Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние шестьдесят восьмое

ДѢЯНІЕ ШЕСТЬДЕСЯТЪ ВОСЬМОЕ.
24 января 1918 года.

1. Засѣданіе отрыто въ 10 час. 15 мин. утра подъ предсѣдательствомъ Митрополита Новгородскаго Арсенія въ присутствіи 177 Членовъ Собора (въ томъ числѣ 31 епископа).

На повѣсткѣ засѣданія: 1) Текущія дѣла. 2) Докладъ Отдѣла объ епархіальномъ управленіи — объ организація епархіальнаго управленія Православной Россійской Церкви. Докладчикъ: епископъ Челябинскій Серафимъ.

2. Секретарь. Имѣю честь доложить слѣдующее:

а) Митрополитъ Казанскій Іаковъ доноситъ Соборному Совѣту, что онъ въ настоящую сессію Собора не можетъ прибить и уполномочиваетъ вмѣсто себя въ качествѣ замѣстителя епископа Чебоксарскаго Бориса, второго викарія Казанской епархіи. Соборный Совѣтъ постановилъ: о назначеніи Митрополитомъ Казанскимъ Іаковомъ своимъ замѣстителемъ на Соборѣ Епископа Чебоксарскаго Бориса огласить на Соборѣ и сообщить Св. Сѵноду для свѣдѣнія, а представленное епископомъ Борисомъ удостовѣреніе передать въ Отдѣлъ личнаго состава.

б) Членъ Собора священникъ Павелъ Ильинскій (отъ Архангельской епархіи) заявилъ Соборному Совѣту о сложеніи съ себя званія Члена Собора. Соборный Совѣтъ постановилъ признать священника Ильинскаго выбывшимъ изъ состава Собора, о чемъ довести до свѣдѣнія Собора и сообщить Св. Сѵноду.

в) Въ Соборный Совѣтъ поступила выписка изъ опредѣленія Св. Сѵнода отъ 17 января с. г. за № 126 объ утвержденіи избраннаго на Финляндскую архіерейскую каѳедру викарія Финляндской епархіи епископа Сердобольскаго Серафима въ званіи епископа Финляндскаго и Выборгскаго. Епископъ Серафимъ былъ Членомъ Собора отъ клира Финляндской епархіи, а нынѣ долженъ быть Членомъ Собора въ качествѣ правящаго епископа.

3. ПОСТАНОВЛЕНО: принять къ свѣдѣнію.

4. Секретарь. Св. Сѵнодъ сообщилъ Соборному Совѣту выписку изъ сѵнодальнаго опредѣленія отъ 20 декабря — 3 января 1917/18 г.г. за № 6361, съ препровожденіемъ отношенія епископа Оренбургскаго и рапорта епископа Соликамскаго по вопросу о разрѣшеніи священнослужителямъ, поступающимъ на гражданскую службу, носить при исполненіи служебныхъ обязанностей свѣтскую одежду. Соборный Совѣтъ постановилъ: препровожденныя бумаги направить въ Отдѣлъ о церковной дисциплинѣ.

5. ПОСТАНОВЛЕНО: заключеніе Соборнаго Совѣта утвердить.

6. Секретарь. Издательскій Отдѣлъ представалъ докладъ о способахъ скорѣйшаго распространенія по епархіямъ посланія Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 19 января 1918 года и вообще Патріаршихъ и Соборныхъ посланій. Соборный Совѣтъ полагаетъ изложить постановленіе по сему предмету Издательскаго Отдѣла въ слѣдующемъ видѣ: «Въ цѣляхъ скорѣйшаго распространенія посланій, 1) разослать въ консисторіи по одному экземпляру посланій, съ предписаніемъ, чтобы консисторіи а) незамедлительно перепечатывали ихъ, б) принимали всѣ возможныя мѣры къ прочтенію по церквамъ и самому широкому распространенію по епархіямъ, в) оповѣщали, что право перепечатки этихъ посланій предоставляется всѣмъ, г) призывали монастыри, братства, приходскіе совѣты и прочія церковныя организаціи къ содѣйствію въ распространеніи этихъ посланій, и 2) предоставить Св. Сѵноду принять всѣ мѣры къ исполненію этого постановленія.

7. ПОСТАНОВЛЕНО: принять постановленіе Издательскаго Отдѣла въ одобренномъ Соборнымъ Совѣтомъ изложеніи.

8. Секретарь. Поступило заявленіе за подписью 31 Члена Собора слѣдующаго содержанія:

«Въ случаѣ невозможности для Священнаго Собора продолжать свои засѣданія, по независящимъ отъ него обстоятельствамъ, ранѣе законнаго окончанія его занятій, считать всѣ полномочія Членовъ Собора, полученныя ими какъ отъ своихъ избирателей такъ и отъ самого Собора, не прекратившимися и приложить всѣ силы къ возобновленію занятій Собора въ другомъ помѣщеніи или въ другомъ городѣ, гдѣ окажется къ тому возможность. Мѣсто и время для сего указываются Святѣйшимъ Патріархомъ или его замѣстителемъ».

