Некоторые соображения в связи с исправлением календаря

К оглавлению

ДЕЯНИЯ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Доклад Представителя Румынской Церкви проф.-протоиерея П. Винтилеску: «Некоторые соображения в связи с исправлением календаря»

Святейший Патриарх Румынский Юстиниан: Слово для чтения доклада от Румынской Церкви на русском языке проф.-протоиерея Петра Винтилеску на тему: «Некоторые соображения в связи с исправлением календаря» предоставляется доценту Московской Духовной Академии Н. П. Доктусову.

Доцент Н. П. Доктусов: «Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопреподобия, отцы и братия!

Позвольте представить высокому, досточтимому Собранию доклад проф.-протоиерея д-ра Петра Винтилеску, декана Богословского факультета Бухарестского университета на тему: «Некоторые соображения в связи с исправлением календаря» (читает доклад).

1. Предварительные сведения

Для измерения времени в обычном употреблении принят солнечный, тропический или небесный год, который содержит промежуток времени в 365 дней 5 часов 48 минут и 45,98 секунд между двумя весенними равноденствиями и обнимающий все четыре времени года. Тесная связь, которая установилась между жизнью и деятельностью людей, с одной стороны, и измерением времени, с другой, явилась главным основанием для того, чтобы тропический год был принят как основание для гражданского календарного года.

Тропический год меньше звездного (астрономического) года, который содержит 365 дней 6 часов 9 минут и 11 секунд, т. е. промежуток времени, в который земля совершает полный оборот вокруг солнца. Звездный год, равно как и лунный год, содержащий 354 дня 8 часов 48 минут и 36 секунд, остается простой астрономической формулой в области чисто научных вычислений.

2. Необходимость исправления календаря

Ввиду того, что в обыденной жизни трудно применять на практике счет времени с дробными днями, стали искать способа привести в согласование гражданский, или календарный, год с годом астрономическим.

Такого рода система была введена впервые Юлием Цезарем в 46 г. до Р. Хр. при содействии египетского астронома Созигена. По Юлианскому календарю, каждый четвертый год является високосным, имея 366 дней вместо 365, как обыкновенные и невисокосные годы.

Добавление одного дня в високосном году, необходимое для покрытия разницы между астрономическим годом и простым календарным годом в 365 дней все же составляет интервал несколько больший, чем разница между четырьмя астрономическими годами и четырьмя календарными годами, а именно этот интервал больше в 11 минут и 14,02 секунды для каждого года.

Таким образом календарный год, будучи более продолжительным, чем астрономический, заканчивается всегда после фактического окончания последнего. Ежегодная разница в 11 минут с четвертью достаточна для того, чтобы составить в течение 128 лет целый день опоздания, вследствие чего до I Вселенского Собора (325) календарный год отставал от тропического (небесного) года на три дня.

Для согласования гражданского года с годом астрономическим I Вселенский Собор уничтожил эту разницу, составлявшую тогда три дня, т. е. передвинул календарный год на три дня вперед, переместил и отстававшую дату весеннего равноденствия с 18 на 21 марта.

Это было первое исправление Юлианского календаря, произведенное Церковью, а в основу этого исправления легла забота о точном определении даты празднования Пасхи, которая должна приходиться на первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием, или же, в случае совпадения с еврейской Пасхой, должна переноситься на первое воскресенье, следующее за ним.

Установив этот принцип, Собор определил, чтобы Александрийская Церковь имела попечение ежегодно вычислять и доводить до сведения остальных Церквей день празднования Пасхи, руководствуясь точно при этом исчислении весенним равноденствием и первым полнолунием, следующим за ним.

Однако Собор не сделал никаких постановлений, на основании которых можно было бы впредь избегать тех погрешностей, которые неизбежно связаны с Юлианским календарем в его отношении к солнечному (астрономическому) году, пасхальные же таблицы, составленные позже, вместо того, чтобы их согласовать с астрономическим равноденствием, в основе их продолжал оставаться лишь Юлианский (неточный) календарь. Вследствие этого Пасхальная дата непрестанно отставала от солнечного года вместе с Юлианским календарем, и дело доходило до того, что благодаря неправильным вычислениям лунных фаз празднования иудейской Пасхи, предельный пасхальный срок, установленный на основании астрономических данных, принятых во внимание I Вселенским Собором, перешел за предельную грань, т. е. день 25 апреля, позже которого Пасха не должна праздноваться.

