Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние тридцать пятое

Дѣяніе тридцать пятое.
4-го ноября 1917 года.

I. Засѣданіе открыто въ Соборной Палатѣ въ 10 часовъ 40 минутъ утра подъ предсѣдательствомъ Митрополита Московскаго Тихона въ присутствіи 364 Членовъ Собора.

На повѣсткѣ засѣданія: 1) Текущія дѣла. 2) Докладъ Редакціоннаго Отдѣла по общимъ положеніямъ о высшемъ церковномъ управленіи (докладчикъ В. А. Керенскій). 3) Назначеніе дня для вынутія жребія на патріаршее служеніе.

II. Предсѣдатель. Позвольте сдѣлать нѣкоторыя сообщенія о состояніи Кремля и его Святынь.
Вчера, во время засѣданія Соборнаго Совѣта, стало извѣстно, что нѣкоторые изъ чиновъ Соборной Канцеляріи, имѣющіе своихъ родственниковъ на жительствѣ въ предѣлахъ Кремля, проникли въ Кремль. У насъ на Совѣтѣ возникла мысль, не попробовать ли и намъ пройти туда и посмотрѣть, въ какомъ положеніи находятся наши святыни. И вотъ, по окончаніи Соборныхъ дѣлъ, я и Преосвященный Анастасій, Архіепископъ Кишиневскій отправились къ Кремлю на одной пролеткѣ, а въ другой поѣхали: протопресвитеръ Успенскаго собора Н. А. Любимовъ и Помощникъ Секретаря Собора проф. В. Н. Бенешевичъ. Отправились мы туда по Петровкѣ и до Театральной площади доѣхали благополучно. Но тутъ мы увидѣли цѣлый рядъ солдатъ съ ружьями, заявившихъ намъ, что насъ дальше они не пропустятъ. На нашу просьбу дать намъ возможность проѣхать дальше, солдаты, обращаясь къ намъ сказали: «Не пропустимъ!», а возницѣ категорически заявили: «Поворачивай назадъ!» Возница повернулъ, и мы поѣхали къ Кремлю по другимъ улицамъ — по Дмитровкѣ, Тверской — и выѣхали на площадь противъ Воскресенскихъ воротъ. Здѣсь мы увидѣли, что Иверская часовня заперта и цѣла; есть на ней слѣды пуль, но разрушеній никакихъ не сдѣлано. Къ самой часовнѣ насъ не пустили: здѣсь стояли баррикады. Мы объѣхали Историческій Музей съ той стороны, гдѣ открывается проѣздъ безъ воротъ. Здѣсь мы увидѣли мчавшійся къ Кремлю автомобиль и двинулись за нимъ, но солдаты преградили намъ путь и насъ не пропустили. Оставивъ экипажъ, мы отправились пѣшкомъ, намѣреваясь пройти въ Кремль черезъ Никольскія ворота. Послѣднія мы нашли въ такомъ разрушеніи, котораго не сдѣлали даже французы въ 1812 году. Отъ бывшей надъ воротами иконы съ лампадой не осталось и слѣда. Двери воротъ ободраны. У самыхъ воротъ стояла масса солдатъ, пропускавшихъ нѣкоторыхъ пѣшеходовъ чрезъ узенькую калитку по очереди. Мы стали въ очередь. Преосвященный Анастасій вступилъ въ разговоръ съ однимъ господиномъ, распоряжавшимся пропускомъ, и просилъ его пропустить насъ. Послѣдовалъ вопрось: «Вамъ зачѣмъ?» Мы отвѣтили, что хотимъ посмотрѣть на святыни Кремля. На это мы получили отвѣтъ: «Будетъ время — потомъ посмотрите». А о. Протопресвитеръ слышалъ, какъ кто-то изъ солдатъ сказалъ: «Пропустимъ ихъ, а потомъ и разстрѣляемъ». Посовѣтовавшись между собою, мы рѣшили идти чрезъ Спасскія ворота, къ которымъ втроемъ, кромѣ о. Протопресвитера, и направились. По пути къ намъ присоединилась сестра милосердія, съ которой мы вступили въ разговоръ, при чемъ наша спутница сказала: «Меня пропустятъ, а вы идите за мной: пропустятъ и васъ». На Красной площади слѣдовъ разрушенія мало. Стѣны Кремля сохранились. Цѣлы и торговые ряды, только выбиты стекла въ торговыхъ помѣщеніяхъ. Повыбиты стекла и въ храмѣ Святого Василія Блаженнаго. Подходимъ къ Спасскимъ воротамъ. Здѣсь также стояли солдаты съ ружьями, но въ меньшемъ числѣ. Подъѣхалъ автомобиль. Изъ него вышли санитары и отправились чрезъ ворота въ Кремль; мы двинулись за ними. По требованію солдатъ, мы показали свои бумаги и намъ одинъ изъ солдатъ любезно сказалъ: «Пожалуйте». Пройдя ворота, мы увидѣли, что Вознесенскій женскій монастырь закрытъ, но не пострадалъ, кромѣ нѣкоторой части колокольни. Расположенный далѣе Малый Николаевскій дворецъ пострадалъ сильно: снесенъ балконъ, подвергся разрушенію уголъ дворца, стекла въ окнахъ разбиты. Во дворцѣ, какъ говорятъ, находился штабъ юнкеровъ, и потому зданіе дворца подвергалось обстрѣлу. Колокольня Ивана Великаго цѣла; соединенный съ ней храмъ Св. Николая Гостынскаго пострадалъ отъ артиллерійскаго снаряда. Въ храмъ мы не заходили. Былъ слухъ, что съ Успенскаго собора снесенъ крестъ; въ дѣйствительности оказалось, что всѣ кресты цѣлы. Но, къ глубокому сожалѣнію, въ одной изъ главъ собора есть значительная пробоина отъ артиллерійскаго снаряда. Съ земли кажется, что она не болѣе одного аршина въ діаметрѣ, на самомъ же дѣлѣ она, конечно, значительно больше. Около собора къ намъ подошли сторожъ собора и одинъ монахъ. Они сообщили, что снарядъ попалъ «въ ночь на вчера», то есть, съ 3-го на 4-ое число, когда уже былъ заключенъ миръ между враждующими сторонами. На вопросъ: «Что, какъ тамъ внутри собора?» Мы получили отвѣтъ: «Не знаемъ». Мы потребовали ключи. Тутъ подошли къ намъ еще смотритель собора и исполняющій обязанности прокурора Сѵнодальной Конторы г. Андреевъ. Принесли ключи, открыли соборъ, и мы вошли въ него. Въ соборѣ все покрыто пылью. Но осмотръ показалъ, что существенныхъ и большихъ поврежденій въ соборѣ нѣтъ. Снарядъ, видимо, упалъ между царскимъ и патріаршимъ мѣстами. Отъ снаряда валялись осколки. Задѣты снарядомъ большая люстра и лампада. Мощи, иконы и въ числѣ ихъ чудотворная Владимірская икона Божіей Матери остались въ сохранности. Въ алтарѣ всѣ стекла разбиты, все покрыто пылью. У насъ явилась мысль закрѣпить на фотографическихъ снимкахъ, въ какомъ видѣ нашли мы святыни Успенскаго собора, и я поручилъ г. Андрееву сдѣлать фотографію всѣхъ поврежденій и приступить къ необходимымъ поправкамъ въ соборѣ и къ очисткѣ его. Выйдя изъ собора, мы пошли далѣе и увидѣли, что храмъ Святыхъ 12-ти Апостоловъ, — прежнее патріаршее помѣщеніе, — пострадалъ очень сильно. Когда мы проходили къ нему, намъ показали лужу свѣжей крови и плавающіе въ ней мозги. Здѣсь былъ убитъ снарядомъ юнкеръ. А почему сюда летѣли снаряды, это объясняется тѣмъ, что юнкера чуть ли не единственную, имѣвшуюся у нихъ, пушку поставили между Успенскимъ соборомъ и церковью Двѣнадцати Апостоловъ. Противники юнкеровъ старались сбить эту пушку. Но г. Андреевъ подтвердилъ, что снаряды стали попадать въ указанное пространство позднѣе, именно въ ночь на вчерашнее число, когда стрѣлять по Кремлю уже не было надобности, такъ какъ былъ заключенъ между враждующими миръ. Храмъ Святыхъ Апостоловъ снаружи очень пострадалъ, а одинъ снарядъ пробилъ храмъ насквозь и попалъ, съ одной стороны, въ икону Святителя Ермогена, а съ другой, въ Распятіе и отбилъ у Распятаго Спасителя руки. Тѣло Его, какъ бы окровавленное, виситъ на крестѣ. Священные сосуды съ святымъ мѵромъ остались въ цѣлости и сохранности. Стекла въ храмѣ разбиты. Отъ снаряда пострадала келья вверху, гдѣ живетъ іеромонахъ, но мы туда не поднялись. Осмотрѣвъ храмъ, мы отправились въ Чудовъ монастырь. Церковь здѣсь цѣла, но митрополичьи покои очень пострадали. Въ нихъ попали три большихъ снаряда. Одинъ снарядъ попалъ въ находящуюся внизу иконную лавку, гдѣ въ это время былъ ризничій. Онъ получилъ контузію. Два снаряда попали въ угловое помѣщеніе: одинъ въ переднюю комнату, другой въ залъ, гдѣ помѣщался Петроградскій Митрополитъ Веніаминъ, который вышелъ оттуда только за нѣсколько минутъ предъ паденіемъ въ залъ снаряда. Снаряды попали въ окна и разорвались, но замѣчательно, что иконы въ той и другой комнатахъ остались цѣлы; въ первой комнатѣ даже лампада предъ иконой Божіей Матери не погасла. Во второй комнатѣ повреждено окно; валяется груда мусора, икона Святителя Алексія на полотнѣ разорвана, а остальныя находятся въ цѣлости. Такъ какъ монастырь находился подъ обстрѣломъ, то Преосвященный Арсеній, настоятель монастыря, вынесъ мощи Святителя Алексія въ нижнюю монастырскую церковь, построенную на мѣстѣ кончины Святаго Патріарха Ермогена, и такимъ образомъ мощи находились въ безопасности. Братія монастыря была очень рада нашему посѣщенію: она все время находилась въ сплошномъ ужасѣ. Произведши осмотръ помѣщеній Монастыря, мы направились къ выходу и у воротъ монастыря увидѣли много солдатъ съ оружіемъ, хотя уже и послѣдовалъ приказъ о разоруженіи. Тутъ мы заслышали большой шумъ. Оказывается, солдаты нашли полковника, защитника Кремля, и стали его бить; его затѣмъ разстрѣляли, и мы находились недалеко отъ мѣста разстрѣла. Отъ Членовъ Собора Преосвященнаго Нестора, Епископа Камчатскаго, и священника В. А. Чернянскаго мы узнали, что они были очевидцами этого разстрѣла. Изъ бесѣдъ съ насѣльниками Кремля выяснилось, что 1 и 2 ноября были самыми тяжелыми для Кремля днями и ночами. Но и 3-го числа ужасы продолжались. Преосвященный Епископъ Арсеній говорилъ, что выпущено было на Кремль за минувшіе страдные дни до 300 выстреловъ. Одна башня на стѣнахъ Кремля снесена. Долженъ, кстати, замѣтить еще и слѣдующее. Нашему посольству въ военно-революціонномъ комитетѣ разсказывали, что юнкера въ Кремлѣ разстрѣляли солдатъ, попавшихъ къ юнкерамъ въ плѣнъ. Но жители Кремля рѣшительно отрицаютъ это. Въ дѣйствительности было такъ, что юнкера выстроили солдатъ-большевиковъ во фронтъ, но въ это время сами же единомышленники солдатъ изъ арсенала стали стрѣлять по юнкерамъ и солдатамъ и убили нѣсколько солдатъ и двухъ юнкеровъ. Трупы этихъ убитыхъ самими же солдатами и были закопаны вь Кремлѣ въ землю. Поведеніе юнкеровъ жители Кремля одобряютъ.