Соборный Совѣтъ постановилъ: признать, что Соборъ сохраняетъ свои полномочія до закрытія его въ порядкѣ ст. 14-й Устава, и въ случаѣ необходимости пріостановить свои занятія ранѣе выполненія всѣхъ намѣченныхъ задачъ, Соборъ возобновляетъ таковыя занятія при первой же возможности, при чемъ мѣсто и время собранія опредѣляется или въ порядкѣ ст. 16 Устава Собора, или Святѣйшимъ Патріархомъ или его замѣстителемъ.

9. ПОСТАНОВЛЕНО: постановленіе Соборнаго Совѣта утвердить.

10. Секретарь. Въ первомъ засѣданіи Собора было доложено опредѣленіе Св. Сѵнода о передачѣ вопроса о захватѣ Александро-Невской Лавры на обсужденіе Отдѣла о монашествѣ. Нынѣ прибыла изъ Петрограда депутація, избранная собраніемъ епархіальнаго епископскаго совѣта и братства приходскихъ совѣтовъ Петрограда и епархіи, бывшимъ 17 января 1918 г. въ залѣ Общества распространенія религіозно-нравственнаго просвѣщенія (на Стремянной улицѣ). Депутація изложила слѣдующее постановленіе собранія:

«Признавая настоящее положеніе Петроградскаго Митрополита въ Александро-Невской Лаврѣ, въ качествѣ сторонняго и даже зависимаго лица, не соотвѣтствующимъ ни достоинству перваго выборнаго митрополита, ни интересамъ самой епархіи, возбудить ходатайство черезъ особую депутацію предъ его Святѣйшествомъ Патріархомъ Всероссійскимъ или даже предъ Священнымъ Всероссійскимъ Соборомъ о возвращеніи Александро-Невской Лавры изъ вѣдѣнія Сѵнода въ вѣдѣніе Петроградскаго Митрополита и епархіи».

Означенная депутація была принята Соборнымъ Совѣтомъ въ присутствіи Святѣйшаго Патріарха и изложила тѣ соображенія, по которымъ Петроградская епархія настаиваетъ на удовлетвореніи означеннаго ходатайства. Такъ какъ депутаты сегодня уѣзжаютъ въ Петроградъ и желаютъ знать заключеніе Священнаго Собора по возбужденному ходатайству, то Соборный Совѣтъ предлагаетъ поручить Отдѣлу о монастыряхъ и монашествѣ представить докладъ Собору о положеніи Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры въ засѣданіи 24 сего января, для чего предложить Собору объявить во время засѣданія перерывъ, необходимый для разсмотрѣнія даннаго дѣла.

11. Предсѣдательствующій. Вопросъ этотъ не сложный. Полагаю, что его можно обсудить во время перерыва настоящаго засѣданія въ присутствіи депутатовъ въ связи съ обстоятельствами захвата Александро-Невской Лавры. Угожно ли Священному Собору поручить Отдѣлу о монастыряхъ и монашествѣ обсудить это дѣло во время перерыва?

12. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложеніе Соборнаго Совѣта.

13. Предсѣдательствующій. Прошу Преосвященнаго Серафима, какъ предсѣдателя Отдѣла, устроить сейчасъ засѣданіе Отдѣла, разсмотрѣть этотъ вопросъ въ спѣшномъ порядкѣ и о рѣшеніи Отдѣла доложить Собору.

14. Секретарь. Соборный Совѣтъ имѣлъ сужденіе о введеніи въ дѣйствіе Соборныхъ опредѣленій объ устройствѣ высшаго управленія въ Русской Православной Церкви и постановилъ: поручить Отдѣламъ о высшемъ церковномъ управленіи и о церковномъ имуществѣ и хозяйствѣ безотлагательно и не позднѣе 7 февраля представить Собору 1) предположеніе о расходахъ по содержанію Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта и объ источникахъ покрытія сихъ расходовъ и вмѣстѣ съ симъ, въ виду переживаемыхъ Церковью тяжелыхъ обстоятельствъ, войти въ обсужденіе вопроса о томъ, не слѣдуетъ ли временно сократить численный составъ названныхъ учрежденій; и 2) предположенія о патріаршихъ учрежденіяхъ съ исчисленіемъ расходовъ на ихъ содержаніе и указаніемъ источниковъ покрытія сихъ расходовъ.

15. Предсѣдательствующій. Одобряетъ ли Соборъ постановленіе Соборнаго Совѣта о томъ, чтобы поручить Отдѣламъ о высшемъ церковномъ управленіи и о церковномъ имуществѣ и хозяйствѣ выработать въ двухнедѣльный срокъ проектъ штатовъ и содержанія Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта и обсудить вопросъ о сокращеніи штата этихъ учрежденій?

16. ПОСТАНОВЛЕНО: постановленіе Соборнаго Совѣта утвердить.

17. Предсѣдательствующій. Въ виду того, что Отдѣлъ о монастыряхъ и монашествѣ будетъ срочно разсматривать вопросъ о передачѣ Александро-Невской Лавры въ завѣдываніе Митрополита Петроградскаго, то я объявляю перерывъ засѣданія. Прошу членовъ Отдѣла собраться въ комнатѣ № 8.

18. Объявляется перерывъ въ 10 час. 35 мин.