Основываясь на примере вышеупомянутого Собора, Церковь имеет полное право, даже больше того, принимать соответствующие меры к исправлению всякий раз, когда необходимо точно согласовать гражданский календарь с астрономическим годом. Это и случилось на протяжении истории. Ввиду того, что разница между этими двумя способами исчисления года выражалась в 1582 г. в десять дней, папа Григорий XIII распорядился о передвижении календаря на десять дней вперед. Вследствие этого весеннее равноденствие, которое к тому времени успело отстать до 11 марта, снова переносилось на 21 марта, как было вычислено равноденствие I Вселенским Собором.

По системе Григорианского календаря в течение каждого 400-летнего периода выбрасываются (аннулируются) три дня, которые накопляются при системе Юлианского календаря и составляют излишек для того, чтобы избегнуть впредь несоответствия. Поэтому в Григорианском календаре считаются високосными только лишь те годы, которые делятся без остатка на 400, т. е. года 1600, 2000, 2400 и т. д., тогда как остальные сотые годы, как 1700, 1800, 1900, 2000, считающиеся високосными в Юлианском календаре, остаются обыкновенными невисокосными, имея 365 дней в системе Григорианского календаря. В этом вся суть «нового» стиля в отличие от «старого» стиля, или Юлианского календаря. Но и посредством этой календарной системы (григорианской) не устранены вполне календарные погрешности, так как через 3600 лет опять образуется разница в один день.

Совещание Православных Церквей, состоявшееся в Константинополе в мае 1923 г., выработало более совершенный метод, постановив, что лишь те календарные годы оканчивающиеся на два нуля (сотые), будут считаться високосными, цифра которых, будучи разделена на 9 даст остаток в 2 или 6, остальные же годы остаются обыкновенными (невисокосными), в 365 дней. Согласно этом} исчислению, из девяти последующих столетних годов, от 2000 до 2800, только два будут високосными (в 366 дней), а остальные семь будут невисокосными (в 365 дней). Таким образом, разница в отношении равноденственного дня низводится до минимума в Юлианском календаре, исправленном Православной Церковью.

Фактически и по исчислению этого нового исправленного календаря календарный год будет длиннее тропического, но эта разница составляет всего лишь 2,02 секунды, что лишь через 42.772 года даст разницу в один день, а не через 4.000 лет, как это выходит по Григорианскому календарю. Больше приближаясь к действительному астрономическому году, старый Юлианский календарь, исправленный Совещанием Православных Церквей в Константинополе, является более совершенным по отношению к Григорианскому календарю с научной точки зрения. Разница между православным календарем и Григорианским календарем станет заметной лишь в 2800 г.

С другой стороны, для того, чтобы уничтожить разницу в 13 дней, на сколько отстает в настоящее время день весеннего равноденствия в Юлианском календаре, Константинопольское Совещание Православных Церквей решило перенести этот день с 8 марта, когда оно приходилось по Юлианскому календарю, на 21 марта, каковая дата была положена в основу календарных исчислений I Вселенским Собором. Другими словами, были вычеркнуты те 13 дней, благодаря которым календарное равноденствие отставало от астрономического года, и, таким образом, была устранена неправильность, из-за которой дата празднования Пасхи непрестанно отдалялась от предельного срока, который был определен в этих целях. Следовательно, согласно с правилом, установленным св. Кириллом Александрийским (412—444), эта дата будет приходиться на период времени всего в пять недель, заключающийся между 22 марта и 25 апреля, но сообразно с астрономической действительностью.

Больше того, Совещание Православных Церквей в Константинополе постановило (§ 8), чтобы Вселенская Патриархия обратилась к астрономической обсерватории или же соответствующим отделам Афинского, Белградского, Бухарестского и Ленинградского университетов с просьбой составить Пасхалию на более продолжительное время для того, чтобы она была сообщена своевременно всем Церквам. Это мероприятие может предотвратить повторение печального опыта прошлого. И, действительно, благодаря тому обстоятельству, что правило, установленное св. Кириллом Александрийским, стало применяться не в связи с астрономическим равноденствием, но с Юлианским (неточным) календарем, уже к концу IV в. явилась разница между западными и восточными Церквами в отношении даты празднования Пасхи. Только начиная с VIII в. (со времени Карла Великого) и до половины XVI в., т. е. до папы Григория XIII, Христианская Церковь во всех местностях мира принимала одну и ту же дату для вычисления дня празднования Пасхи, принимая за основание пасхальные вычисления Дионисия Евсигния (VI в.), который ориентировался александрийским пасхальным каноном.