Наконецъ, мы отправились къ Спасскимъ воротамъ. Здѣсь насъ попросили показать пропускъ. Вышедши изъ Кремля, мы отправились по Красной площади къ Никольскимъ воротамъ. Но и здѣсь потребовали пропускъ. Посмотрѣли на наши бумаги, на печати на нихъ. Мы заявили, что мы Члены Собора. На это послышалось такое замѣчаніе: «Изъ Собора. Жители Собора убиваютъ нашихъ». Очевидно, спрашивавшіе насъ даже не знаютъ, что такое Соборъ и, вѣроятно, имѣли въ виду случай, когда была стрѣльба отъ Кремлевскихъ соборовъ. Но это неважно. А вотъ что вызываетъ тяжелое чувство: Кремль остается безъ защиты. Когда были тамъ юнкера, святыни находились подъ ихъ защитой. Теперь тамъ находится дезорганизованная толпа солдатъ, которая повсюду ищетъ юнкеровъ. Впрочемъ, прибывшій изъ Чудова монастыря на Соборъ схимникъ о. Алексій говоритъ, что прошлая ночь протекла для святынь Кремля благополучно. Надо все-же создать охрану Кремля, попросивъ объ этомъ о. протопресвитера Любимова, какъ и о томъ, чтобы въ соборахъ было налажено богослуженіе, а пробоины въ нихъ были задѣланы. Теперь же я полагалъ бы, во время перерыва нашего засѣданія, помолиться здѣсь объ убіенныхъ, а завтра совершить торжественное богослуженіе въ храмѣ Христа Спасителя, куда просилъ бы пожаловать всѣхъ Членовъ Собора. Совершить же таковое богослуженіе въ Успенскомъ соборѣ, пока не сдѣланы въ немъ самыя необходимыя исправленія, невозможно. Въ среду же 8-го ноября можно устроить освященіе храмовъ, окропленіе ихъ святой водой и чрезъ Никольскія ворота возвратиться назадъ.

