Поместный Собор — Латеранский 649 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

А.В. Карташов — Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г.

О Соборе

Латеранский собор (лат. Concilio Lateranense) — поместный собор, организованный и проведённый папой римским Мартином I в храме Спасителя вблизи Латеранского дворца в Риме в октябре 649 года. Главной целью было сформирование суждения о монофелитском догмате, лежавшем тогда в основе религиозной политики Византийской империи. Собор имел характер Вселенского, для участия в нем в Рим прибыло 105 епископов, преимущественно из Италии, Сицилии, Сардинии и африканских провинций империи. Важную роль в подготовке документов Латеранского собора сыграли греческие монахи во главе со святым Максимом Исповедником. Собор анафематствовал «Эктесис» патриарха Сергия I и «Типос» патриарха Павла II, еретиками были объявлены константинопольские патриархи Сергий I, Пирр I и Павел II, александрийский патриарх Кир и епископ Фарана Феодор. По окончании собора папа издал энциклику, в которой оповещал христианский мир о восстановлении истинного учения Церкви. Постановления Латеранского собора были восприняты в Константинополе как мятежный вызов. В 653 году папа Мартин I под покровом ночи был арестован, под охраной отправлен морем в Константинополь, там осужден как изменник, приговорен к лишению всех званий и сослан в Херсонес Таврический, где и умер в 655 году.

Википедия


Акты Латеранского Собора 649 г.

(цитируется по — «Христианское вероучение. Догматические тексты Учительства Церкви III-XX вв.», издательство св. Петра. Санкт-Петербург, 2002 г. – С.200-203.)

1.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, Отца, Сына и Святого Духа, Троицу в единстве и единство в Троице, то есть Единого Бога в трех единосущных Ипостасях и равной славы, и для Троих – одно и то же Самое Божество, природу, субстанцию, могущество, владычество, царство, власть, волю, действие, полновлястие, несотворенное, безначальное, беспредельное, незыблемое, сотворяющее создания и всеобъемлющее в Своем Провидении, да будет осужден.


2.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Один из Святой, Единосущной и поклоняемой Троицы, Бог Слово сошел с небес, воплотился от Духа Святого и Пресвятой Приснодевы Марии, стал человеком, был распят и во плоти, ради нас и ради нашего спасения, добровольно замучен и погребен, воскрес в третий день, восшел на небеса и сидит одесную Отца, вновь вернется во славе Отца, во плоти, которую принял, и со Своей духовной душой, чтобы судить живых и мертвых, да будет осужден.


3.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Пресвятая Мария, Непорочная и Приснодева, является Богородительницей, или Богородицей, поскольку Бога Слово, рожденного Богом Отцом прежде всех веков, Она в конце времен зачала особенным образом и истинно от Святого Духа, без человеческого семени, и родила непорочно, так, что Ее девство и после рождения осталось нетронутым, да будет осужден.


4.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, двух рождений одного и Единого Иисуса Христа, Господа и Бога ншего: одного – прежде всех веков, от Бога Отца, бестелесного и вечного, другого – от Святой Марии, Приснодевы, Матери Божией, телесного, в конце веков, и одного и Единого Господа и Бога нашего Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу по Своему Божеству, единосущного человеческой природе и Своей Матери по Своему Человечеству, способного страдать во плоти, не могущего страдать по Своему Божеству, ограниченного в Своем теле. неограниченного в духе, одновременно сотворенного и несотворенного, земного и небесного, видимого и понимаемого, постижимого и непостижимого, чтобы человек, подпавший под власть греха, был полностью восставлен соврешенным человеком, Который был также Богом, — да будет осужден.


5.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, единую воплощенную природу Бога Слова, что означает, что наша сущность соверщенно и безоговорочно воплотилсь в Самом Христе Боге, за исключением греха, да будет осужден.


6.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что из двух природ, Божества и Человечества, и в двух природах, в Божестве и в Человечестве, соединенных по Ипостаси неслиянно и нераздельно есть Один и Тот же Самый Господь и Бог иисус Христос, да будет осужден.


7.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что субстанциальная разница природ после их невыразимого соединения, через которое существует Один и Единый Христос, сохранилась неслиянной и нераздельной, да будет осужден.


8.

Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам,что соединение природ согласно составлению, или, говоря истино, по Ипостаси, через которое существует Один и Единый Христос, явилось в Нем неслиянно и нераздельно, да будет осужден.


9.

Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, что естественные свойства Божества Христа и Его Человечества сохраняются в Нем постоянно, не уменьшаясь, что действительно подтверждает, что он есть Совершенный Бог, как и Совершенный Человек по природе, да будет отлучен.


10.

Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, двух воль (voluntates), Божественной и Человеческой, Одного и Того же Самого Христа Бога, тесно связанных, поскольку и через одну, и через другую природу Он естественным образом благоволил (voluntarius) совершить наше спасение, да будет осужден.


11.

Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, двух тесно связанных действий (operationes, energeias) Одного и Того же Самого Христа Бога, Божественного и Человеческого, поскольку и через одну, и через другую природу Он естественно является деятелем (opertor, energetikon) нашего спасения, да будет осужден.


12.

Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, исповедует одну природу, или одну-единственную волю, или одно действие Божества и Человечества Христа , Бога нашего, разрушая таким образом, то, что исповедуют Святые Отцы и отрицая тайну Воплощения Спасителя нашего, да будет осужден.


13.

Если кто-либо исповедует, согласно нечестивым еретикам и против учения Святых Отцов, что во Христе Боге есть одна воля и одно действие, тогда как в Нем две воли и два действия, Божественное и человеческое, субстанциально сохранены (даже) в единстве, как учат наши Святые Отцы, да будет осужден.


14.

Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, сторонникам одной воли и одного действия, исповедуемых в их нечестии о Христе Боге, отрицает и отвергает две воли и два действия, Божественное и человеческое, сохраненные в единстве во Христе Боге, как исповедуют Святые Отцы согласно правильному учению, да будет осужден.


15.

Если кто-либо, в безумии своем, согласно нечестивым еретикам, принимает Богочеловеческое действие, которое греки называют «теандрическим», за одно действие, и не исповедуют, согласно Святым Отцам, что оно есть двойное, то есть Божественное и человеческое; или, что новое название «Богчеловеческое», которое было введено, означает одно действие, но не проявляет чудесного и славного единства обоих действий, да будет осужден.


16.

Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, разрушителям,тогда как во Христе Боге сохранено сущностное единство двух воль и двух действий, благочестиво преподаваемое Святыми Отцами, а именно – Божественного и человеческого, вводит в безумии своем противоречия и разделения в Тайну (Его Воплощения) и если по этой причине он не передает слова Евангелия или Апостолов о Спасителе и не приписывает из Одному и Тому же единому Иисусу Христу, Господу и Богу нашему, согласно блаженному Кириллу, чтобы видно было, что Он действительно есть одновременно Бог и человек, да будет осужден.


Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г.

(цитируется по — А.В.Карташев. Вселенские соборы // Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор)


Папа Теодор умер, не узнав ο Типосе. На его место избран был Мартин, бывший апокрисиарием в Константинополе. Человек выдающийся и своей внешностью, и своими знаниями в спорном вопросе. Β это время, после папы Иоанна IV, римский клир старался избегать представления пап на утверждение еретичествовавших императоров. По-видимому, не представлен был и новоизбранный Мартин. Впоследствии греки его обвиняли в том, что он irregulariter et sine lege episcopatum subrapuisse.

Первым своим делом Мартин признал необходимость соборно отвергнуть Типос. Он открыл собор 5 октября 649 г. в константиновской базилике Спасителя в Латеране. Собор имел пять заседаний до 31 октября 649 г. Собрано было много епископов, до 500 человек, из Италии, Сицилии, Сардинии, Африки. Был представитель Востока в лице Палестинского епископа Стефана Дорийского (сирская Дура), присланного в Рим еще Софронием. Составился собор, приближающийся по авторитету ко вселенскому. После речи папы, изложившего историю вопроса, прочитаны были документы, исходившие от архиепископа Равенны, от епископов и монахов Палестины, от архиепископа Кипрского Сергия и от соборов африканских. Затем прочитаны и еретические документы: «Эктезис,» Типос, заявления Кира, Сергия, Пирра, Павла; затем — догматические определения пяти вселенских соборов и цитаты из отцов церкви. K пересказу постановления Халкидонского собора сделано такое добавление: et duas Ejusdem sicuti naturas unitas inconfuse, ita et duas naturales voluntates, divinam et humanam et duas naturales operationes, divinam et humanam in approbatione perfecta et indiminuta Eumdem Veraciter esse perfectum Deum et hominem perfectum (μόνης δίχα της αμαρτίας) Eumdem atque unum Dominum nostrum et Deum Jesum Christum, utpote volentem et operantem divine et humane nostram salutem.
Затем B 20 канонах-анафематизмах осуждается все монофелитское учение детально. B сопровождении энциклики акты были опубликованы, посланы церквам и императору Констансу II, но не патриарху Павлу, ибо он еще раньше был папой низложен. На энциклику папы откликнулся утвердительно не только Запад, но отчасти и Восток.