19. Засѣданіе возобновляется въ 12 час. 50 мин. подъ предсѣдательствомъ Святѣйшаго Патріарха Тихона.

20. Товарищъ Предсѣдателя Митрополитъ Новгородскій Арсеній. Предсѣдатель Отдѣла о монастыряхъ и монашествѣ Преосвященный Серафимъ доложитъ о результатахъ совѣщаніи по вопросу о передачѣ Александро-Невской Лавры въ завѣдываніе Митрополита Петроградскаго.

21. Архіепископъ Тверской Серафимъ. Вопросъ объ Александро-Невской Лаврѣ возникъ послѣ управленія ею бывшаго Митрополита Питирима. Послѣ его ухода, въ Лаврѣ были замѣчены такія растраты денегъ и такіе непорядки, которые заставили Святѣйшій Сѵнодъ обратить вниманіе на ея положеніе. И когда Святѣйшій Сѵнодъ приступилъ къ разсмотрѣнію этого вопроса, то вспомнили, что при основаніи Лавры Петромъ I-мъ было установлено, чтобы она служила просвѣтительнымъ центромъ столицы. Въ то время всѣ монастыри основывались съ просвѣтительною цѣлью, и въ этомъ отношеніи они послужили родинѣ, такъ что Россія своимъ первымъ просвѣщеніемъ обязана монастырямъ. Но теперешнее положеніе Лавры иное: она превратилась изъ монастыря въ большое кладбище и средоточіе проживающихъ и пріѣзжающихъ архіереевъ: затѣмъ ежедневное скопленіе въ ней значительнаго количества богомольцевъ, а также и то, что на земляхъ, ей принадлежащихъ, были построены духовная семинарія и Академія, измѣнили ея лицо, и нынѣ она сдѣлалась не только просвѣтительнымъ центромъ, но и особо населеннымъ мѣстомъ. Возникла мысль обновить составъ насельниковъ Лавры, замѣнить простецовъ иноковъ монашествующими съ образованіемъ. Думаютъ, что отъ этого измѣнятся характеръ монастыря, образъ жизни и дѣятельности его обитателей. Вмѣстѣ съ тѣмъ признано было необходимымъ дать монастырю такого начальника, который могъ бы ближе входить въ его жизнь и руководить просвѣтительною дѣятельностью иноковъ. Создалось убѣжденіе, что начальникомъ Лавры не можетъ быть епархіальный архіерей, потому что онъ занятъ епархіальными дѣлами; кромѣ того, Митрополитъ Петроградскій состоитъ и членомъ Святѣйшаго Сѵнода. Рѣшили, что необходимо дать Лаврѣ новаго настоятеля. Мысль эту можно привѣтствовать, но нельзя сказать, что обычный настоятель монастыря всегда будетъ болѣе соотвѣтствовать своему назначенію, ибо и епископъ можетъ обладать такими качествами и дарованіями, которыя дадутъ преимущество его настоятельству. Словомъ, не слѣдуетъ создавать общаго правила. Вопросъ о Лаврѣ неоднократно вставалъ во всю свою величину и требовалось принять неотложныя мѣры къ тому, чтобы упорядочить ея жизнь. Лавра обратилась въ проходной дворъ, куда пріѣзжаютъ архіереи, стекаются многочисленные богомольцы, гдѣ совершается постоянное служеніе молебновъ и паннихидъ, ежедневно до 10 литургій, что требуетъ громаднаго состава монашествующихъ въ священномъ санѣ. Все это придаетъ Лаврѣ особый характеръ, который дѣлаетъ невозможнымъ уединеніе и мѣшаетъ ученымъ занятіямъ. Сравнивать ее въ этомъ отношеніи съ другими монастырями невозможно. Въ виду этого постановлено было поставить во главѣ Лавры особаго настоятеля и изъять ее изъ вѣдѣнія мѣстнаго митрополита. Однако, это сдѣлано было послѣ удаленія Митрополита Питирима и подъ вліяніемъ особыхъ тогдашнихъ обстоятельствъ. Такимъ образомъ Петроградскій Митрополитъ и сдѣлался жильцомъ, до извѣстной степени гостемъ Александро-Невской Лавры. Это совершено было по распоряженію подлежащей власти, но оказалось, что вѣрующій народъ Петрограда не былъ освѣдомленъ о такой мѣрѣ. Делегація, прибывшая изъ Петрограда, передаетъ о недоумѣніи народа, когда онъ во время послѣднихъ событій узналъ, что Митрополитъ Веніаминъ настоятелемъ Лавры не состоитъ. Въ народѣ произошло смущеніе, и рѣшено было прислать делегацію просить о возстановленіи Митрополита Веніамина въ правахъ настоятеля Лавры. Отдѣлъ о монастыряхъ и монашествѣ и Совѣщаніе Епископовъ уже обращали вниманіе на этотъ вопросъ. Указывалось, что нѣтъ основаній поступать такъ только съ Александро-Невской Лаврой. Почему эта Лавра, а не другія должна была превратиться въ монастырь для ученаго монашества? Почему именно въ ней, совершенно неподходящей для этой цѣли, устраивается обитель ученыхъ иноковъ? Самъ Митрополитъ Веніаминъ, въ бытность свою на Соборѣ, заявлялъ о своемъ тяжеломъ положеніи. Говорятъ, что настоятель не можетъ стѣснять Митрополита и будетъ всегда въ каноническомъ ему подчиненіи, такъ какъ Митрополитъ хотя и не настоятель, но онъ является начальникомъ монастыря, будучи епархіальнымъ архіереемъ. Теоретически это хорошо. Когда начальникъ временно пріѣзжаетъ въ монастырь для ревизіи и распоряженій — это одно дѣло, но если онъ живетъ тамъ постоянно, то онъ стѣсняетъ настоятеля, естественно затрудняетъ для него отправленіе своихъ обязанностей, что и случилось съ уважаемымъ Преосвященнымъ Прокопіемъ, который вынужденъ былъ просить объ увольненіи его отъ настоятельства въ Лаврѣ. Съ другой стороны, неудобно и положеніе начальника, который можетъ наблюдать изъ окна своего помѣщенія безпорядки въ монастырѣ и стѣсняется дѣлать нужныя указаніи. Не буду говорить о матеріальной сторонѣ вопроса. Митрополитъ Веніаминъ — единственный архіерей, который не имѣетъ теперь своего архіерейскаго дома и проживаете въ монастырѣ на положеніи гостя. Ясно, что положеніе Митрополита Веніамина, поставленнаго въ особыя условія, по сравненію съ другими архіереями и неизвѣстно по какой винѣ, должно быть измѣнено, и непопятное для епархіи и народа — прекращено. Вопросъ же о просвѣтительномъ назначеніи Лавры остается въ своей силѣ. И до сихъ поръ она проявляла просвѣтительную дѣятельность: въ ней жили ученые монахи, въ ней находили пріютъ духовные цензоры и вызываемые на чреду служенія и проповѣди. Желательно, чтобы эта дѣятельность увеличивалась, и нѣтъ причинъ думать, что въ настоятельство Митрополита эта дѣятельность будетъ замирать, а при особомъ настоятелѣ будетъ непремѣнно процвѣтать. Затѣмъ слѣдуетъ указать, что Александро-Невская Лавра имѣетъ значеніе для всей епархіи какъ источникъ заимствованія матеріальныхъ средствъ. Петроградская епархія привыкла видѣть въ ней настоятеля Митрополита, всегда готоваго придти на помощь всей епархіи. Съ этимъ нельзя не считаться, нельзя лишать епархію источника, изъ котораго она почерпаетъ средства на строительныя и другія нужды. Нарушать связь между епархіей и Лаврой неразумно и не имѣется къ тому никакихъ основаній. Поэтому, Отдѣлъ о монастыряхъ и монашествѣ, выслушавъ и обсудивъ ходатайство делегаціи отъ Братства приходскихъ совѣтовъ Петрограда и епархіи о возвращеніи Александро-Невской Лавры въ управленіе Петроградскаго Митрополита, постановилъ: ходатайствовать предъ Священнымъ Соборомъ Православной Россійской Церкви о возвращеніи Александро-Невской Лавры Петроградскому Митрополиту съ присвоеніемъ ему званія Священно-Архимандрита оной.

