ПРАВДА О ТРУДЕ И РЕЗУЛЬТАТЕ
Знакомое чувство? Открываешь соцсеть — а там он, сияющий триумф. Улыбки с пьедестала, восторженные посты о бизнесовых проектах, идеальные кадры семейного счастья на фоне заката. Мы видим лишь финальный, отполированный до блеска кадр. Аплодируем. А потом, глотая этот мед с чужого пира, задаём себе тот самый, тихий и неловкий вопрос: а почему у меня так не получается? Почему моя жизнь — это сплошной, часто бестолковый процесс, а у них — сплошные результаты?
Мы с вами живём в эпоху культа результата. Нас приучили ценить исключительно финальный аккорд. Диплом, но не знания. Медаль, но не литры пота. Красивый кадр, но не долгие годы построения семейных отношений. Мы потребляем чужие победы, как товар, словно надеясь, что их успех каким-то магическим образом перетечёт в нашу жизнь. Но чуда не случается. И восторг сменяется тоской.
Возьмём, к примеру, больную для многих тему — тему одиночества и поиска второй половины. Как часто бывает? Человек молится: «Господи, пошли мне хорошего человека, верного, доброго, чтобы создать семью!». Молится усердно, от всей души. И вот на горизонте появляется некто. Начинается общение, первые надежды… а потом разочарование. «Не тот человек, не тот характер, не то отношение». И мы с лёгкостью заключаем: «Значит, не от Бога было. Буду молиться дальше». И мы снова молимся о том же. А задумываемся ли мы в этот момент, а что я? Готов ли я сам стать таким «хорошим человеком» для кого-то? Может, проблема не в том, что Господь не посылает нам принца на белом коне или принцессу, а в том, что мы сами не хотим потрудиться, чтобы стать достойной парой того человека о котором просим? Чтобы поработать над своим характером, со своими грехами, со своей раздражительностью, ленью, самолюбием, эгоизмом? Мы ждём готового результата — идеальную половинку, но не хотим вступить в многолетний процесс преображения себя в идеального мужа или идеальную жену.
Другой пример. Человек приходит в храм и хочет сразу почувствовать утешение, благодать, теплое чувство общности. А вместо этого видит непонятные обряды, непонятные молитвы. А то и вовсе, кто-то может сделать замечание. И сразу человек чувствует себя чужим. Уходит разочарованным, решив, что «здесь нет благодати». Но разве чувство общности и глубокой веры рождается само собой? Это плод долгого и кропотливого труда! Труда по изучению веры, по участию в Таинствах, по борьбе со своим эгоизмом, который мешает подойти и первым предложить помощь, первым улыбнуться, первым простить неловкость другого. Церковность — это не данность, это результат труда.
Посмотрите на свою работу. Мы хотим признания, повышения, достойной зарплаты. Но готовы ли мы к ежедневному усилию — сделать не просто «как всегда», а чуть лучше? Изучить что-то новое, не потому что заставили, а потому что это развивает? Остаться на полчаса дольше, чтобы довести дело до идеала, который заметит только Бог и ваша совесть? Мы ждём, когда нас оценят, но не хотим вложить в свой труд ту самую монету малого усилия, которая и составляет весь капитал настоящего профессионализма.
Да что там, даже наше чтение правила и Евангелия часто становится погоней за результатом. Открыл, прочитал главу — молодец, выполнил, что требуется. А был ли это труд сердца? Был ли это труд внимания? Пытался ли я хотя бы одну строчку пронести в своём уме весь день, как маяк? Примерил ли я на себя ситуацию, описанную в притче? Нет. Мы потребительски подходим даже к Священному Тексту, желая получить от него мгновенную духовную пилюлю, вместо того чтобы вступить в медленный, глубокий процесс преображения им своего сознания. Да и вспомним ли мы вечером о чем читали из Евангелия утром? Я как-то спрашивал людей воскресным вечером: ты на Литургии сегодня был? Был. А что читал священник из Евангелия? Не помню. И так во всем. Как же можно мечтать о духовных результатах, если у нас такое отношение даже к самому простому? Сказано: «неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16:10).
