и прочие. А если взять Пресвятую Богоматерь? Она же, хоть и честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим, не перестала быть женщиной! Откройте Евангелие, Она ведь пророчествовала, говоря: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48). Неужели Павел не знал об этом? Знал, конечно же знал!
А если мы заглянем в книгу Деяний, то встретим там у Филиппа четырех дочерей-девственниц, которые пророчествовали. Где они это делали? Разумеется, в церковной общине, на общих собраниях. Или вспомним диаконису Фиву, которую апостол Павел упоминает в Послании к Римлянам (Рим.16:1). Она была не «тихой мышкой», а помощницей, даже лидером в общине, диакониссой церкви Кенхрейской, к которой апостол прочит относиться с уважением. А чем занимались диаконисы? Они учили и наставляли женщин, готовящихся к крещению, вели с ними беседы. Молча это делать было невозможно.
Так в чем же дело? Почему один и тот же человек в одном послании, казалось бы, противоречит сам себе? А дело как раз в том, что нет здесь противоречия. Есть разница между хаотичным, бесполезным болтанием, которое сеет смуту и шум — и словом назидательным, продуманным, утешительным, учительным. Первое — запрещено. Второе — не просто разрешено, а благословенно. И это касается не только женщин, но и мужчин. В той же главе апостол пишет и о том, чтобы пророчествовали по очереди, а не все сразу, чтобы было благопристойно и чинно.
Так почему же этот стих стал таким популярным оружием? Увы, причина часто лежит не в области богословия, а в области психологии и социологии. Это удобный инструмент для того, чтобы прижать человека, чтобы утвердить свою власть, чтобы поставить на место того, кто кажется нам слишком умным, слишком активным, слишком свободным. Это способ заставить замолчать неудобный голос под видом «смирения и послушания». Но это не смирение — это унижение. И это не послушание Богу — это удовлетворение собственной гордыни.
Господь дарует таланты всем — и мужчинам, и женщинам. Талант слова, талант учительства, талант утешения. И зарывать этот талант в землю, прикрываясь вырванной из контекста цитатой — это не благочестие, а преступление против воли Божией. Задача Церкви — не загнать человека в тесную клетку, а помочь ему раскрыть данный от Бога дар для служения ближним. Чтобы слово — и мужское, и женское — было не звуком мешающим, а словом назидающим, чтобы оно несло свет, а не тьму, любовь, а не вражду.
Дорогие сестры! Если в вашем сердце живет это желание — говорить о вере, о Христе, делиться своим опытом, утешать и поддерживать других — не позволяйте никому заткнуть вам рот цитатой, вырванной из живого контекста Писания и жизни. Не молчите. Ищите свои дары. Разжигайте огонь веры, который Господь в вас вложил. Помните, что конечная цель —любовь, исходящая из чистого сердца. А уж любовь всегда найдет, что сказать и как сказать. Говорите о Христе, если ваше сердце горит любовью к Нему. Проповедуйте, если Бог дал вам этот дар — устного или письменного слова.
Ведь это — не прерогатива избранных. Это нормальная жизнь для всякого христианина, и мужчины, и женщины. Мы же каждое воскресенье, стоя в храме, поем в Символе Веры, что веруем «во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Церковь не была апостольской когда-то, в первом веке. Она — апостольская всегда. Это значит, что ее суть — в том же апостольском служении миру, которое будет длиться до скончания века. И это апостольство начинается не с далеких стран и не с кафедр. Оно начинается здесь и сейчас. От простых, бытовых вещей: когда мы, члены Церкви — все без исключения — свидетельствуем своей жизнью, своим поведением, своим словом об Истине, о Христе.
И это служение, этот крест — Господь дает и мужчинам, и женщинам. Вспомните равноапостольную Нину, просветившую Грузию. Вспомните княгиню Ольгу, чья мудрость подготовила почву для Крещения всей Руси. Их голос не был заглушен. Их слово стало поворотным для целых народов. Так что несите свое слово. Несите свет Евангелия! Несите свою любовь, которой вас научил Христос. Несите так, как можете именно вы. И у вас обязательно всё получится. Ведь с нами Тот, Кто сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:20).
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»