Членъ Отдѣла о. архимандритъ Гурій, присоединившись къ сему постановленію, заявилъ слѣдующее особое мнѣніе:

«Я полагалъ бы настоящее постановленіе дополнить такъ: и о порученіи Отдѣлу о монастыряхъ и монашествѣ выработать особый статутъ объ организаціи въ сей Лаврѣ просвѣтительной дѣятельности черезъ опредѣленный кругъ способныхъ къ тому иноковъ».

22. Предсѣдательствующій. Итакъ, имѣются постановленіе Отдѣла о передачѣ Александро-Невской Лавры въ вѣдѣніе Митрополита Петроградскаго Веніамина, съ присвоеніемъ ему званія Священно-Архимандрита оной, и предложеніе архим. Гурія о выработкѣ особаго статута объ организаціи въ Лаврѣ просвѣтительной дѣятельности. Эти постановленіе и предложеніе не исключаютъ одно другого. Возстановленіе Митрополита Веніамина въ званіи Священно-Архимандрита Лавры не препятствуетъ выработкѣ предполагаемаго о. архимандритомъ Гуріемъ статута. Ставлю на голосованіе первое постановленіе о передачѣ Александро-Невской Лавры въ вѣдѣніе Митрополита Петроградскаго Веніамина, съ присвоеніемъ ему званія Священно-Архимандрита оной.

23. ПОСТАНОВЛЕНО: принять заключеніе Отдѣла и передать его въ Редакціонный Отдѣлъ.

24. Предсѣдательствующій. Ставлю на голосованіе особое предложеніе о. архимандрита Гурія о порученіи Отдѣлу о монастыряхъ и монашествѣ выработать особый статутъ объ организаціи въ Лаврѣ просвѣтительной дѣятельности черезъ опредѣленный кругъ способныхъ къ тому иноковъ.

25. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложеніе архимандрита Гурія.

