ЗА «КОФЕ» ИЛИ ЗА «МАШИНОЙ»?
Недавно на автомойке наблюдал любопытную сцену. Сижу в зоне ожидания, пью их действительно хороший кофе. Рядом мужчина. Разговорились. Оказалось, …он пришел на мойку без машины! Живет рядом, а кофе тут отменный – вот и заходит иногда просто так. Выпить кофе. На мойке. Я удивился. Он пожал плечами: «Ну, мне нравится…»
Почему-то эта история вспомнилась на сегодняшней Литургии. Ведь мы тоже частенько приходим в храм за чем-то приятным, успокаивающим, обслуживающим нас. Исповедь? «Почистите совесть». Причастие? «Заправьте благодатью». Молебен о здравии, сорокоуст о упокоении… Словно список услуг в духовном сервис-центре: «Сделайте мне вот это и вот это». Пришел, «обслужился» – и свободен до следующего визита. Как тот человек без машины – пришел за кофе, а не за сутью мойки.
Но Церковь – не сервисный центр! Да, Таинства, требы, молитвы – это свято, важно, необходимо. Как вода и пена на мойке. Но они не главная цель. Они – как костыли для хромого, как инструменты в мастерской. Для чего? Старец Силуан (Сухаревский) говорил: цель – «стать человеком Божьим». То есть – соединиться с Богом, преобразиться, научиться жить по-христиански, по-Божьи. Это и есть «обожение». Таинства – средство, помощь на этом пути к постоянному единству с Христом (в самих Таинствах), а не разовому «визиту за благодатью» или «за помощью в мирских делах».
Если за всеми нашими свечками, молебнами, толстыми молитвословами, акафистами, паломничествами и частым (или редким) Причастием нет этой жажды стать иным, жажды встречи с Живым Богом и преображения в любви – то все это превращается в тот самый «кофе на мойке». Приятный ритуал? Возможно. Успокаивающая традиция? Может быть. Беседа с батюшкой вместо похода к психологу? Скорее всего. Но не то, ради чего существует Церковь!
Даже самое святое средство может стать идолом, если забыть о главной Цели. Церковь существует ради одного: привести человека ко Христу и сделать его христианином. Научить его не просто «пользоваться» Таинствами, а жить во Христе, чтобы Он жил в нас через Таинства. Видеть Его в каждом ближнем – не только в удобном, но и в трудном, просящем, даже очень неприятном. Любить – вот истинный плод. Если это не становится главным стержнем нашей церковной жизни, то все остальное – наши «кофе-свечки-требы» – теряет смысл и силу. Они остаются лишь внешней оболочкой, лишенной духа. Церковь – это мастерская спасения, место встречи с Богом, а не место «духовных услуг».
Как пишет апостол Иоанн: «Кто говорит: `я познал Его’, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4). Если наша церковность остановилась на одном и том же списке грехов (без изменения), если не рождает в нас любовь к исполнению заповедей, если она не делает нас милосерднее, терпимее, жертвеннее, не меняет нашу жизнь – если мы не предпочитаем ближнего себе на деле – значит, мы просто пьем «кофе», забыв о «машине»…
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»