III. Митрополитъ Петроградскій Веніаминъ. Братія Чудова монастыря и его гости — Члены Собора, переживъ ужасы минувшихъ дней, просятъ у Всероссійскаго Церковнаго Собора благословенія, молитвъ и братскаго утѣшенія. Ужасные дни пришлось пережить въ Кремлѣ, но Господь судилъ сохранить святыни. Уцѣлѣлъ и я съ монастырской братіей. Монашествующіе всѣ видятъ въ этомъ милость Божію по заступленію Пресвятой Богоматери, Святаго Архистратига Михаила и Святителей Алексія и Ермогена. Имъ все время мы приносили усердныя молитвы. Только въ Чудовомъ монастырѣ, среди всѣхъ храмовъ Кремля, совершалось непрерывное моленіе, которое въ среду и четвергъ совершалось передъ мощами Св. Алексія, перенесенными въ подземелье, въ церковь Святителя Ермогена. Когда мы собрались тамъ вокругъ мощей, Преосвященный Михаилъ Гродненскій совершилъ первый молебенъ. Онъ не читалъ молитвы по книжкѣ, а говорилъ, что было у него на сердцѣ. Онъ такъ молился: «Святитель Христовъ, Ты предстоишь здѣсь предъ св. престоломъ Божіимъ, а тамъ, на небѣ, — предъ Царемъ Небеснымъ. Помолись за насъ, и помилуй насъ грѣшныхъ!» Преосвященный молился не церковными, а обыкновенными словами, и это глубоко дѣйствовало на молящихся. Въ послѣдніе дни мы почти непрестанно молились. Надо пережить, что мы пережили, чтобы почувствовать, что происходило въ Кремлѣ. Когда сыпались снаряды, мы молились, чтобы Господь примирилъ убивающихъ другъ друга. Когда сражавшіеся падали трупами, мы молились «объ убіенныхъ во дни и въ нощи». Когда послѣ литургіи и всенощнаго бдѣнія мы собирались на молебенъ, за которымъ читалось Евангеліе со словами: «миръ вамъ», то эти слова производили на насъ особенно сильное впечатлѣніе. Всѣ исповѣдывались и причащались, какъ тѣ, которые служили съ приготовленіемъ, такъ тѣ, которые были безъ этого приготовленія. И Господь сохранилъ всѣхъ насъ. Вѣрующіе видятъ въ этомъ особенное знаменіе милости Божіей. — Слѣды разрушенія вы увидите сами. Я же обязанъ сказатъ вамъ, что сохранились мы живыми лишь по милости Божіей: всѣ, вѣдь, мы нашли свое убѣжище тамъ, гдѣ пребывалъ Святитель Ермогенъ. Особенное чувство мы испытывали тогда, когда входили въ ту часть храма, гдѣ скончался Святитель. Было тяжело на сердцѣ. И вотъ въ утѣшеніе братіи монастыря, я прошу Соборъ преподать ей благословеніе, ибо послѣ пережитыхъ ужасовъ монашествующіе чувствуютъ себя въ тяжелой тревогѣ. Преосвященный Настоятель монастыря, Епископъ Арсеній просилъ меня и другихъ Членовъ Собора передать Собору просьбу ихъ принять мѣры къ тому, чтобы Кремль оставался бы священнымъ мѣстомъ, чтобы изъ него были удалены постороннія учрежденія и арсеналъ. Кремль уже политъ братской кровью, и Преосвященный Арсеній, повторяю, усердно проситъ передать указанную просьбу о сохраненіи Кремля, какъ священнаго для Православной Россіи мѣста. Дерзаю обратиться къ Священному Собору еще съ одной просьбой. Вчера вечеромъ я пришелъ въ семинарію на собраніе Членовъ Собора и слышу тамъ рѣчи. Теперь не время для рѣчей. Вѣдь, пережиты ужасы. Мы не знаемъ истиннаго положенія дѣла, его исторической стороны: кто больше виноватъ, а кто меньше, намъ не вѣдомо. Не надо намъ вспоминать бывшее, искать виновниковъ происшедшихъ событій. Вспомнимъ лучше сказанныя нашимъ Русскимъ Златоустомъ Архіепископомъ Херсонскимъ Иннокентіемъ слова въ Великій Пятокъ: «Теперь не время словъ и рѣчей, а время — молиться и плакать». Прошу поэтому прекратить всѣ рѣчи о минувшихь событіяхъ: это дѣлу не поможетъ. Лучше простимъ всѣмъ все и будемъ молиться, чтобы Господь укрѣпилъ силы духовныя насельниковъ Чудовой обители, чтобы милость Божія всегда была сь ними, и чтобы благодать Божія отъ сей обители разлилась по всей странѣ и внесла успокоеніе въ мятущіяся сердца.

IV. Предстѣдатель. Прошу выслушать докладъ Редакціоннаго Отдѣла по общимъ положеніямъ о высшемъ церковномъ управленіи. Докладчикомъ выступитъ профессорь В. А. Керенскій.

V. Докладчикъ. Разсмотрѣвъ въ засѣданіяхъ 2 и 3 сего ноября переданныя изъ Соборнаго Совѣта «Общія положенія о высшемъ церковномъ управленіи», Редакціонный Отдѣлъ принялъ редакціонныя измѣненія въ первыхъ двухъ статьяхъ и статьи 3 и 4 безъ измѣненія.

VI. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять общія положенія о высшемъ управленіи Православной Россійской Церкви въ изложеніи Редакціоннаго Отдѣла:

«Общія положенія о высшемъ управленіи Православной Россійской Церкви.

1) Въ Православной Россійской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежитъ Помѣстному Собору, періодически, въ опредѣленные сроки созываемому, въ составѣ епископовъ, клириковъ и мірянъ.

2) Возстановляется патріаршество и управленіе церковное возглавляется Патріархомъ.

3) Патріархъ является первымъ между равными ему епископами.

4) Патріархъ вмѣстѣ съ органами церковнаго управленія подотчетенъ Собору».

VII. Предсѣдатель. По Уставу Собора, принятыя предложенія будутъ переданы въ Совѣщаніе Епископовъ. А теперь по повѣсткѣ предстоитъ разрѣшить вопросъ о днѣ избранія патріарха вынутіемъ жребія. Изъ сдѣланныхъ сегодня сообщеній вы изволите усмотрѣть, что 8 ноября совершить это торжество нельзя, потому что Успенскій соборъ къ тому времени не можетъ быть подготовленъ. Тогда можно совершить избраніе Патріарха въ слѣдующій воскресный день 12 ноября. Угодно будетъ Собору назначить этотъ день для избранія Патріарха?

VIII. И. М. Бичъ-Лубенскій. Осмѣливаюсь доложить Освященному Собору, что 12 ноября — день выборовъ въ Учредительное Собраніе. Несомнѣнно что и избраніе Патріарха — дѣло высокое, но надо считаться съ тѣмъ, что выборы у насъ за послѣднее время вызываютъ большое движеніе и иногда соединяются съ насиліемъ по отношенію къ той или другой общественной группѣ. Поэтому небезопаснымъ является совпаденіе выборовъ Патріарха съ днемъ выборовъ въ Учредительное Собраніе. Вся Москва будетъ охвачена выборной горячкой. Мнѣ лично представляется, что выборы Патріарха можно бы совершить 8 ноября въ храмѣ Христа Спасителя, а интронизацію Патріарха — въ слѣдующій воскресный день, когда можно будетъ это сдѣлать въ Успенскомъ соборѣ. Здѣсь очень подчеркивалось, что Москва должна принять особенное участіе въ этомъ торжествѣ, какое происходитъ въ градѣ Москвѣ. Но это торжество совершается для всей Россіи, а не для одной Москвы, и ради интересовъ Москвы наносить ущербъ дѣлу церковному — едва ли допустимо. Вся Россія нуждается въ Патріархѣ, и если Москва переживаетъ тяжелый моментъ смуты, то нужно пользоваться первымъ удобнымъ временемъ и произвести выборы Патріарха, гдѣ это можно.

IX. Свящ. І. А. Артоболевскій. Я согласенъ съ предыдущимъ ораторомъ, что выборы Патріарха можно произвести въ храмѣ Христа Спасителя, чтобы при этомъ избраніи могъ присутствовать и народъ, какъ то было при выборахъ Митрополита Московскаго. Чѣмъ болѣе народу будетъ присутствовать при выборахъ, тѣмъ болѣе величія и внутренняго смысла будетъ имѣть этотъ актъ; но 8 ноября — день неподходящій для избранія Патріарха: слишкомъ мало времени осталось для подготовки къ этому важному дѣянію, хотя бы въ смыслѣ оповѣщенія о немъ населенія. Въ настоящее время, прессы никакой нѣтъ, и выборы Патріарха могутъ пройти совершенно незамѣченными. Можетъ быть, положеніе измѣнится и явится возможность шире оповѣстить населеніе, чтобы больше народу могло принять участіе въ избраніи, хотя бы въ смыслѣ присутствія при этомъ актѣ. Нужно также принять во вниманіе, что 8 ноября — будній день, когда всѣ заняты. Поэтому я думаю, что нѣтъ препятствій произвести выборы въ храмѣ Христа Спасителя, но не 8 ноября, а 21 ноября, въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы, а затѣмъ, когда представится возможность, совершить торжественную интронизацію Патріарха въ Успенскомъ соборѣ.