26. Предсѣдательствующій. Итакъ, вопросъ объ Александро-Невской Лаврѣ рѣшенъ, и постановленіе Отдѣла о монашествѣ принято. Что касается вопроса, подлежащаго обсужденію двухъ Отдѣловъ, то въ бывшемъ сейчасъ соединенномъ засѣданіи этихъ Отдѣловъ, въ виду серьезности вопроса, не пришли къ окончательному рѣшенію. Сегодня въ 5 часовъ вечера въ комнатѣ № 8 состоится вновь засѣданіе тѣхъ же Отдѣловъ, и рѣшеніе, если такое послѣдуетъ, будетъ доложено Собору завтра, въ 10 час. утра. Если, паче чаянія, мы не придемъ къ соглашенію, то будемъ заниматься разсмотрѣніемъ доклада объ Епархіальномъ Управленіи. Думаю, что, наконецъ, мы рѣшимъ этотъ важный вопросъ объ епархіальномъ Управленіи?

(Голоса: Желательно выслушать Петроградскую делегацію!)

Въ виду заявленнаго желанія выслушать прибывшее изъ Петрограда посольство, я объявляю засѣданіе законченнымъ. Такъ какъ засѣданіе закончено, то я предложу кому-либо изъ Петроградской делегаціи въ частномъ порядкѣ, подѣлиться впечатлѣніями о послѣднихъ событіяхъ въ Петроградѣ.

27. Засѣданіе закрыто въ 1 час. 20 мин. дня.

