РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
Вы никогда не задумывались, откуда берётся настоящая внутренняя сила? Не та, что позволяет добиться успеха или построить карьеру, а та, что помогает человеку оставаться человеком, когда жизнь наносит удар за ударом? Та, что не даёт сломаться под грузом проблем, не позволяет озлобиться на весь мир и сохранить в себе способность любить и верить.
Сегодняшний праздник, Рождество Пресвятой Богородицы, — это не только событие в рамках которого родилась Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Мне кажется, в этом празднике есть еще смыслы, которые оказываются в тени самого главного события. И сегодня я хочу поговорить именно о них.
Рождение Богородицы было чудом для праведных Иоакима и Анны. Они были уже в летах, долгие годы терпели упрёки в бездетности. Общественное мнение было неумолимым: считалось, что Бог не дает детей за какие-то тяжкие грехи. И на эту благочестивую, но несчастную пару окружающие смотрели с подозрением и скорее всего, учитывая веру в бездетность, как наказание, с осуждением. Иоаким и Анна прошли через несправедливый стыд и отчаяние. Но их сердца не ожесточились. Их вера не пошатнулась. И именно эта испытанная, прошедшая через огонь вера стала тем сосудом, в который Бог смог поместить величайший дар — Ту, что станет Матерью Спасителя.
Кульминацией этой истории становится поступок, который современному человеку может показаться не просто странным, а пугающим. Современные мы, готовые на любые медицинские и псевдодуховные процедуры, от ЭКО до сомнительных обрядов, получив наконец желанное чадо, стремимся максимально привязать его к себе, запереть в коконе своей гиперопеки. Мы видим в ребёнке свой проект, своё продолжение, свою собственность. Но, посмотрите, что делают эти пожилые, безмерно счастливые родители. Совершают акт величайшего доверия и свободы. Они не приковывают дочь к себе, а… отпускают. Приводят трёхлетнего ребёнка в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Они понимали: самое лучшее домашнее воспитание не даст ребёнку того, что даёт соприкосновение с источником духовной силы — с благодатью. Они готовили её не к монастырскому затвору, а к той самой жизни, где будут и радости, и огромные испытания, где ей еще предстояло сказать своё «да» Богу и стать Матерью Христа.
А теперь давайте спросим себя: а где источник силы для наших детей сегодня? Мы даём им гаджеты, образование, развлечения. Но почему мы так упорно обходим стороной вопрос о духовном иммунитете? Мы же видим, что происходит: сводки новостей пестрят историями о молодых людях, сломавшихся под давлением обстоятельств, ушедших в зависимость, отчаяние, депрессию. Мы видим, как рушатся жизни от отсутствия этого самого внутреннего стержня. И мы всё ещё надеемся, что новый репетитор или дорогой телефон решит эту проблему? Мы лечим симптомы, игнорируя причину. Причина же в оскудении духа. В отсутствии связи с тем, что выше нас, что по слову апостола, немощная врачует и оскудевающая восполняет. Конечно, призвать современных родителей отдавать своих детей в монастырь на летние каникулы, означало бы приговорить себя к повсеместной критике. Но, хотя бы иногда, можно же приводить ребенка в храм? Даже если вы не ходите сами, ради самого ребенка, ведь можно сходить с ним за ручку и причастить малыша?
Ребенок в храме – это лучшая инвестиция в его будущее!
Посвятить ребёнка Богу — это не значит отдать его в монастырь. Это значит — признать, что его жизнь и его счастье важнее наших амбиций. Это значит — захотеть для него не столько карьерных высот, сколько внутренней крепости, которая позволит ему выстоять в любой шторм. И это достижимо только одним способом — приобщением к той храмовой благодати.