X. Прот. А. А. Хотовицкій. Можетъ бытъ, покажется неподходящимъ, но я, проживши нѣсколько дней около храма Христа Спасителя и ознакомившись съ настроеніемъ этого района, позволю себѣ сдѣлать предложеніе, чтобы торжество вынутія жребія и благословенія Богомъ одного изъ тѣхъ, кого Соборъ намѣтилъ въ Патріархи, совершить завтра — 5-го ноября. Сейчасъ мы въ силахъ оцѣнить всю долгосрочность маленькихъ секундъ. Кто въ эти дни жилъ подъ обстрѣломъ, тотъ могъ убѣдиться, что мы, вѣроятно, наканунѣ продолженія такихъ же тяжелыхъ событій. Зачѣмъ же откладывать это священное торжество? Зачѣмъ не совершить нынѣ же то, что мы еще въ силахъ сдѣлать? Храмъ Христа Спасителя еще можетъ насъ принять, но что будетъ черезъ недѣлю или двѣ — трудно сказать. Это не преувеличеніе, это не стремленіе перепугать васъ. Это результатъ того, что чувствовалось на площади храма Христа Спасителя, которая служила въ эти дни яблокомъ раздора, и сдѣлалась предметомъ исканій обѣихъ партій. Храмъ Христа Спасителя хотѣли обратить какъ бы въ бастіонъ. Кажется, въ газетахъ было напечатано, что на башенкахъ храма были поставлены пулеметы… Это, конечно, не вѣрно: ихъ тамъ не было. Но вы видите, что надо воспользоваться наступившей передышкой, а то эта площадь и храмъ Христа Спасителя, можетъ статься, обратятся опять въ боевой лагерь, куда нога священниковъ не сможетъ приблизиться, и мы будемъ не въ правѣ привлекать туда и богомольцевъ. Кромѣ разбитыхъ стеколъ въ окнахъ, храмъ Христа Спасителя не имѣетъ нынѣ другихъ поврежденій. Но въ теченіе минувшей недѣли приблизиться къ нему было можно только подъ покровомъ сумерекъ. Около храма было нѣсколько убитыхъ. Одинъ изъ сторожей храма раненъ. Службъ въ храмѣ въ теченіе недѣли не было. Въ воскресенье (29 октября) была совершена литургія. Вчера (3-го ноября) мы совершили благодарственный молебенъ по случаю прекращенія брани. Молебенъ привлекъ массу богомольцевъ. Я искренне молю Священный Соборъ не откладывать избраніе Патріарха, если имѣется въ виду совершить это избраніе въ храмѣ Христа Спасителя.

XI. Г. И. Булгаковъ. По данному вопросу считаю своимъ долгомъ доложить вниманію Собора слѣдующія свои соображенія. Въ составъ литургическаго чина, который будетъ соединенъ съ вынутіемъ жребія, при избраніи Патріарха, должно войти, какъ особенно торжественный моментъ, провозглашеніе при избраніи Патріарха титула Патріарха Московскаго и всея Россіи. Пока не рѣшенъ вопросъ, какая будетъ патріаршая епархія, литургическій чинъ, съ моей точки зрѣнія, совершить невозможно. Я предлагаю немедленно съорганизовать особую комиссію, которая и рѣшила бы этотъ вопросъ. И только послѣ того, какъ будетъ рѣшенъ этотъ вопросъ, можно будетъ опредѣлять срокъ совершенія чина. А безъ этого нельзя опредѣлить срока. Необходимо сначала рѣшить вопросъ, на какую каѳедру мы ставимъ нашего Патріарха.

XII. П. И. Астровъ. То затрудненіе, о которомъ говорилъ Г. И. Булгаковъ, не единственное, но оно не должно стоять передъ нами и останавливать то, что предложено совершить. Всѣ эти затрудненія должны быть разрѣшены ко времени интронизаціи Патріарха, и къ тому времени Соборъ успѣетъ ихъ разрѣшить. Въ настоящемъ случаѣ рѣчь идетъ не о вступленіи Патріарха въ должность, а лишь о священномъ моментѣ вынутія жребія, и для этого нужно воспользоваться сравнительно спокойнымъ временемъ, чтобы закончить начатое дѣло. Будетъ жаль, если Собору нельзя будетъ собираться — тогда нельзя будетъ закончить и начатое. Принимая рѣшеніе отложить избраніе Патріарха, мы не предполагали, что можно будетъ произвести выборы 5 ноября. Теперь предъ нами новое обстоятельство, бывшее внѣ поля нашего вниманія: теперь выяснилось, что 5 ноября произвести выборы можно, и мы должны воспользоваться этою возможностью.

XIII. Предсѣдатель. Угодно ли Священному Собору завтра, въ воскресенье, 5-го ноября, въ храмѣ Христа Спасителя совершить избраніе Патріарха жребіемъ? Кто не согласенъ съ этимъ предложеніемъ, тѣхъ прошу встать и стоять.

(Производится подсчетъ стоящихъ. Голоса: Провѣрить голосованіе выходомъ въ двери).

Будетъ произведено обратное голосованіе. Тѣхъ, кто согласенъ, чтобы завтра, въ воскресенье, 5 ноября, въ храмѣ Христа Спасителя было произведено избраніе Патріарха жребіемъ, прошу встать и стоять.

(Производится подсчетъ стоящихъ).

Можетъ быть есть воздержавшіеся отъ голосованія. Прошу ихъ встать.

(Производится подсчетъ стоящихъ).

За избраніе Патріарха 5 ноября въ храмѣ Христа Спасителя — 170 голосовъ, противъ 106 голосовъ, воздержавшихся 16.

XIV. ПОСТАНОВЛЕНО: 5 ноября въ храмѣ Христа Спасителя произвести избраніе Патріарха вынутіемъ жребія.

(Голоса: Слава Богу).

XV. Іеромонахъ Алексій. Выборъ Патріарха въ старину, какъ извѣстно, совершался въ Успенскомъ соборѣ. Но теперь причины, которыя всѣмъ извѣстны, мѣшаютъ сдѣлать это. Тѣмъ не менѣе изъ-за этого откладывать избраніе Патріарха, которое предложено и завтра, нельзя, и спасибо тѣмъ, кто предложилъ совершитъ избраніе завтра.

Но храмъ Христа Спасителя, хотя и имѣетъ историческое значеніе, оказывается, однако, новымъ для того, чтобы тамъ выбирать Патріарха. Надо избрать средину. Я осмѣливаюсь указать такой путь. Въ храмѣ Христа Спасителя совершается избраніе Патріарха, но пусть въ этотъ храмъ соборяне изнесутъ изъ Успенскаго собора икону Владимірской Божіей Матери, предъ которой всегда совершалось избраніе Патріарха, а другіе Члены Собора или хоругвеносцы понесутъ иконы всѣхъ московскихъ святятелей, почивающихъ въ Успенскомъ соборѣ. Затѣмъ въ самомъ храмѣ Христа Спасителя, пусть на правомъ клиросѣ поютъ пѣвчіе Успенскаго собора, а на лѣвомъ пѣвчіе храма Христа Спасителя.

(Голоса: Спасибо).

XVI. Предсѣдатель. Нужно просить о. протопресвитера Н. А. Любимова, если возможно, принести въ храмъ Христа Спасителя икону Владимірской Божіей Матери, предъ которой всегда совершалось избраніе Патріарха.

XVII. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять предложеніе іеромонаха Алексія.

(Голоса: Какъ оповѣстить?.. Оповѣстить чрезъ завѣдующаго охраной города).