Необходимость исправления Пасхалии была отмечена Восточной Церковью еще в VII в. одним анонимным автором «Пасхальной Хроники» (при императоре Гераклии), а в VIII в. Андрей, архиепископ Критский, (умер в 726 г.)1 и св. Иоанн Дамаскин (ум. в 749 г.) составляют, каждый в отдельности, «пасхальные таблицы». Были составлены постоянные «пасхальные таблицы»; одна из них, известная под названием «Отеческой», составлена в VIII в.

Тем не менее пасхальный вопрос не продвинулся вперед, ввиду того, что принимался во внимание лишь принцип, установленный в древности, не назначать день христианской Пасхи одновременно с днем Пасхи еврейской, т. е. 14 Нисана, хотя и было замечено, что дата уже не сходилась с весенним полнолунием, которое должно было бы совпадать с днем 14 Нисана. Также и Пасхалия, составленная Матфеем Властарем в XVI в., в его «Алфавитной Синтагме» (на букву П), не принесла ничего нового ввиду того, что она воспроизводила почти в целости табель Андрея Критского.

Попытка произвести реальное исправление Пасхалии была сделана Восточной Церковью еще раньше реформы папы Григория XIII. Так, еще в 1324 г. Никифор Грегора представил императорскому двору и константинопольским церковным властям пасхальную таблицу, в которой пасхальная дата была согласована с астрономической действительностью на 300-летний период. Несколько позже, а именно в 1372 г., ученый монах Исаак Ангирий доказывал также, что доколе не будет исправлен Юлианский календарь, невозможно составить окончательно пасхальную таблицу. Однако обстоятельства не благоприятствовали приведению в исполнение этих проектов.

3. Применение исправленного календаря

Св. Синод Румынской Православной Церкви в своем заседании от 31 октября (13 ноября) 1923 г. установил день 1 октября 1924 г. для введения в жизнь этого календаря, исправленного на Совещании Православных Церквей, бывшем в Константинополе. Таким образом, день 1 октября 1924 г. стал днем 14 октября.

Резюмируя постановления вышеназванного Совещания Св. Синод постановил:

1. Пасха должна быть исчисляема согласно определениям I Вселенского Собора, т. е. в первый воскресный день полнолуния, которое следует за весенним равноденствием. Но ввиду того, что исчисление полнолуния неточно по Юлианскому календарю (оно опаздывает на 5 дней), на будущее время считать нормативным тот момент, когда полная луна появляется после весеннего равноденствия в Иерусалиме над Св. Гробом Господним, или же точное — на основании времени того меридиана, который проходит над Церковью Гроба Господня. Разумеется, день празднования Пасхи откладывается на следующее воскресенье в том случае, если иудейская Пасха пришлась бы в воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием.

2. Начало нового года, недели, месяцы и число их дней остаются неизменными, равно как и все неподвижные праздники в календаре.

3. Порядок гласов, светилен с Евангелиями на утрени, библейских зачал (Евангелие и Апостол), читаемых на литургии, остается как и прежде в связи с празднованием Пасхи.

Исправленный таким образом календарь на Совещании Православных Церквей в Константинополе был введен в жизнь в области Вселенской Патриархии, в Греческой Церкви, Кипрской Церкви, Ватопедском монастыре на Афоне. Все же Иерусалимская и Антиохийская Патриархии, Синайский и Афонские монастыри, за исключением Ватопедского, национальные Церкви Болгарии и Югославии, равно как и Русская Православная Церковь, еще придерживаются старого стиля.

Было оставлено на благоусмотрение каждой Автокефальной Церкви найти подходящий момент для введения в жизнь исправленного календаря. Для того, чтобы избежать могущих возникнуть недоразумений, каждой Автокефальной Церкви предоставлено право найти подходящие обстоятельства для применения допущенных исправлений. По тем же соображениям, даже и там, где исправленный календарь был применен на деле (введен в обращение), все же мера была принята наполовину. Что касается празднования Пасхи, которая является существенным религиозным элементом в календарном вопросе, остался в силе старый стиль.

Оставляя, однако, в пределах исправленного календаря старую Пасхалию, т. е. вычисление пасхальной даты по старому стилю, мы видим, что продолжает оставаться то же прежнее положение, когда Пасха фактически праздновалась после второго полнолуния и после реального (астрономического) предельного срока — 25 апреля. Налицо даже пример текущего 1948 г., когда Пасха празднуется 2 мая, что соответствует дате 19 апреля ст. стиля, вместо 28 марта, как полагалось бы праздновать по исправленному календарю, согласно с астрономической действительностью, принятой в соображение I Вселенским Собором.

