Поблагодарите автора и пожертвуйте для дальнейшего развития сайта

Пожертвовать

Православное отношение к животным

Православное отношение к животным

Отношение должно быть доброе, в том числе и к собакам, хотя по церковному уставу собака не должна жить внутри человеческого жилища. Собака сама по себе – животное доброе и назначена человеку в охранение его жилища. Поэтому, если есть собака, охраняющая жилище, то ее нельзя кормить со злобой, с отвращением, как бы ее не коснуться, т.е. миску положил и бросился от нее. Так нельзя. Если собака во дворе, то она сторожит дом. Но никак не позволительно  собаку держать в квартире. Церковному человеку в квартиру, где находятся иконы, лампадка, крест,допускать собаку нельзя. Мы знаем, что появление собаки оскверняет церковь, и поэтому в случае, если забежала собака, церковь приходится переосвящать. Многие верующие обращаются с такими проблемами: живу с родителями, они любят собаку, не могут расстаться с ней, а я уже воцерковился. Что делать? – Надо терпеть. Мира ради, любви ради. Терпение, любовь выше, чем гнушение собакой.
А все остальные животные: кошки, аквариумные рыбы и птицы, которые благословлены в доме, – можно ли их держать? Если ребенок хочет, если он будет заботиться о них, то, конечно же, это очень хорошо. Если бы мы жили в деревне, в селе, где была бы большая и малая скотина и разная птица, за которой мог бы всякий ребенок ухаживать, то тогда посильный, реальный труд имел бы нравственное значение. Человек нравственный питается от дел рук своих, значит, человек должен трудиться. А каков духовный смысл труда? Апостол Павел заповедует о том, чтобы трудиться, дабы иметь возможность подать милостыню требующему, нуждающемуся. Человек должен трудиться, чтобы не только себя накормить, но еще и иметь подаяние. Вот смысл труда. А все остальное – работа. Если ты трудишься ради своей способности или ради заработка, то это работа, это уже не труд.

В детях необходимо воспитывать труд. Когда есть домашние животные: скотина, птица,- то уход за ними по силам даже трехлетним детям и очень много дает в их трудовом воспитании. Там, где трудового воспитания детям не дают, потребность в попечении в детях все равно остается, и тогда она начинает компенсаторно перебиваться игрой, т.е. дети начинают играть в труд. Игровым образом они выражают свое попечение о куклах, о больных, о покупателях.

Дети незакомпьютеризованные и незателевизированные все-таки еще играют, но играют, к сожалению, во взрослые игры, хотя по природе своей души они должны были бы реально исполнять эту взрослую работу. Но мы ее не даем. Нужно дать им хотя бы животных в квартире. Но тут важно, чтобы ребенок обязательно о них заботился. Поэтому прежде, чем вы купите ребенку кошку или аквариумных рыбок или птичку, сначала удостоверьтесь: «А ты будешь ухаживать за ней или нет?»

Расскажу вам два случая. У нас в Волгограде живет одна мама, воспитывает она двух детишек. Запросили дети у нее (она тогда еще не была верующей) собаку.

Мама им отвечает:
– Но ведь за собакой нужно ухаживать – каждое утро ее надо по нужде выводить. Вы так сможете?
– Конечно, мама, сможем.
– Ну давайте потренируемся. Вот вам плюшевая собака. Теперь вы будете каждый день ее выводить и гулять с нею.

И вот в 6 утра оба ребенка (четырех и шести лет) поднимаются мамою и выпроваживаются на улицу. Грустные, клюющие носом сидят они до семи утра возле своей плюшевой собачки во дворе. Возмущенные соседи говорят ей: «Ты что издеваешься над своими детьми?» Но мама, не обращая внимания на соседей, каждый день продолжает их поднимать. И так длится в течение недели. В конце недели дети сами говорят:

– Мама, ты знаешь, наверное, собаку покупать не надо.

Или другой случай, который рассказывал отец Валериан Кречетов в своей лекции.

Однажды его малолетний сын подошел к нему и говорит:

– Папа, давай купим слона!
Озадачился папа, как ответить сыну, чтобы не уязвить и не запретить. Что же делать?
– Но ведь он же много ест.
– Ну так я буду ухаживать за ним. Я буду его кормить.
– Но ведь это надо очень-очень много кормить…
– А я буду все равно.
– Тогда, знаешь, давай поупражняемся, действительно ли это у тебя получится. Видишь, у нас какая большая семья, как нас много? Но все равно, даже все вместе, мы слона не составим. Мы составим всего «полслона». С сегодняшнего вечера ты будешь кормить нас. Значит, теперь каждый раз ты будешь накрывать трапезу и будешь убирать после нее.

Семья отца Валериана действительно большая, у него семеро детей, матушка, бабушка, а ребенку в то время было 6 или 7 лет.

И вот ребенок накрывает на стол, приносит с кухни все необходимые продукты. Взрослые и все остальные терпеливо ждут, пока он со всем этим управится, затем садятся кушать. После еды все уходят, а он еще долго-долго все это моет.

На четвертый день ребенок подходит так вкрадчиво к отцу и говорит:

– Папа, слона, наверное, покупать не надо.
– Почему так?
– Но ведь он же много ест…

Видите, какая педагогическая мудрость, вот мудрость находчивости, смекалки родительской, любящего родительского сердца. Родители должны знать, что прежде, чем заводить животное, надо серьезно подготовить к этому ребенка.

о.Анатолий Гармаев

Подпишитесь на нашу группу Вконтакте