Протоіерей Ф. Н. Орнатскій. Ваше Святѣйшество, досточтимые архипастыри, отцы и братія. Я не подготовился къ настоящему выступленію, такъ какъ въ Уставѣ Собора есть статья, не позволяющая выступать съ заявленіями лицамъ, не принадлежащимъ къ составу Священнаго Собора. Лично на меня выпала великая честь, и я считаю долгомъ выразить мою радость, что я вижу Священный Соборъ лицомъ къ лицу. Предъ крестнымъ ходомъ, который состоялся въ воскресеніе, въ субботу за всенощной я имѣлъ въ рукахъ посланіе Его Святѣйшества. По субботамъ въ Казанскомъ соборѣ за всенощнымъ бдѣніемъ обыкновенно говорятся проповѣди на текстъ утреннихъ воскресныхъ евангелій. Первое чтеніе было на текстъ евангелія отъ Марка, повѣствующаго о Маріи и женахъ-мѵроносицахъ, пришедшихъ помазать покойника Христа. Когда они недоумѣвали, кто отвалить имъ камень отъ гроба, Ангелъ съ неба сдѣлалъ это. И у насъ есть Ангелъ въ Церкви, глава Россійсской Церкви — Святѣйшій Патріархъ, и за его посланіе, исполненное духа и силы, приношу отъ Петроградскаго населенія и духовенства глубокую благодарность. Это — голосъ, который властно и могуче раздался въ Петроградскихъ церквахъ и на площади Александро-Невской Лавры. Посланіе мы успѣли размножить въ субботу вечеромъ и раздать по церквамъ. Затѣмъ прошу позволенія принести глубокую благодарность за возстановленіе поруганной правды и возстановленіе нашего кроткаго и симпатичнаго Митрополита Веніамина въ правахъ настоятеля и Священно-Архимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Я буду кратокъ въ сообщеніи о событіяхъ, переживаемыхъ Петроградомъ. Конечно, васъ интересуютъ Петроградскія событія и воскресный крестный ходъ. Вы уже знаете о попыткахъ со стороны правящей власти къ захвату церковнаго достоянія, объ оскорбленіи его святынь и поруганіи Православной вѣры. 11 декабря состоялось собраніе въ зданіи Исидоровскаго епархіальнаго женскаго училища. Выступленія захватчиковъ позволяли предполагать, чтó можетъ случиться въ ближайшіе дни. Протоіерей П. Н. Лахостскій ознакомилъ собраніе съ дѣломъ о захватѣ Сѵнодальной типографіи, протопресвитеръ Дерновъ повѣдалъ о разгромѣ церкви Зимняго Дворца. Дворцовая церковь въ Гатчинѣ предназначена для устройства кинематографа. Въ Новомъ Петергофѣ власти потребовали передачи метрическихъ книгъ, такъ какъ акты о рожденіи будутъ выдаваться изъ комиссаріата. Церкви при учрежденіяхъ Министерства Внутреннихъ Дѣлъ закрыты, а имущество и драгоцѣнности должны быть переданы въ вѣдѣніе Министерства. Церковь въ зданіи Министерства Внутреннихъ Дѣлъ и церковь въ зданіи Градоначальства закрыты. Протопресвитеръ Дерновъ повѣдалъ также о поруганіи Святыни — Образа Спасителя, помѣщающагося въ часовнѣ на Невскомъ проспектѣ. По причинѣ ли небрежнаго отношенія къ охранѣ Святыни или по попустительству въ часовню проникли воры, украли деньги. Къ счастію, Святого Образа они не отняли, но оскорбили часовню, заплевали ее и набросали окурковъ; нѣкоторые окурки воткнули въ подставки для свѣчей въ подсвѣчникахъ. Такія обстоятельства и побудили Митрополита Веніамина составить собраніе. На немъ рѣшили выступить съ протестомъ противъ насилій; для окончательныхъ рѣшеній по этому дѣлу составлены были два собранія изъ пастырей и мірянъ въ залѣ Общества религіозно-нравственнаго просвѣщеніи на Стремянной улицѣ. На первомъ собраніи я не былъ, а на второмъ, состоявшемся въ присутствіи Митрополита Веніамина и двухъ викарныхъ епископовъ, я присутствовалъ. Въ первомъ собраніи были приняты нѣкоторыя резолюціи по поводу захвата. Во второмъ собраніи резолюціи эти были оглашены и приняты; постановлено было покрыть ихъ подписями при церквахъ и послать ихъ власти, а также напечатать ихъ въ газетахъ. Не ограничиваясь этимъ, рѣшено было поддержать протестъ… если нужно, личнымъ выступленіемъ, хотя бы за это пришлось подвергнуться разстрѣлу. Говорили, что пора на дѣлѣ показать, какъ долженъ относиться православный вѣрующій народъ къ современнымъ событіямъ. Въ воскресенье 21 января рѣшено было устроить крестный ходъ. Было высказано два предположенія: 1) пригласить народъ къ литургіи въ Александро-Невской Лаврѣ, помолиться тамъ передъ ракою Св. Александра Невскаго и затѣмъ крестнымъ ходомъ идти къ Казанскому Собору и передъ иконою Казанской Божіей Матери помолиться о прекращеніи междуусобія и гоненій на Православную Церковь; 2) крестнымъ ходомъ выйти изъ всѣхъ храмовъ и направиться къ Александро-Невской лаврѣ, пригласить народъ въ субботу по всѣмъ храмамъ, чтобы можно было организовать выступленіе всего вѣрующаго народа во главѣ съ духовенствомъ на защиту Церкви. Второе мнѣніе восторжествовало, и крестные ходы были назначены въ Александро-Невскую Лавру послѣ поздней литургіи съ такимъ разсчетомъ, чтобы крестные ходы прибыли въ Александро-Невскую Лавру къ часу дня. Почему принято было это мнѣніе? Это находится въ связи съ событіями въ Лаврѣ. Преосвященный Веніаминъ послѣ собранія въ Исидоровскомъ епархіальномъ женскомъ училищѣ обратился съ посланіемъ въ Совѣтъ народныхъ комиссаровъ, съ письмомъ, которое было напечатано въ двухъ газетахъ: «Петроградскій Голосъ» (бывшій «Листокъ») и «Нашъ Вѣкъ» (бывшая «Рѣчь»). Въ письмѣ Владыка предупреждалъ комиссаровъ, что когда рѣчь пойдетъ о поруганіи Святыни, тогда народъ станетъ стѣной на защиту этой Святыни; онъ предупреждалъ, что власть на Руси забываетъ народное благо. Это обстоятельство отмѣчалось въ письмѣ, и объ этомъ Владыка предупреждалъ народныхъ комиссаровъ. Письмо составлено было въ скромномъ тонѣ, но съ твердостью. Повидимому, какъ отвѣтъ на это письмо, и послѣдовало распоряженіе о захватѣ Лавры, объ обращеніи свободныхъ помѣщеній — самого Митрополита и другихъ архіерейскихъ помѣщеній — подъ богадѣльню для призрѣнія инвалидовъ. Распоряженіе принимало характеръ благовидности: мы-де заботимся о благѣ народномъ, а монахи ничего для этого не дѣлаютъ. Но по связи съ уже бывшими захватами ясно было, что вопросъ стоялъ о нападеніи на вѣру, на Церковь. Первая партія солдатъ и матросовъ осматривала всѣ Лаврскія помѣщенія. Вторая партія осматривала Лаврскія церкви, въ соборъ входили въ шапкахъ, съ ружьями. На замѣчанія богомольцевъ, что здѣсь находятся святыни, отвѣчали: «для васъ святыни, для насъ не святыни». Были осмотрѣны помѣщенія Митрополита и признаны были наиболѣе удобными для помѣщенія богадѣльни. Назначено было опредѣленное время для устройства богадѣльни. Я знаю о послѣднемъ налетѣ на Лавру послѣ рѣшенія о крестномъ ходѣ. Налетъ былъ совершенъ въ пятницу 19-го января. Комиссаромъ въ Александро-Невскую Лавру былъ назначенъ Иловайскій; онъ прибылъ въ сопровожденіи 17-ти красногвардейцевъ и матросовъ, чтобы