Во всём этом мы подобны неразумному ребёнку, который пришёл в тренажёрный зал, потрогал гири, посмотрел на накачанных атлетов и ушёл, расстроившись, что мускулы у него не выросли за пять минут. Бог же предлагает нам не магию, а самый настоящий, честный духовный труд. Результат которого — не сиюминутный успех, но спасение души. И этот результат гарантирован, но только если мы не сойдём с дистанции и не перестанем потрудиться над собой в поте лица: «претерпевший же до конца спасется» (Матф.10:22). Но, мы слишком увлечены культом быстрого результата…
Возьмём того самого спортсмена. Что было бы, увидь мы не только его золотую медаль, но и весь путь к ней? Рваные связки, сломанные пальцы, тренировки до тошноты, слёзы бессилия, суровое лицо тренера, жёсткие ограничения. Увидев это, мы бы уже не аплодировали. Нам бы стало жалко человека. Мы бы сочли такой путь безумием. И сказали: «И всё это ради куска металла? Ради славы? Да ну, не стоит».
Но в том-то и фокус! Со стороны любой подвиг выглядит как безумие. Со стороны — безумие. Изнутри — величайший смысл.
Вся наша современная культура построена на демонстрации результата и сокрытии процесса. Это бизнес. Показывать страдания — не продается. Показывать сомнения — не лайкают. Показывать рутину — отписываются. Нам подсовывают фаст-фуд успеха, приправленный соусом зависти. И мы покупаем эту иллюзию, что успех приходит внезапно. Что можно проснуться знаменитым. Что можно, не трудясь, обрести крепкую семью, глубокую веру, внутренний стержень. К сожалению, эта иллюзия начинает проникать и в Церковь…
Однако, нам предлагается Путь. Ежедневный, невидимый никому труд. И это не проклятие, как может показаться. Это — закон нашей природы, данный нам после грехопадения, но обретший новый смысл во Христе. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:19) — это не приговор. Это диагноз и инструкция. Это констатация того, как устроен мир: ничего настоящего, глубокого, вечного не рождается без труда, без усилия, без пота. Не хорошая семья, не большой бизнес, не достижения в спорте, и уж тем более что-то из области духовной жизни.
Христос не призывал нас любоваться чужими вершинами. Он звал нас взять свой крест. А что такое крест, как не символ самого тяжёлого, самого мучительного, самого нерезультативного с точки зрения мира сего труда? Труд несения самого себя, своих слабостей, своих падений, своего терпения по отношению к ближним. Это и есть тот самый настоящий, невидимый миру процесс, который и готовит нас к единственному результату, который имеет значение — к Царствию Небесному.
Поэтому прекратите смотреть на чужие вершины. Перестаньте коллекционировать чужие медали. Начните ценить свой собственный процесс. Свой пот, свои маленькие победы над ленью, свои слёзы, которые никто не видит. Хорошая семья строится не на идеальной фотографии, а на умении промолчать, когда хочется кричать, на готовности простить, терпеть немощи другого, на силе сказать «прости». Ваша вера крепнет не от разовых подвигов, а от ежеутреннего поднятия себя на молитву, Литургию, особенно когда не хочется.
Именно в этом незаметном труде и рождается личность. Именно там, в тишине и рутине, куётся характер и настоящие плоды. А результат… результат придёт сам. Он всегда приходит к тому, кто не боится пути. Ваша жизнь — это не спринт на скорость, это восхождение паломника на высокую гору, где важен каждый шаг. Цените свой путь. Он уникален. Он освящён самим Богом, который пришёл не как Царь в сиянии славы, а как плотник из Назарета, знавший цену ручного труда. Он освятил Своим трудом наш труд. А значит, в нашем ежедневном «поте лица» — не проклятие, а возможность соработничества с Богом.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»