Но двор решил подавить православную оппозицию Типосу. Еще не разъехался Латеранский собор, как из Константинополя прибыл новый экзарх Олимпий с жесткими полномочиями против папы. Он должен был потребовать принятия Типоса всем епископатом, клиром, знатью и местными войсками. Но никто на это не пошел, и Олимпию пришлось думать ο прямом насилии. Есть рассказ, будто Олимпий поручил одному своему свитскому офицеру убить папу, подойдя к святой Чаше. Liber Pontifïcalis рассказывает, что злоумышленник ослеп в момент приближения к Чаше и не мог разглядеть ничего. Это поразило Олимпия и побудило его примириться с папой и даже открыть папе замысел византийского двора. Оценив положение и настроение местного гарнизона, Олимпий пошел было по пути африканского Григория, начал думать ο восстании против Константинополя, однако, он был или убит в стычке с арабами (сарацинами), или умер от эпидемии в этом походе. Вся эта политическая авантюра и измена Олимпия вменена была Константинопольским двором в вину папе Мартину. Якобы папа знал ο заговоре и не удержал Олимпия. Для Константинополя это было лучшим способом отделаться от сильного религиозного противника под предлогом политического преступления. На место Олимпия Константинополь назначает старого экзарха Италии Феодора Каллиопу (653 г.) с очень воинственным окружением. Прибывшие военные были настроены возбужденно. Им внушили, будто в Латеранском дворце против них заготовлено оружие и груды камней. Каллиопа направил военных произвести обыск и назначил папе день своего собственного визита к нему. Папа уже несколько месяцев лежал в подагре. Опасаясь всего худого, он заранее велел перенести себя в постели к престолу в домовой Латеранской церкви.

Церковь наполнилась буйно настроенными вооруженными людьми. Окружавшему папу клиру прочитан был указ императора, объявлявший папу незаконно поставленным, a потому и низложенным. Заключалось все требованием — доставить папу в Константинополь. Попутно на словах прибавлялись разные обвинения, и религиозные, и политические, будто папа неправославно учил ο Богородице или будто он посылал деньги сарацинам. Явно было решение Константинополя оклеветать и загубить папу. Так как многие клирики выразили желание не покидать папу, то Каллиопа лживо пообещал взять их в путешествие вместе с папой. A народу, который выкликал анафему против обвинителей папы Мартина, Каллиопа счел нужным сам лично объяснить, что дело идет совсем не ο вопросах веры, что между римлянами и греками нет никаких различий в вере.

Однако папа перевезен был в резиденцию экзарха, в Палатинский дворец. Оттуда через день, ночью, взяли его одного с семью служителями, тайком погрузили на судно на Тибре и вывезли в мope, где пересадили на морской корабль. Ворота города были заперты, чтобы никто из клириков папы не мог последовать за ним. Β пути стража обращалась с бедным больным старцем, как с политическим преступником. He позволяли сходить на берег, принимать милостыню от сердобольных людей. Охранники варварски вырывали приносимую провизию и издевательски съедали ее на глазах папы. Народ отгоняли от «политического преступника.» Через три месяца плаванья пристали к острову Наксосу (в Архипелаге), где оставили папу на целый год под арестом. Высадили его на берег и поместили в гостинице без всяких удобств и с физическими лишениями. За все время дали узнику только два-три раза помыться. Наконец, в сентябре 654 г. привезли его в Константинополь. Высадили лежащего на постели папу на берег и натравили толпу издеваться над «политическим преступником,» не открывая секрета, что это за личность. Лишь под вечер привезли папу в тюрьму «Прандеария,» где и продержали 93 дня, утаивая от тюремщиков его имя, чтобы не изменить в лучшую сторону отношение к узнику толпы.

Здесь 47 дней ему не давали воды, чтобы умыться, скверно его питали, a он страдал катаром кишечника. Истощили старца до крайности. Наконец, 19 декабря 654 г. собралось судебное отделение Сената под председательством сакелария Вуколеона. Несчастного узника на носилках принесли в суд. Потребовали стоять перед судом. И так как сам он стоять был не в силах, то два гайдука должны были поднять его и держать стоймя.

«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» — начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои животы, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путем лжесвидетельства против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления еще и клятвопреступлением.