XVIII. Предсѣдатель. Сообщаю, что нужно для этого испросить разрѣшеніе военно-революціоннаго комитета, иначе могутъ не пропустить икону. Можетъ быть, командировать въ военно-революціонный комитетъ кого-либо изъ Членовъ Собора, чтобы испросить разрѣшеніе? Поступило предложеніе, за подписью 74 Членовъ Собора (первый подписавшій Митрополитъ Платонъ), слѣдующаго содержанія:

«Московскій Кремль имѣетъ громадное историческое значеніе и находящіяся въ немъ святыни являются драгоцѣнными святынями всего православнаго русскаго народа. Неоднократно уцѣлѣвшій во время нападенія враговъ, въ настоящее время Кремль подвергается явной опасности подвергнуться разрушенію во время междоусобной политической борьбы.
Въ виду изложеннаго, мы предлагаемъ, чтобы Священный Соборъ рѣшительно сталъ на защиту народной Святыни и обсудилъ нижеслѣдующее:

1. Московскій Кремль объявляется собственностью русскаго народа, и всякое посягательство на него признается оскорбленіемъ православныхъ народныхъ вѣры и чувствъ.

2. Всѣ имѣющія военное значеніе учрежденія переводятся изъ Кремля, и помѣщенія таковыхъ предоставляются подъ культурныя, благотворительныя и просвѣтительныя учрежденія.

3. Защиту и охрану Кремля Священный Соборъ отъ имени православнаго русскаго народа ввѣряетъ православному населенію первопрестольной Москвы, о чемъ должно быть объявлено Московскому населенію особымъ посланіемъ.

Настоящее заявленіе просимъ признать спѣшнымъ».

Это заявленіе только что поступило и не было на обсужденіи Соборнаго Совѣта.

(Голоса: Перерывъ).

Объявляю перерывъ.

XIX. Перерывъ объявляется въ 11 час. 45 мин.

XX. Засѣданіе возобновляется въ 1 час. 10 мин.

XXI. Совершается краткая литія объ убіенныхъ за вѣру и отечество во время междоусобной брани.

XXII. Епископъ Пермскій Андроникъ. Тѣмъ или инымъ порядкомъ, но нужно оповѣстить православное населеніе г. Москвы о предстоящемъ избраніи священнымъ жребіемъ Святѣйшаго Всероссійскаго Патріарха. Полагаю, что Собору нужно составить краткое объявленіе, хотя бы въ такомъ видѣ:

«Завтра. 5-го сего ноября, въ воскресенье въ соборномъ храмѣ Христа Спасителя на Божественной Литургіи будетъ совершено священнымъ жребіемъ избраніе Святѣйшаго Патріарха всея Россіи. Освященный Церковный Соборъ о семъ объявляетъ всѣмъ москвичамъ — чадамь Святой Православной Церкви, призывая ихъ вознести усердныя молитвы ко Господу Богу о благословеніи и благоуспѣшномъ совершеніи великаго для всей Православной Россіи дѣла — избранія Святѣйшаго Патріарха».

Такъ какъ это объявленіе едва ли возможно напечатать въ типографіи, то въ виду спѣшности можно отпечатать на гектографѣ и сегодня же распространить по всѣмъ церквамъ, при участіи Канцеляріи митрополичьей и соборной. Полагаю, что многіе Члены Собора живутъ въ разныхъ концахъ Москвы, и они могли бы взять послушаніе распространять объявленіе. Желательно, чтобы Члены Собора съорганизовали опредѣленную дружину изъ состава миссіонеровъ и другихъ, которые сегодня посѣтили бы московскіе храмы для произнесенія проповѣдей и для раздачи объявленій. Можетъ быть, за позднимъ временемъ не удастся простоять всенощную службу до конца, такъ какъ сегодня послѣ 8 часовъ вечера воспрещается выходить на улицу. Но они могутъ выйти заблаговременно, чтобы обойти побольше церквей. Во всякомъ случаѣ необходимо немедленно же отпечатать объявленіе и принять всѣ мѣры къ его распространенію.

XXIII. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять предложеніе Епископа Пермскаго Андроника.

XXIV. Секретарь. Поступило за надлежащимъ подписомъ предложеніе, уже оглашенное Высокопреосвященнымъ Предсѣдателемъ передъ перерывомъ, объ охранѣ святынь Московскаго Кремля. Соборный Совѣтъ, обсудивъ это предложеніе во время перерыва, находитъ, что въ немъ заключаются два предмета. Во-первыхъ, вопросъ о церковно-научномъ, археолгическомъ и культурно-историческомъ значеніи Кремля и о тѣхъ мѣрахъ, какія должны быть приняты для огражденія Кремля отъ событій и посягательствъ, подобныхъ тѣмъ, какія имѣли мѣсто въ послѣдніе дни. Вопросъ этотъ по своей сложности не можетъ быть разсмотрѣнъ сейчасъ, тѣмъ болѣе, что онъ и не можетъ быть разрѣшенъ властью Собора, а принадлежитъ власти государственной. Посему Соборный Совѣтъ предлагаетъ Собору передать этотъ вопросъ на обсужденіе Отдѣла объ отношеніи Церкви къ государству. Другая сторона предложенія касается тѣхъ мѣръ, которыя должны быть приняты безотлагательно для охраненія кремлевскихъ святынь. Въ этомъ отношеніи Соборный Совѣтъ предлагаетъ Собору: уполномочить Членовъ Собора — Митрополита Тифлисскаго Платона, А. И. Іюдина, П. И. Уткина войти въ сношеніе съ подлежащими установленіями о принятіи всѣхъ мѣръ къ дѣйствительной охранѣ кремлевскихъ святынь и о допущеніи къ участію въ этой охранѣ представителей Собора, общества хоругвеносцевъ и другихъ церковныхъ и епархіальныхъ учрежденій.

XXV. ПОСТАНОВЛЕНО: Заключеніе Соборнаго Совѣта утвердить.

XXVI. Секретарь. Поступило заявленіе, за подписью 40 Членовъ Собора о томъ, чтобы отдѣльныя лица, выступающія отъ имени Собора въ военно-революціонномъ комитетѣ и другихъ учрежденіяхъ, всегда получали прежде своего выступленія отъ Собора или Соборнаго Совѣта благословеніе и соотвѣтственныя инструкціи и уполномочія. Соборный Совѣтъ, обсудивъ это заявленіе, находитъ его цѣлесообразнымъ и предлагаетъ Собору принять его.

XXVII. ПОСТАНОВЛЕНО: Заключеніе Совѣта утвердить.

XXVIII. Секретарь. Въ недавнее время, поступило въ Соборный Совѣтъ заявленіе союза нашихъ воиновъ, бѣжавшихъ изъ плѣна. Этотъ союзъ проситъ Соборъ отозваться на то бѣдственное положеніе, въ какомъ находятся наши плѣнные во вражескихъ странахъ. Соборный Совѣтъ просилъ о. протопресвитера Г. І. Шавельскаго составить проектъ текста воззванія къ православному населенію, съ тѣмъ, чтобы это воззваніе было оглашено въ церквахъ на предметъ производства церковнаго сбора, который и направить на вспомоществованіе плѣннымъ. Означенный проектъ воззванія составленъ и будетъ оглашенъ. Соборный Совѣтъ предлагаетъ просить Святѣйшій Сѵнодъ напечатать эти воззванія въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» и «Всероссійскомъ Церковно-Общественномъ Вѣстникѣ», 6-го декабря огласить воззваніе во всѣхъ церквахъ и произвести церковный сборъ въ пользу плѣнныхъ, а дальнѣйшее устройство этого дѣла организовать при Святѣйшемъ Сѵнодѣ.

