ПОЗОВИ МУЖА
Знаменитая встреча у колодца. Христос, усталый, просит воды у самарянки. А дальше – диалог, который меняет ее жизнь. Но вот один момент в этом разговоре часто понимают… ну, скажем так, однобоко. Христос говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего…» (Иоан.4:16). Часто слышишь: вот, Господь обличает ее, знает же, что у нее нет законного мужа, а тот, с кем она живет – шестой по счету, просто сожитель. Подводит к покаянию. И в этом, конечно, есть правда. Но только ли в этом?
Христос видит не просто «грешницу». Он видит человека с израненным сердцем. Пять раз замужем… даже по нашим меркам – это тяжелейший опыт. Каждое расставание – как ампутация части души. А сейчас она живет с кем-то, но это не муж, не опора, не защита. Просто… человек. Сердце – в клочьях, прошлое – как рваная тряпка. И вот к такому человеку приходит Спаситель. Осуждает? Нет. Унижает? Нет. Он говорит: «Позови мужа». Зачем? Не только для того, чтобы ее спасти. Но чтобы спасение пришло через нее ко всем, с кем она связана. К этому самому человеку, которого она называет мужем в своем кругу. Христос хочет говорить с ними. С парой.
Чтобы понять глубину этой просьбы, вернемся к самым истокам. Эдем. Змей. Подползает к Еве. Когда Адама нет рядом. Почему? Потому что он – отец лжи – знает: если придут оба, его ложь рухнет, как карточный домик. Мужской ум, склонный к скепсису, к прагматизму, задал бы вопросы: «Зачем нам это? У нас и так все есть. Разве мало?» Холодный анализ. А женское сердце, услышав мужа, добавило бы: «Да, к тому же плод запретный… Нельзя». Вместе они нашли бы ответ. Врозь – пали. Тактика змея – изолировать, внушить, разрушить. Разделить.
Тактика не изменилась. Только змей сегодня говорит на современном языке, через обложки, мониторы, популярных «гуру». Он по-прежнему шепчет женщине наедине: «Ты сильная. Ты самодостаточная. Справишься без него» Знакомо? Это курсы «самодостаточности», где учат жить вопреки, а не вместе. Шепчет: «Он тебя не понимает. Не ценит. Найди того, кто оценит по достоинству!». Тренинги «психологии женского счастья», где счастье рисуется как нечто достижимое вне этих «непонятливых» мужчин. Шепчет: «Дети – твоё всё. Муж – балласт. Ты и ребенок – уже полноценная семья». Форумы, где боль одиночества прикрывается мнимым превосходством. Шепчет: «Освободись от оков, от условностей, от ограничений! Будь свободной!» Всевозможные «тантра-гуру» и проповедники разнузданности под маской духовности.
Думаете, что мужчинам шепчет что-то иное? Нет. Тот же змей, те же уши. Только слова другие. На мужских тренингах, особенно в сфере так называемого «пикапа», учат: «Женщина – объект. Добыча. Цель. Не партнер». Учат: «Статус, бабки, тачка – вот твое главное оружие. Без этого ты – ноль». Ценность мужчины сводится к толщине кошелька и крутизне гаджетов. «Секс – инструмент власти». Женщина здесь – не личность, а территория для завоевания. «Не смей проявлять эмоции! Будь альфой, камнем, холодной скалой. Чувства – удел слабаков». Подавляй, не чувствуй, будь «настоящим мужиком» по их убогим меркам.
Видите? И там, и там – разделение. И там, и там – искажение. И там, и там – разрушение самой основы общества – семьи. Если женщина учится видеть в муже «якорь», «балласт», «недоразумение», а мужчина – в жене «объект», «добычу», «функцию», то о каком диалоге может идти речь? О каком доверии? О какой любви? Убивается сама возможность «мы». Христос же говорит: «Позови мужа». Приди вместе. Даже если он тебе сейчас не муж по закону, а просто человек рядом. Все равно приходите вдвоем. Потому, что в отличии от змея, Христос «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Матф.12:20). Он старается исцелить даже то, что кажется уже безнадежным.
Вот реальность. Представьте мужской тренинг. Там парню втолковывают: «Не трать время на тех, кто не дотягивает до твоего уровня. Зачем париться, работать над отношениями, если можно найти новую, посвежее, покрасивее?» Потребительское отношение в чистом виде. Человек превращается в товар с ограниченным сроком годности. А что Христос? Господь смотрит на «шестого не мужа» самарянки и видит не повод для разрыва, а повод для исцеления. Для спасения обоих. Для того, чтобы этот союз, пусть и неправильно начавшийся, все равно обрел спасение.