арестовать Митрополита Веніамина, потребовалъ дать имъ помѣщеніе и доставить описи Лаврскихъ помѣщеній и имущества. Епископъ Прокопій заявилъ, что не можетъ разрѣшить этого. Тогда комиссаръ объявилъ его арестованнымъ, его повели въ его помѣщеніе, къ которому приставили стражу. Внизу начали волноваться. Еще на собраніи на Стремянной улицѣ одна женщина подала хорошую мысль. Когда Митрополитъ Веніаминъ спросилъ: «что дѣлать, если прикажутъ уходить изъ Лавры?» Послышались голоса: «не позволимъ, нельзя уходить!» Одна женщина посовѣтовала: «нужно ударить въ набатъ въ Лаврской и другихъ церквахъ, и мы побѣжимъ защищать Митрополита». Такъ и сдѣлали: ударили въ набатъ въ Лаврскихъ церквахъ, у Знаменія и въ церкви Бориса и Глѣба. Прибѣжало много народа, особенно женщинъ. Одна женщина закричала красногвардейцамъ: «Какъ вамъ не стыдно!» Одинъ изъ красногвардейцевъ направилъ на нее ружье. Одинъ изъ монаховъ закричалъ, что тамъ наступаютъ, производятъ безобразія. Протоіерей Скипетровъ шелъ въ Лавру. Тамъ были я, протоіерей Рудинскій и протоіерей Скипетровъ съ своимъ сослуживцемъ въ Скорбященской церкви — Покровскимъ. Я уже былъ у Митрополита. Въ это время протоіерей Скипетровъ шелъ изъ собора и, когда услышалъ крики монаха, бѣгомъ побѣжалъ по черному ходу Канцеляріи Митрополита къ мѣсту происшествія, на свою смерть, увидѣлъ тамъ дуло ружья красногвардейца, направленное на женщину и закричалъ: «Братья, что вы дѣлаете? Вѣдь, вы въ святомъ мѣстѣ!» Въ это время раздался выстрѣлъ; пуля попали въ ротъ о. протоіерея Скипетрова. Въ первый моментъ протоіерей Покровскій не понялъ, въ чемъ дѣло: онъ думалъ, что произведенъ холостой выстрѣлъ: но вдругъ о. Скипетровъ помертвѣлъ и сталъ падать, его отнесли въ Лаврскую больницу. Вотъ нашъ первый священномученникъ за правое дѣло, погибшій при исполненіи долга у порога своего архипастыря. Говорили, что онъ замахнулся на красногвардейца, ударилъ его посохомъ, но факты опровергаютъ это. Протоіерей Скипетровъ былъ отправленъ въ Лаврскую больницу, челюсть у него была раздроблена. Его отправили потомъ въ челюстную больницу, гдѣ онъ и скончался въ 11 часовъ вечера. Митрополитъ Веніаминъ тихонько въ сопровожденіи одного іеромонаха навѣстилъ своего вѣрнаго пастыря, благословилъ его, распорядился призвать священника для пріобщенія умирающаго; говорили, что онъ приходилъ иногда въ сознаніе, звалъ свою жену (мама, мама!), меня онъ не узналъ. Послѣ этого ужаснаго дѣла набатъ продолжался. Комиссаръ Иловайскій удалился: ему посовѣтовали уходить, взяли его подъ руки и проводили чрезъ Тихвинское кладбище. Матросамъ и солдатамъ также посовѣтовали уходить, они побросали оружіе и ушли. Была вызвала новая банда съ пулеметомъ. Я былъ свидѣтелемъ того, какъ эта банда солдатъ стрѣляла изъ пулемета въ воздухъ, желая напугать народъ. Говорятъ, что они стрѣляли и на колокольню, гдѣ производился набатный звонъ. Искали іеромонаха Гурія, который обезоруживалъ красногвардейцевъ. Но народъ прибывалъ. Красногвардейцы сняли караулъ и увезли пулеметъ. Когда я выходилъ, часа въ четыре, пулеметъ еще стоялъ на площади, направленный на Лавру. Вотъ что произошло въ пятницу. Каково же было наше настроеніе въ субботу! Митрополитъ сдѣлалъ распоряженіе о совершеніи крестнаго хода. Этимъ исполнялось лишь требованіе вѣрующаго народа. И только въ случаѣ, если будутъ поставлены заставы, рѣшили не брать народъ въ крестный ходъ и помолиться въ соборѣ. Когда въ субботу объ этомъ говорилъ народу, народъ говорилъ: «пойдемъ!». Въ нѣкоторыхъ храмахъ исповѣдывались и пріобщались Святыхъ Тайнъ. Говорили: «пойдемъ, хотя бы и на разстрѣлъ». Въ «Вечернемъ Голосѣ» было напечатано, что крестный ходъ будетъ запрещенъ. Но, вѣроятно, власть учла народное настроеніе, и Бончъ Бруевичъ не только не запретилъ, по даже заявилъ, что они не противники вѣры, и сдѣлалъ распоряженіе объ арестѣ нарушающихъ порядокъ во время крестнаго хода и отправленіи въ Смольный въ комнату № 75. Эти распоряженія были напечатаны и разбрасывались изъ автомобиля, параллельно крестному ходу. Послѣ ранней литургіи было прочитано посланіе Святѣйшаго Патріарха, и начались крестные ходы. Я буду говорить о Казанскомъ соборѣ. Огромное количество богомольцевъ образовало крестный ходъ изъ Казанскаго собора и ближайшихъ церквей. Соединенные крестные ходы шли съ Петроградской стороны и Васильевскаго Острова. Одинъ изъ корреспондентовъ опредѣлялъ число народу въ крестномъ ходѣ до полмилліона. Во всякомъ случаѣ богомольцевъ было нѣсколько сотъ тысячъ. Грандіозные крестные ходы направились на площадь Александро-Невской Лавры, такъ какъ Лавра не могла вмѣстить такого большого количества богомольцевъ. Къ половинѣ второго Митрополитъ взошелъ на особый помостъ на площади и здѣсь было совершено молебствіе и прочитано Патріаршее посланіе. Весь народъ пѣлъ молитвы Спасителю, Божіей Матери и Святымъ Ангеламъ. Масса народа была на крышѣ и на оградѣ Александро-Невской Лавры. Пошли съ крестными ходами обратно. Дорога была ужасная, сугробы, ухабы, но все обошлось благополучно, если не считать чрезмѣрное усердіе богомольцевъ: на Аничковомъ мосту не снявшему шапки была дана пощечина, срывали шапки съ не снимавшихъ ихъ при видѣ крестнаго хода. Этого, конечно, не нужно было дѣлать. Когда мы съ чудотворнымъ образомъ Богоматери спускались съ Аничкова моста, сзади насъ шелъ Митрополитъ Веніаминъ. Передніе богомольцы съ хоругвями уже поворачивали къ Казанскому собору, и весь Невскій проспектъ былъ наполненъ народомъ. Когда подходили къ Казанскому собору, кого-то изъ богомольцевъ Господь осѣнилъ запѣть «Христосъ Воскресе». «Воистину Воскресе» было отвѣтомъ многочисленной толпы. Когда вошли на портикъ собора, Владыка сказалъ небольшую рѣчь, но съ большимъ воодушевленіемъ: «Когда мы подходили къ собору, мы запѣли «Христосъ Воскресе» и народъ на всей площади отвѣтилъ вамъ «Воистину Воскресе». Эти слова и есть то основаніе, на которомъ мы стоимъ и на которомъ уставлена и вѣра и святая Церковь. Мы боялись тогда, когда устраивали крестный ходъ, что онъ закончится неблагополучно, на вотъ Господь, свѣтящій и добрымъ и злымъ, послалъ намъ солнышко, и всѣ мы живы и здоровы. Поэтому будемъ теперь стоятъ въ вѣрѣ до готовности пострадать до самой смерти, какъ завѣщалъ намъ протоіерей Скипетровъ, убитый у порога своего Архипастыря». Всѣ пропѣли почившему «Вѣчная память», и Владыка продолжалъ: «Почившій пастырь былъ убитъ у порога своего архипастыря, и вы должны объединиться около своего архипастыря, въ этомъ наша сила и побѣда». Въ отвѣтъ послышалось пѣніе: «Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его»; съ этимъ пѣснопѣніемъ народъ сталъ расходиться.