XXIX. ПОСТАНОВЛЕНО: Заключеніе Соборнаго Совѣта утвердить.

XXX. Протопресвитеръ Г. І. Шавельскій оглашаетъ текстъ воззванія:

«Множество нашихъ братій-воиновъ томится во вражьемъ плѣну. Человѣческій языкъ слабъ, чтобы изобразить всѣ униженія, какимъ подвергаетъ ихъ жестокій врагъ, всѣ страданія и мученія, какія переносятъ они. Кто видѣлъ возвратившихся изъ плѣна инвалидовъ, изможденныхъ, обезсиленныхъ, разбитыхъ и духовно и тѣлесно, кто слышалъ прерывавшіеся ихъ рыданьями разсказы о перенесенномъ въ плѣну, тотъ только можетъ представить себѣ весь ужасъ плѣна.
Въ сырыхъ, и осенью, и зимою почти не отапливаемыхъ баракахъ-сараяхъ живутъ наши плѣнные. Гнилая солома служитъ для нихъ подстилкой, а легкая изношенная, изорванная одежда — единственной защитой отъ холода. Полуразутые, полуодѣтые, они обречены на постоянный голодъ. Ночью, — разсказываютъ вернувшіеся изъ плѣна, — въ лагеряхъ можно часто видѣть людей, роющихся въ помойныхъ ямахъ. Это наши плѣнные разыскиваютъ тамъ объѣдки, отбросы, чтобы хотя ими утолить свой страшный голодъ. Нѣмецкіе часовые прикладами отгоняютъ ихъ отъ ямъ… А наряду съ этимъ тяжкія работы, къ которымъ принуждаютъ враги, насмѣшки, оскорбленія, издѣвательства, побои…

Отъ голода, холода и всякихъ страданій въ ужасающемъ количествѣ умираютъ наши братья. По словамъ прибывшихъ изъ плѣна, до трети изъ общаго числа уже умерли. Лагери переполнены больными. Въ сараяхъ на гнилой соломѣ вмѣстѣ валяются и здоровые, и больные, и мертвые. И живые часто завидуютъ мертвымъ, ибо полная невыносимыхъ страданій жизнь кажется для нихъ страшнѣе смерти.

Братья наши взываютъ къ намъ о помощи. Имъ нуженъ хлѣбъ, имъ нужна одежда. Если мы не прикроемъ ихъ леденѣющихъ тѣлъ, не утолимъ голода, — они всѣ могутъ погибнуть, а мы окажемся преступно повинными предъ ними. Пусть среди нихъ есть виновные, сдавшіеся въ плѣнъ по малодушію или трусости, но и они прежде, чѣмъ сдаться, сражались за насъ, страдали за насъ, а затѣмъ своими невѣроятными страданіями въ плѣну искупили свою вину, какъ бы велика ни была она.

Но среди нихъ множество попавшихъ въ плѣнъ по неволѣ, самоотверженно до конца исполнившихъ свой долгъ.

И по человѣческому, первыхъ мы не въ правѣ отвергнуть, вторымъ же мы должны бы и послѣднее отдать. По Божьему же, мы обязаны какъ можно скорѣе поспѣшить съ помощью и къ тѣмъ и къ другимъ, чтобы и тѣхъ и другихъ спасти: накормить, одѣть, своей братскою любовью ободрить и утѣшить.

Священный Соборъ зоветъ васъ, чада Всероссійской Православной Церкви, къ жертвамъ на нужды плѣнныхъ братій нашихъ. Скорѣе отзовитесь, отзовитесь съ любовію, принесите щедрыя жертвы, да не погибнутъ братья, защищавшіе насъ, страдавшіе за насъ, готовившіеся умереть за насъ.

Господь же, Щедрый и Милостивый, да воздастъ вамъ Своими благами за то добро, какое вы окажете братьямъ своимъ».

XXXI. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять воззваніе.

XXXII. Секретарь. Поступила на имя Собора просьба 177 пѣхотнаго Изборскаго полка, который учредилъ «Братство Христа Спасителя» и проситъ у Священнаго Собора благословенія на дѣло христіанизаціи самихъ себя и всего полка. Поэтому предмету Соборный Совѣтъ находитъ, что такія учрежденія были бы желательны не только въ одномъ полку, но и во всѣхъ другихъ полкахъ, а потому и благословеніе Божіе должно быть преподано не только этому полку, но и другимъ полкамъ, которые учредили подобныя братства. Протопресвитеръ Г. І. Шавельскій составилъ и текстъ благословенія:

«Священный Соборъ Православной Россійской Церкви, освѣдомившись объ открытіи въ 177 пѣхотномъ Изборскомъ полку и въ нѣкоторыхъ другихъ воинскихъ частяхъ религіозно-просвѣтительныхъ и благотворительныхъ братствъ, имѣющихъ цѣлью умноженіе въ воинахъ вѣры, любви и правды, призываетъ Божіе благословеніе на учредителей и братчиковъ, а другія воинскія части и учрежденія приглашаетъ послѣдовать ихъ благому примѣру».
Соборный Совѣтъ предлагаетъ Собору принять этотъ текстъ и проситъ Святѣйшій Сѵнодъ напечатать его въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ».

XXXIII. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять текстъ благословенія и напечатать его въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ», издаваемыхъ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ.

XXXIV. Архіепископъ Кишиневскій Анастасій. Вынесенное сегодняшнимъ собраніемъ Священнаго Собора постановленіе о томъ, чтобы произвести избраніе Патріарха Всероссійскаго посредствомъ жребія въ завтрашній день, застало работы подготавительной комиссіи въ той стадіи, что онѣ еще не имѣютъ законченности. Но всѣ необходимые матеріалы собраны и разсмотрѣны и на основаніи ихъ я имѣю долгъ представить вниманію Священнаго Собора чинъ избранія Патріарха Всероссійскаго.

На основаніи историческихъ памятниковъ относительно поставленія патріарха въ Греческой и Русской Церквахъ, въ этомъ дѣлѣ различаются три момента: 1) избраніе, 2) благовѣстіе или нареченіе и 3) интронизація или настолованіе.
Завтра, конечно, могутъ быть совершены только первые два акта — избраніе и благовѣстіе, интронизація же можетъ быть совершена только въ Успенскомъ соборѣ, и церемоніалъ этого момента будетъ представленъ вниманію Священнаго Собора особо.

Церемоніалъ же (или чинъ), который будетъ совершенъ завтра, 5 ноября, въ соборномъ храмѣ Христа Спасителя, предполагается слѣдующій.

Къ 9 час. утра въ храмъ Христа Спасителя съ крестнымъ ходомъ приносится изъ Успенскаго собора Владимірская икона Божіей Матери и полагается на уготованномъ мѣстѣ на солеѣ съ лѣвой стороны отъ царскихъ вратъ. Къ означенному времени прибываютъ въ храмъ и всѣ Члены Всероссійскаго Помѣстнаго Собора и занимаютъ мѣста посреди храма вокругъ архіерейскаго амвона и далѣе до солеи по обѣ стороны непосредственно за священнослужителями. Въ 9 час. утра прибываетъ на Соборъ Высокопреосвященный Владиміръ, Митрополитъ Кіевскій, и послѣ обычной встрѣчи облачается на срединѣ храма для совершенія Божественной Литургіи. Въ совершеніи Литургіи принимаютъ также участіе Высокопреосвященный Платонъ, Митрополитъ Тифлисскій, Веніаминъ, Митрополитъ Петроградскій, девять архіепископовъ и 30 архимандритовъ, протоіереевъ и пресвитеровъ по особому назначенію. Архипастыри, не принимающіе участія въ совершеніи Литургіи, облачаются въ мантіи и стоятъ въ алтарѣ.