Для того, чтобы избежать такого рода несообразностей, когда, например, пасхальная дата 22 апреля по старому стилю соответствует в исправленном календаре дате 5 мая, Св. Синод Румынской Православной Церкви, в заседании от 12—13 июня 1928 г. постановил, чтобы в 1929 г. «Пасха праздновалась 31 марта, каковая дата приходилась именно на первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Таким образом, можно избегнуть, например, таких несообразностей, как упразднение поста св. апостолов Петра и Павла, празднование которым приходилось бы на субботу после Пятидесятницы, т. е. в канун недели Всех Святых или же в пасхальный мясоед.

Хотя Константинопольская Патриархия признала вполне обоснованной дату 31 марта, а Св. Синод Греческой Церкви прямо указал на погрешность Пасхалии по старому стилю, все же разрешить этот вопрос посредством корреспонденции оказалось невозможным и надо ожидать его разрешения от Совещания всех Православных Церквей, как выразил пожелание и Синод Греческой Церкви в 1929 г.

В ожидании этого события Румынская Православная Церковь для того, чтобы избежать того положения, при котором вопрос об исправлении Пасхалии стал бы предметом политических агитаций, продолжала и в следующие за 1929 годы придерживаться Пасхалии по старому неисправленному стилю, переложив лишь числа на исправленный календарь.

Однако, оставаясь при исправленном Юлианском календаре, лишь частично применяемом в пределах Православной Церкви, но придерживаясь Пасхалии по старому стилю, на самом деле нельзя сказать, что мы достигли разрешения календарного вопроса.

Для Православной Церкви, как и вообще для всей Христианской Церкви, не может существовать календарного вопроса, иначе как на основании религиозного элемента и в связи с ним, т. е. в связи с пасхальной датой и с циклом праздников, зависящих от нее. Это является единственной основой, на которой находился календарный вопрос на протяжении церковной истории.

В настоящее же время, когда все Православные национальные Церкви празднуют Пасху по старому стилю, стало быть в один и тот же день, применение на практике лишь одной частью Церквей исправленного календаря,, является вопросом второстепенным, не имеющим почти никакого значения с религиозной точки зрения. Сущность календарного вопроса составляет вопрос о Пасхалии, в чем заинтересована вся Церковь, в том смысле, чтобы фактически соблюдать те принципы и правила применения, которые имел в виду Вселенский Собор в отношении определения даты христианской Пасхи.

Что Пасхалия старого стиля не согласуется с правилами и исчислениями, определенными I Вселенским Собором, является неоспоримым фактом, на который Восточная Церковь уже давно обратила внимание. С другой стороны, научные данные, лежащие в основе нового календаря (исправленного), являются бесспорными и вполне доказывают неправильность Юлианского календаря, который на много дней отстает. Поэтому мы в праве ожидать, что все Православные Автокефальные Церкви примут в целости постановление Совещания Православных Церквей, состоявшегося в Константинополе в мае 1923 г., вступив твердо и решительно на путь введения в жизнь исправленной Пасхалии, которая вполне согласуется с солнечным астрономическим годом.

Христианская Церковь, будучи носительницей истины, не должна пребывать в противоречии с научной истиной, продолжая сохранять ошибочную систему измерения времени, благодаря чему искажается историческая дата главнейшего из христианских праздников. Наоборот, по своему характеру Церковь обязана признать истину, поддерживать ее и проводить ее в жизнь. Ничем не оправдываемая обособленность от гражданского государственного календаря выставляет Церковь отсталой, препятствуя ей быть практически полной сотрудницей государства на социальном и экономическом поприще, там, где вопрос касается применения календаря.

Кроме того, не в интересах Церкви, благодаря своей неуступчивости давать повод тому, чтобы зарождались всякие светские инициативы составления «универсального календаря», каковая идея с 1937—1939 гг. фигурировала на повестке дня Женевской Лиги Наций и которая исходила из социальных и экономических, а совсем не из религиозных соображений.


Святейший Патриарх Румынский Юстиниан: Объявляю перерыв на 15 минут.

Заседание возобновляется через 15 минут.

Председательствует Блаженнейший Экзарх Болгарский Митрополит Софийский Стефан.