Скажу нѣсколько словъ о Митрополитѣ Веніаминѣ. Въ 9 часовъ утра онъ прибылъ въ Александро-Невскій Соборъ, въ 5-мъ часу разоблачился, а въ половинѣ шестого, когда былъ назначенъ выносъ почившаго протоіерея Скипетрова, онъ вышелъ чрезъ царскія врата и сталъ благословлять народъ. Удалось ли ему въ 10-15 минутъ закусить чѣмъ нибудь, я не знаю. Не было 6 часовъ, онъ былъ уже у Скорбященской церкви и совершалъ парастасъ. Въ 10-11 часовъ окончился день его воскресныхъ трудовъ. Таковы у него и другіе дни. Онъ всегда съ народомъ. Трогательно слышать, когда народъ называетъ его «голубчикъ, нашъ избранникъ». Народъ любитъ его.

Въ заключеніе я напомню, что въ Москвѣ также предполагается крестный ходъ; во Владимірѣ обѣщалъ устроить крестный ходъ Митрополитъ Сергій. Пора выявить свою силу. Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляютъ нами. Мы терпѣли, но терпѣть далѣе невозможно, потому что затронуто Святое Святыхъ русской души — Святая Церковь. Мы бесѣдовали съ іеромонахомъ Алексіемъ, вынимавшимъ Патріаршій жребій, и онъ сказалъ: «пора говорить правду». На сознательное мученичество идти не слѣдуетъ, но если намъ нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будетъ сдѣлать. Крестные ходы докажутъ всѣмъ, что вѣрующій народъ объединяется. Духовенству надо проповѣдывать народу не по праздникамъ только, а всегда и вездѣ, гдѣ можно. Всѣ должны говорить, что необходимо защищать святую вѣру, надо кричать объ этомъ въ трамваяхъ, кинематографахъ, на желѣзныхъ дорогахъ, гдѣ встрѣчаются невѣрующіе люди, что это ведетъ къ развалу, къ погибели нашей родины. Пора духовенству объединиться съ народомъ. Если Лавра получила защиту, это защитилъ ее народъ. Если отвоюемъ Церковь, это сдѣлаемъ при содѣйствіи народа. Еще разъ приношу благодарность Вашему Святѣйшему и Собору за честь, которой вы меня удостоили.

Товарищъ Предсѣдателя. За интересное сообщеніе по поводу печальныхъ событій въ Петроградѣ благодаримъ васъ и благословляемъ возвратиться въ Петроградъ.

Протоіерей Ф. Орнатскій. Печаль ваша да будетъ въ радость. Мы въ Петроградѣ послѣ совершенія крестнаго хода испытали великую радость.

Рѣчь была закончена въ 2 часа дня.