По окончаніи чтенія часовъ Высокопреосвященный Митрополитъ Кіевскій Владиміръ входитъ въ алтарь и становится съ лѣвой стороны предъ уготованнымъ столикомъ. Секретарь Собора подноситъ на блюдѣ три чистыхъ одинаковаго образца и размѣра жребія, на коихъ Митрополитъ собственноручно надписываетъ имена трехъ избранныхъ Соборомъ кандидатовъ на патріаршество. При этомъ присутствуютъ въ качествѣ свидѣтелей служащіе епископы и по три избранныхъ Соборомъ представителя отъ Членовъ Собора клириковъ и мірянъ. Митрополитъ Владиміръ свертываетъ жребій въ трубочку и влагаетъ каждый отдѣльно въ особый ковчежецъ, который запечатываетъ печатью Собора. Засимъ, взявши кончежецъ въ руки, износитъ его изъ алтаря на солею и полагаетъ на уготованномъ мѣстѣ предъ Владимірской иконой Божіей Матери.
Всѣ священнослужители, участвующіе въ совершеніи Божественной Литургіи, исходятъ на средину храма; начинается Божественная Литургія, во время которой въ положенныхъ мѣстахъ возносится моленіе о трехъ избранныхъ кандидатахъ на патріаршество. Сами избранные кандидаты въ храмѣ не присутствуютъ, ожидая извѣщенія о совершившимся священнымъ жребіемъ избраніи одного изъ нихъ въ санъ Патріарха Всероссійскаго на Троицкомъ Митрополичьемъ подворьѣ.

По окончаніи Литургіи совершается торжественное молебствіе Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителямъ Московскимъ: Петру, Алексію, Іонѣ, Филиппу и Ермогену.
Въ совершеніи молебствія участвуютъ по возможности всѣ архипастыри Члены Собора, а также архимандриты, протоіереи и пресвитеры.

Неслужащіе епископы Члены Собора стоятъ въ мантіяхъ по ступенямъ солеи.

По прочтеніи молитвы первостоятель восходитъ на солею и приближается къ мѣсту, гдѣ положенъ ковчежецъ, съ заключенными въ немъ тремя жребіями съ именами кандидатовъ на патріаршество и, принявъ его въ руки, износитъ на амвонъ.

Въ это время восходятъ на амвонъ шесть старшихъ епископовъ Членовъ Собора, вышеуказанные шесть представителей Членовъ Собора отъ клира и мірянъ и съ ними іеромонахъ-затворникъ Зосимовой пустыни Алексій.

Обратясь лицомъ къ народу, Митрополитъ снимаетъ съ ковчежца печать, поднимаетъ крышку и благословляетъ іеромонаха-затворника Зосимовой пустыни Алексія на вынутіе жребія съ именемъ избраннаго по указанію Божію въ санъ Патріарха Всероссійскаго.

Послѣдній, взявши жребій, вручаетъ его Митрополиту. Митрополитъ вскрываетъ жребій и оглашаетъ предъ лицомъ епископовъ, клира и народа имя избраннаго.

Одновременно старшій изъ представителей клира вынимаетъ оставшіеся въ ковчежцѣ два жребія съ именами неизбранныхъ кандидатовъ, вскрываетъ ихъ и показываетъ прочимъ избраннымъ Соборомъ пяти представителямъ клира и мірянъ.

Весь Священный Соборъ и всѣ предстоящіе воспѣваютъ «Тебе Бога хвалимъ».

Совершается обычный отпустъ, по окончаніи котораго протодіаконъ возглашаетъ многолѣтіе избранному на патріаршество: «Господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту… Архіепископу (имя рекъ),избранному въ патріарха богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи, подаждь, Господи…»

Тотчасъ же по окончаніи Богослуженія къ избранному отправляется нарочитое посольство въ составѣ шести старѣйшихъ архипастырей — Членовъ Собора и означенныхъ трехъ представителей отъ клириковъ и трехъ отъ мірянъ — Членовъ Собора для извѣщенія о томъ, что на него по изволенію Божію палъ жребій воспріять служеніе въ санѣ Патріарха Всероссійскаго.
Немедленно по полученіи такового извѣщенія избранный входитъ въ Крестовую церковь, облачается въ мантію и малый омофоръ и совершаетъ, стоя предъ престоломъ, краткое молебствіе по слѣдующему чину:

«Благословенъ Богъ нашъ». Трисвятое… Отче нашъ… Тропарь святому, егоже есть храмъ, и дневный и Богородиченъ. Потомъ святитель, стоя въ алтарѣ, творитъ ектенію: «Помилуй насъ, Боже, по велицѣй милости Твоей». «Еще молимся о Богохранимой Державѣ Россійской, правителяхъ ея и о всемъ христолюбивомъ воинствѣ».

«Еще молимся о Всероссійскомъ Церковномъ Соборѣ и Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ».

«Еще молимся за всю братію и за вся христіаны».

Возгласъ: «Яко милостивъ и человѣколюбецъ Богъ еси» и отпустъ.

Избранный исходитъ затѣмъ изъ алтаря и становится на амвонѣ, обратясь лицомъ къ народу. Къ нему приближается Высокопреосвященный Митрополитъ Владиміръ съ прочими прибывшими Членами Священнаго Собора и торжественно благовѣститъ ему патріаршество, говоря: «Преосвященный Митрополитъ… или Архіепископъ (имя рекъ), Священный и Великій Соборъ призываетъ твою святыню на патріаршество богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи».

Избранный отвѣтствуетъ: «Понеже Священный Великій Соборъ судилъ мене недостойнаго быти въ таковѣ служеніи, благодарю и пріемлю и ни мало вопреки глаголю».

Протодіаконъ возглашаетъ многолѣтіе: «Господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту… или Архіепископу (имя рекъ), избранному и нареченному въ Патріарха богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи, подаждь, Господи…»

Ликъ поетъ: Многая лѣта.

Новонареченный Патріархъ преподаетъ благословеніе народу и возвращается въ алтарь.

Вскорѣ послѣ этого онъ выѣзжаетъ въ Троице-Сергіеву Лавру и пребываетъ тамъ до того дня, когда будетъ назначенъ чинъ великаго его нареченія и интронизаціи (настолованія), о чемъ онъ получаетъ особое извѣщеніе отъ Собора чрезъ нарочитое посольство.

XXXV. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять выработанный Комиссіею подъ предсѣдательствомъ Архіепископа Кишиневскаго Анастасія чинъ избранія Патріарха всея Россіи.

XXXVI. Предсѣдатель. Членъ Собора священникъ Альбицкій желаетъ сдѣлать краткое предложеніе о помощи плѣннымъ.

XXXVII. Свящ. А. Г. Альбицкій. Священный Соборъ принялъ постановленіе объ оказаніи помощи военноплѣннымъ. Рѣшено обратиться къ населенію съ воззваніемъ и послѣ этого отправить извѣстное пособіе; но только это пособіе будетъ носить характеръ чисто случайный: одинъ разъ, можетъ быть, и два удовлетворены будутъ неотложныя нужды. Для того, чтобы оказывать помощь постоянную и планомѣрную, слѣдуетъ обратиться съ предложеніемъ о томъ, чтобы каждый приходъ содержалъ своихъ плѣнныхъ, какъ это дѣлается у нашихъ союзниковъ во Франціи, гдѣ каждый приходъ содержитъ плѣнныхъ. Въ настоящее время плѣнные содержатся на счетъ семей. Но содержаніе продуктами, а особенно хлѣбомъ очень дорого и трудно становится для семьи, такъ что этимъ семьямъ необходимо оказывать постоянное пособіе. Это пособіе можетъ оказать приходъ собираніемъ продуктовъ и денегъ. Это для прихода не будетъ почти ничего стоить, такъ какъ онъ содержитъ же нищихъ.

XXXVIII. Предсѣдатель. Угодно ли принять? Я думаю, что можно принять не какъ обязательное постановленіе, а какъ пожеланіе.

(Голоса: Согласны).

XXXIX. А. А. Востоковъ. Я очень хорошо знаю положеніе плѣнныхъ, такъ какъ написалъ до 5.000 адресовъ и участвовалъ въ отправленіи до 3.000 посылокъ. Жизнь плѣнныхъ очень плохая. Я бы просилъ пожертвовать въ ихъ пользу однодневное суточное содержаніе Членовъ Собора.