Но почему я говорю об этом сегодня? Потому что праздник Рождества Богородицы — это и есть праздник такого посвящения. Это день, когда началась история нашего спасения. Не с громоподобной бури с небес, а с тихого плача младенца в доме двух простых, верующих людей. Это день надежды для всех, кто отчаялся. Для тех, кто, как Иоаким и Анна, чувствует себя бесплодным. Бесплодным не только в прямом смысле, но и бесплодным в делах, в любви, в вере. Этот праздник говорит нам: ваше терпение и ваша вера не напрасны. Ваша личная история, какой бы трудной она ни была, может стать частью великого замысла, стоит только открыть её Богу. И в этом — еще одним смысл этого Праздника для меня. Он показывает: всё начинается с доверия Богу, с шага навстречу, с решения посвятить себя и своих детей чему-то большему, чем сиюминутный успех. Именно этот шаг и есть начало настоящей жизни.
Мы живем в эпоху, которую можно назвать временем великой подмены. Сегодня история двух престарелых супругов, Иоакима и Анны, становится шокирующе современной. Взгляните на них. Они тоже были в тупике. Их жизнь, по меркам окружающих, была прожита зря. Они несли крест бесплодия, что в их время было равно социальной смерти. Они могли бы замкнуться в своей боли, оправданно озлобиться на весь мир. Но они сделали нечто обратное. Они обратили свою боль в молитву. Свое отчаяние — в упование. Они не искали виноватых, они искали Бога.
И их упорная, молчаливая вера стала тем самым плодородным грунтом, из которого произросло древо нашего спасения. Их дочь, Мария, стала тем самым Мостом, по которому Бог пришел к людям. Не через дворец могущественного кесаря, не через дом успешного и уважаемого фарисея, а через дом двух простых, опозоренных, но верующих людей…
И в этом — еще один урок этого Праздника. Источник величайшей силы рождается не в центре успеха и могущества, а на периферии человеческого отчаяния. Не тогда, когда у нас всё есть, а тогда, когда мы, кажется, потеряли всё. Иоаким и Анна не имели самого главного — продолжения себя, будущего. Но именно они это будущее и дали всему миру.
Что это значит для нас сегодня? Это значит, что наша личная бесплодность — будь то реальная бездетность или «бесплодность», как кризис, неудачи в семье, ощущение пустоты в душе — это не приговор. Это потенциальная возможность. Это шанс перестать надеяться на себя и свои жалкие силы и, наконец, обратиться к Богу.
Посмотрите на икону Рождества Богоматери. Богородица явилась в мир не как готовая святая. Её святость была взращена. Взращена верой её родителей, которые, получив долгожданное дитя, не приковали его к себе, а смогли отпустить, посвятив Богу. И её собственный свободный выбор — ответить Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38) — стал кульминацией этого пути доверия.
Вот и еще один из смыслов этого Праздника — призыв к такому же доверию. Доверию, которое способно превратить нашу личную, частную боль в нечто великое и всеобщее. Это надежда для всех, кто чувствует себя ненужным, неудачником, зашедшим в тупик. Ваша история ещё не окончена. Она, как показывает пример святых праведников, может быть только в самом начале своего настоящего, высокого смысла.
Именно поэтому в день Её Рождества, я предлагаю задуматься не только о Ней, но и о нас самих. О том, какие плоды приносит наша собственная жизнь. Мы так часто сетуем на несовершенство мира, на зло, царящее вокруг, на то, что общество больно. Но общество — это мы. И его духовное «бесплодие», его нравственная пустота — это сумма наших личных пустот и наших капитуляций. Мы ждём, что мир изменится, но не хотим начать с малого — с тихого, но твердого слова «верую», произнесенного в глубине собственного сердца, подобно тому, как его произнесли Иоаким и Анна.
Этот праздник — напоминание, что настоящее чудо начинается не с громких лозунгов и не с переустройства вселенной, а с тихого преображения одной человеческой души. С решения посвятить свою жизнь, свою семью, своих детей не сиюминутному успеху, а вечным ценностям. Смелый шаг двух праведных людей и рожденная от него Пресвятая Богородица, две тысячи лет назад изменил историю человечества. Наши шаги, наши малые дела веры — милость к ближнему, терпение в испытаниях, воспитание детей в чистоте — это те кирпичики, из которых строится Царство Божие внутри нас (Лук.17:21). И оно строится уже здесь и сейчас.
Пресвятая Мария, Царица Небесная, помогай нам милостью Божию!
Аминь.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»