Когда спросили папу Мартина, что он на это скажет, он начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим…» На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоем участии в нем. Ты знал, что Олимпий кует оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре.»

«Ну, a ты, — ответил папа, — ты помешал Георгию и Валентину восстать против императора?» (Это было восстание в Константинополе, путем которого воцарен был Конста, ныне царствующий.) «Удалось ли вам помешать? Так как же я (безоружный), что мог я сделать против человека, располагавшего всеми сухопутными и морскими силами Италии?» — К этому папа добавил: «Прошу вас, Христа ради, сделайте со мной скорее, что вы хотите. Всякая смерть будет для меня благодеянием.»

Это было и простое возражение здравого смысла, и ядовитая стрела, пущенная в лицемеров. За точный перевод этих язвительных слов папы с латинского председатель суда даже обругал добросовестного переводчика. Он нашел, что судоговорение принимает соблазнительный характер и что на этом моменте выгодно натравить на Мартина императора. Он прервал заседание и отправился с докладом к василевсу.

Тем временем папу вынесли на его носилках в атриум, т.е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита — судьи — собрались около осужденного мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя.» И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его черно-белые сапоги, — эти приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски.» Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника.» С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей — выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет,» и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.

На другой день василевс был с визитом y болящего патриарха Павла и сообщил ему ο суде над папой. Это потрясло Павла, уже помышлявшего ο смертном часе. «Увы мне, — воскликнул он, — вот еще вина моя на грядущем суде! He гope ли, что так обращаются с первосвятителями!» Павел упрашивал царя не причинять Мартину новых мук. Когда Мартин узнал об этом, он не обрадовался, ибо не видел впереди ничего, кроме тюремных страданий.

Он был прав, — впереди не было просвета. Павел умер. И пaпa снова был свидетелем человеческой низости. Пирр хлопотал ο восстановлении его на месте Павла. Но многие находили слишком циничным, чтобы этот вчерашний «диофелит» с его римским исповеданием в эту минуту вдруг вышел бы сухим из воды. К папе в тюрьму явился чиновник Демосфен с задачей собрать материал ο, якобы, насильственном произнесении Пирром в Риме его диофелитского исповедания. Папа, конечно, сказал, что Пирр явился в Рим по своей доброй воле, что он заявил об искренней перемене его взглядов, и потому папа Теодор признал его патриархом, ибо Павел рассматривался Римом, как поставленный незаконно. Демосфен допрашивал папу Мартина: не был ли Пирр в Риме закован в цепи? (!) Вот какова была ложь Пирра! Возмущенный Мартин сказал Демосфену: «Да сделайте же со мной, наконец, то, что вы говорили, изрубите меня в куски, только знайте, что с Константинопольской церковью я в общении не буду!»

Пирр, конечно, восторжествовал…

Папа через три месяца тюремного сидения в марте 655 г. был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в наш Крымский Херсонес, где еще прострадал до 16 сентября. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме: «Хлеб известен здесь только по имени… Я удивлялся и удивляюсь безучастию моих друзей и родни. Они забыли ο моем несчастии. Кажется, не хотят даже знать, существую ли я еще на свете или нет. Хотя римская церковь и не имеет денег, но она богата по милости Божией хлебом, вином и всем нужным для жизни. Очевидно, на людей напал страх, так что они чуждаются даже исполнения заповедей Божиих, страх там, где не должно быть никакого страха.» Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Императорский террор привел всех в оцепенение.

Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 г. нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. Папа Мартин тогда был еще в Константинополе и не подозревал этого. Очевидно, что в империи считалось правилом: кафедра считается вакантной, если ее епископ обвинен государственной властью, как политический преступник. И раньше, в арианскую эпоху, вместо сосланного императорским указом папы Ливерия был избран Феликс II, и в эпоху Юстиниана вместо обвиненного в измене Сильверия — папа Вигилий. Это пример уступчивости церкви перед требованиями государственной власти. Очевидно, и по отношению к Мартину y римского клира власть потребовала того же принятого канонического отношения, вне вопроса ο вере. Но в момент избрания Евгения Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики здесь, конечно, смалодушествовали перед полицейским давлением.

16 сентября 655 г. папа Мартин скончался и был погребен в Херсонесской церкви Богородицы Влахернской. Он причислен к лику святых и греческой церковью. Память его, как исповедника, празднуется 11 (24 н.ст.) апреля и, как мученика, — 12 (25 н.ст.) ноября.