XL. Предсѣдатель. Это — личное дѣло.

XLI. М. А. Касьяновъ. Священный Соборъ, Архипастыри, отцы и братіе міряне! Я хочу передать вамъ свое мнѣніе. О томъ, какъ я ходилъ въ Кремль, уже вамъ передано, и я этимъ много вниманія затруднять не буду. Но я рѣшаюсь остановить на минуту ваше вниманіе сообщеніемъ о томъ, какое впечатлѣніе замѣтилъ на всѣхъ вообще людяхъ, какъ они смотрятъ на все. Конечно, всѣ люди сожалѣли, всѣ, кому мила и дорога православная вѣра. И я замѣтилъ, что изъ всѣхъ святителей одинъ Митрополитъ Платонъ страдалъ болѣе за эту ячейку. Онъ душевно порывался идти, чтобы поднять голосъ, чтобы утѣшить томившихся. Но, слава Богу, онъ послушался, чтобы не идти въ такую позднюю пору. И я вашему вниманію предлагаю: у насъ для высокаго сана Патріарха избраны три кандидата. Не благоугодно ли будетъ Собору къ нимъ присоединить еще четвертаго кандидата? Вѣдь, этотъ святитель и за ячейку боялся. А если бы была большая опасность для многихъ, его не удержали бы. Я могъ бы поднести Священному Собору мое предложеніе и за подписью 30. Прошу встать тѣхъ, которые согласны.

XLII. Предсѣдатель. Этого нельзя. Распоряжаться на Соборѣ вы не можете.

XLIII. М. А. Касьяновъ. Архипастыри, я прошу, я не оскорбляю указанныхъ трехъ кандидатовъ: избирать будетъ Промыслъ Божій! Бога ради, умоляю: Боже, внуши имъ не отказать въ моей просьбѣ! Быть можетъ, Промыслу Божію и угодно будетъ остановиться на этомъ кандидатѣ.

XLIV. Предсѣдатель. Позвольте предложить избрать 6 представителей — 3 клириковъ и 3 мірянъ, — которые должны присутствовать при вынутіи жребія.

(Голоса: Это другое дѣло).

XLV. М. А. Касьяновъ. Умоляю голосовать мое предложеніе: быть можетъ, я ошибаюсь, но я буду спокоенъ только тогда, когда будетъ произведено голосованіе. (Встаетъ на колѣни.) Я на колѣняхъ умоляю васъ объ этомъ!

XLVI. Предсѣдатель. Встаньте.

XLVII. М. А. Касьяновъ. Не встану, Владыки, если моя просьба не будетъ удовлетворена. Бога ради, исполните эту просьбу, иначе мой духъ не можетъ успокоиться.

XLVIII. Предсѣдатель. Встаньте. Слово предоставляется В. А. Потулову.

XLIX. В. А. Потуловъ. Ко мнѣ обратились нѣкоторые жители Москвы съ просьбой довести до свѣдѣнія Церковнаго Собора о тѣхъ звѣрствахъ, которыя допускаютъ солдаты по отношенію къ юнкерамъ, несмотря на сдѣланныя обѣщанія относительно ихъ безопасности. Указывали на случай, который подтверждаетъ это. Въ лѣчебницу, гдѣ хирургомъ состоитъ врачъ Герценъ, явились солдаты, вытащили четырехъ юнкеровъ, изъ которыхъ двухъ убили, третій зарѣзался самъ, не желая отдаваться въ ихъ руки, а четвертый убѣжалъ. Объ этомъ слѣдуетъ записать; не найдетъ ли возможнымъ Соборъ и сдѣлать что-нибудь, представить, кому нужно, чтобы такіе поступки не были допускаемы?

(Голоса: Просимъ).

L. Ѳ. Г. Зибаревъ. Разрѣшите, Владыки святые, исполнить просьбу Касьянова.

LI. Предсѣдатель. Этого нельзя.

LII. Ѳ. Г. Зибаревъ. Невозможное для человѣка возможно для Бога.

LIII. Предсѣдатель. Прошу заняться избраніемъ шести представителей клира и мірянъ.

LIV. Ѳ. Г. Зибаревъ. Если не разрѣшите, грѣхъ будетъ на васъ.

LV. Предсѣдатель. Разрѣшить не могу. Объявляю перерывъ для совѣщанія объ избраніи шести представителей.

LVI. Въ 2 часа 10 минутъ объявляется перерывъ.

LVII. Засѣданіе возобновляется въ 2 ч. 20 мин.

LVIII. Предсѣдатель. Предлагаю приступить къ избранію клириковъ и мірянъ для присутствованія при актѣ избранія Патріарха.

LIX. Секретарь оглашаетъ имена отъ клира: протопресвитеръ Н. А. Любимовъ, прот. Е. И. Бекаревичъ, свящ. В. А. Чернявскій; отъ мірянъ: проф. П. Д. Лапинъ, проф. И. И. Соколовъ, П. И. Уткинъ.

(Голоса: И. И. Малова! Отъ крестьянъ И. И. Малова! А. В. Васильева!).

LX. Протоіерей Е. И. Бекаревичъ (съ мѣста). Ничего не сказано о членахъ Святѣйшаго Сѵнода: участвуютъ ли они при актѣ избранія Патріарха?

LXI. Предсѣдатель. Епископы изъ числа членовъ Святѣйшаго Сѵнода участвуютъ въ совершеніи литургіи въ храмѣ Христа Спасителя. Могутъ участвовать въ священнослуженіи и о.о. протоіереи, присутствующіе въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ.

(Голосъ: Нѣтъ никого изъ простыхъ монаховъ).

Іеромонахъ Алексій вынимаетъ жребій съ именемъ избираемаго въ Патріархи.

LXII. ПОСТАНОВЛЕНО: Избрать для присутствованія при актѣ избранія Патріарха въ храмѣ Христа Спасителя Членовъ Собора: отъ клира — протопресвитера Н. А. Любимова, прот. Е. И. Бекаревича и свящ. В. А. Чернявскаго, отъ мірянъ — проф. П. Д. Лапина, проф. И. И. Соколова и И. И. Малова.

LXIII. Священникъ В. Н. Егоровъ. Разрѣшите мнѣ сказать. Собору совсѣмъ не безразлично, будетъ ли участвовать народъ въ актѣ избранія Патріарха жребіемъ. Соборъ желаетъ, чтобы храмъ Христа Спасителя и площадь сколо собора были полны православнымъ вѣрующимъ народомъ. Оповѣстить народъ о предстоящемъ избраніи Патріарха чрезъ газеты нельзя, но Соборъ имѣетъ возможность сдѣлать это инымъ способомъ. Насъ 400 человѣкъ. Въ послѣдніе страшные дни мы усиленно работали и рѣдко бывали въ храмѣ. Пусть же теперь всѣ мы разойдемся по Московскимъ храмамъ. Пусть каждый изъ насъ предъявитъ настоятелю храма свой билетъ Члена Священнаго Собора и скажетъ ему, что завтра въ храмѣ Христа Спасителя состоится избраніе Патріарха. Если Членъ Собора мірянинъ, онъ можетъ просить настоятеля церкви объявить о предстоящемъ избраніи Патріарха собравшемуся въ храмѣ народу и сказать соотвѣтствующее случаю слово, Члены же Собора — священники могутъ просить у настоятеля о предоставленіи имъ самимъ сказать слово. Быть можетъ, Члены Собора, живущіе въ отдаленныхъ мѣстахъ г. Москвы, — напримѣръ, въ Замоскворѣчьѣ — найдутъ возможность посѣтить въ одинъ вечеръ два-три храма. Такимь путемъ вѣсть о предстоящемъ избраніи Патріарха разнесется по всей Москвѣ, и истомленный, изнервничавшійся народъ поспѣшитъ найти успокоеніе своему мятущемуся духу.

Если Священный Соборъ благословитъ, то можно бы отъ имени Собора сказать настоятелямъ церквей, что завтрашній день послѣ литургіи долженъ быть цѣлодневный колокольный звонъ.

LXIV. Засѣданіе закрыто въ 2 часа 35 мин. дня.