Дьявол разделяет – Христос объединяет. Все эти змеиные тренинги – это фабрики розни. Они учат видеть в партнере проблему, соперника, обузу, а не союзника, друга, спутника. Церковь же напоминает вечную истину: семья – это не «я + ты». Это – мы. Мы, идущие по жизни рука об руку. Мы, обращенные к Богу.
Мужская психика, склонная к анализу, к системности, к скепсису – это не проклятие, не «токсичная маскулинность», как сейчас модно кричать. Это защита. Дьявол, отец лжи, ненавидит холодные, трезвые вопросы: «Кому это выгодно?», «Зачем тебе это?», «Почему именно сейчас?», «А что будет потом?». Вспомните Иова. Когда на него обрушилось несчастье, когда тело его покрылось струпьями, жена его, поддавшись отчаянию, говорит: «Похули Бога и умри!» (Иов.2:9). Женское сердце, раздавленное горем, предлагает путь отчаяния. А что Иов? Он сохраняет трезвость ума, холодный разум: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Его мужская логика, его прагматизм в самом высоком смысле – стали щитом против дьявольского навета через уста самого близкого человека.
Дьявол не боится «сильной женщины» в одиночку. И не боится «успешного мужчины» самого по себе. Он боится женщины, которая держит за руку верующего мужа! Он боится мужа, который стоит плечом к плечу с молящейся женой! Почему он так яростно разделяет пары? Почему так настойчиво заманивает на тренинги по отдельности? Потому что знает: женщина в одиночестве – эмоционально уязвима. Ее легче убедить, легче зацепить за живое, легче подтолкнуть к неверным решениям под соусом «любви к себе». Мужчина в одиночестве – легко становится циником и гордецом. Его проще склонить к разврату, к презрению, к уверенности, что он «сам себе бог». Но вместе? Вместе они становятся силой. Вместе они обретают духовно правильный взгляд на вещи. В диалоге, в споре, в обсуждении они задают друг другу те самые вопросы, которые разбивают дьявольские схемы вдребезги: «А зачем?», «А кому выгодно?», «А как это отразится на нас?», «А что говорит Бог?».
Что же предлагает Церковь в противовес разделяющему миру? Она предлагает инструменты единства. А что предлагает мир? Он предлагает сожительство – «попробуй, как на примерку». Без обязательств, без клятв. «Будем вместе, пока нравится». А не понравится – разбежимся без лишних проблем. Он предлагает духовный вакуум, легкий путь – выбросить «старое» и взять «новое», как смартфон…
Я глубоко убежден, Христос не просто так сказал самарянке: «Позови мужа». Не для того, чтобы пристыдить. Не только для того, чтобы спасти именно ее. И даже не только потому, что Бог хочет говорить с семьей как с единым целым. Но еще и потому, что в самых важных вопросах жизни, в вопросах спасения, веры, преодоления искушений – обязательно нужен и мужской ум с его трезвостью, анализом, скепсисом, и женское сердце с его интуицией, глубиной, чувствительностью. Одно дополняет другое. Одно защищает другое. Семья – это не просто «ячейка общества». Это – малая Церковь. Место, где спасение созидается сообща. Где учатся любить не себя в другом, а другого как себя. Где учатся прощать, терпеть, нести тяготы друг друга.
Дьявол боится таких семей. Панически боится. Он знает: если муж и жена молятся вместе – его чары теряют силу над ними. Если они просят друг за друга у Бога – его клевета рассыпается в прах. Если они стоят вдвоем у Чаши, причащаясь Тела и Крови Христовых – ад трещит по швам от этой силы единства во Христе.
И знаете, в нашем шумном, разобщенном мире, где все кричат о свободе от обязательств, только Церковь продолжает тихо, но настойчиво говорить: «Приходите вместе. Приходи с мужем. Приходи с женой». Потому что это – правда. Это – честно. Это – по-настоящему, по-Божьи. Церковь – это единственное место, которое без всяких условий, без оглядки на моду, старается сохранить душу народа – семью. Маленькую крепость, перед которой бессилен князь мира сего, если в этой крепости живет Христос и если ее защитники стоят плечом к плечу.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»